Облагораживающее японское кино

Sep 26, 2013 11:18

На днях в Астрахани прошел фестиваль японского кино. В нашем городе он проводится уже второй раз. Как и год назад, мероприятие было организовано при поддержке посольства Японии в России и Астраханского государственного университета.

В прошлом году фестиваль продолжался неделю, в этом время показа японских кинофильмов ограничилось тремя днями. За это время мне удалось посмотреть три фестивальных фильма: «Зоопарк Асахияма - пингвины в небе», «Дзэн» и «Собака в коляске мотоцикла».

Первый фильм, с показа которого и началась, так сказать, смотровая часть фестиваля, рассказывает о судьбе самого северного зоопарка Японии. На протяжении всего фильма, в общем-то комедийного, идет нешуточная борьба служащих зоопарка за выживание. Рентабельный зоопарк, оказавшийся на грани закрытия, выстоял благодаря искренним усилиям людей, для которых его сохранение стало делом принципа и чести. Директор зоопарка обивает пороги высоких чиновников, выступает в городском совете, выдумывает новые способы привлечения посетителей и даже участвует в акциях протеста со своим коллективом, в котором работает даже молодая племянница самого мэра. Шаг за шагом, находясь порой на грани отчаяния, теряя животных и даже одного из своих товарищей, энтузиасты добиваются-таки поставленной цели - зоопарк становится одним из лучших (или даже лучшим) в Японии. И даже пингвины в нем… летают.




Люди не подобны животным - разрушает распространенное в последние годы представление этот фильм. В мире животных все целесообразно, но и жестоко: слабые и больные не выживают, как и непохожие на других. И лишь человек принимает в своем обществе и слабых, и больных. А несхожесть считает индивидуальностью. Да и заботиться о животных - представителях не своего вида - тоже способен лишь человек. Взращивать в себе человеческое, а не только животное учит фильм «Зоопарк Асахияма - пингвины в небе».

Фильм «Дзэн» повествует о судьбе и деятельности молодого учителя Догэна, который после обучения в Китае, достигнув просветления, возвращается в Японию, чтобы проповедовать истинный буддизм. Как это часто и бывает, новая религия принимается не всеми. Из одного монастыря приходится уйти, а второй и вовсе сжигают сторонники строй веры. Но… постепенно Догэн завоевывает доверие и поддержку не только своих учеников, но и простых людей, а также самого сёгуна, которому помогает избавиться от приступов безумия.



Весьма специфический в плане восприятия фильм, тем не менее, заставляет отвлечься на какой-то миг от суеты мира и пустых разговоров и задуматься о чем-то вечном. Думаю, никого не оставила равнодушной сцена, в которой женщина, добывающая на пропитание семьи продажей тела, с умирающим ребенком на руках приходит к Догэну и просит его спасти. Понимая, что спасти дитя не удастся, Догэн дает матери совет: найти дом, где никто не умер, и попросить у них один боб - это спасет ребенка. Понятно, что такого дома не нашлось. Ребенок, которому не смог помочь и врач, умирает со слезами Догэна на своем маленьком лице.

Завершился фестиваль показом картины «Собака в коляске мотоцикла», рассказывающий о взаимоотношениях девочки Каору с приходящей в дом ее отца молодой женщиной по имени Йоко. Мать девочки неожиданно уходит из дома, бросив мужа с двумя детьми. Йоко, на первый взгляд никак не подходящая на роль новой мамы, курящая и хохочущая по любому поводу, тесно сближается с девочкой, они становятся друзьями. И несмотря на то, что мать детей вернулась быстро и так же неожиданно, как и ушла, девочка даже спустя годы помнит о Йоко и в чем-то становится похожей на нее. Например, своим пристрастием к велосипедной езде и развитыми по этой причине ногами.



В сущности, у фильма нет в привычном смысле завязки, кульминации и развязки. Да и острых моментов немного. Это просто часть жизни. Но вот ее-то, подлинной человеческой жизни со всеми ее проблемами и неподдельными эмоциями, порой и не хватает на экране ТВ, заполненном криминалом и псевдожитейскими сериалами. А в кино все больше блокбастеры, рассчитанные на коммерческий успех.

Не ведь так уж много надо, чтобы чуть-чуть облагородить человека. Например, показать ему хорошее кино.

кино, Япония

Previous post Next post
Up