В Астраханском драматическом театре - «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера!
На первый взгляд, история о Ромео и Джульетте, но только с социальным, даже с социально-политическим содержанием. Но как же актуально смотрится сегодня пьеса, написанная и впервые продемонстрированная в конце XVIII века! И каким, наверное, вызовом она была тогда! Вызовом существующим и казавшимся незыблемыми правилам и порядкам! Вызовом монархам и аристократам, упивающимся своей властью и богатством и презирающим людей из низших сословий, которых они считают чернью.
Но история Европы показала и доказала, что чернь эта не только имеет чувство собственного достоинства, но и готова его отстаивать, в том числе и с оружием в руках.
Вся пьеса, которая, казалось бы, о любви двух молодых сердец, наполнена предчувствием будущих революционных потрясений, протестом и борьбой. Протестом против семьи и брака, созданных по расчету, против социальной несправедливости и имущественного неравенства, против произвола и деспотизма власти по отношению к народу, против несвободы и угнетения во всех их проявлениях.
А еще мечтой о том, что ни сословные перегородки, ни знатное или незнатное происхождение не будут стоять на пути людей к любви и счастью.
Пройдет всего несколько лет после премьеры пьесы Шиллера, и падет Бастилия, а идеалы свободы, равенства и братства шарахнут по консервативным устоям монархической Европы.
«Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода…»
Именно борьба за свободу - главная тема пьесы. За свободу выбора счастливой жизни, которой, однако, не добивается никто из персонажей: ни сильные, ни слабые мира сего.
Такие темы вечны, а потому и пьеса сегодня смотрится с неподдельным интересом. Ну еще, конечно, благодаря отличной постановке и блестящей игре актеров, сумевших, каждый по-своему, передать настроения, эмоции и жизненную позицию своих героев.
Особенно хороша Екатерина Спирина в роли мятущейся леди Мильфорд, пытающаяся ценой собственной несвободы смягчить жестокие сердца власть предержащих и облегчить участь несчастных и угнетенных, и в то же время горячо отстаивающая своё право на любовь.
Весьма убедителен и Владимир Дёмин в роли Президента, манипулирующий людьми высоких рангов и легко подавляющий своей властью тех, кто ниже его по происхождению и социальному статусу, но не сумевший сделать счастливым собственного сына. Потому что несвобода не дает счастья.
Собственно, при минимуме декораций именно актеры, а еще, пожалуй, звуковой фон, и создают особую атмосферу спектакля и затягивают в него зрителя. И вот уже хочется, чтобы антракт поскорее завершился, и действие развивалось снова. Драматизм развивающихся на сцене событий и ожидание трагической развязки держат зрителя в напряжении до самого финала.
Одним словом, смотреть обязательно!
Александр Токарев,
http://astrakult.ru/okovy-tyazhkie-padut/