Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века.
Когда я впервые увидел лик, сиречь физиономию отца Георгия Митрофанова, то сразу вспомнил протопопа Аввакума: «Посмотри-тко на рожу ту, на брюхо то, - толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хочешь! Узка бо есть и тесен и прискорбен путь, вводяй в живот. Нужно бо есть царство небесное и нужницы восхищают е, а не толстобрюхие». И при этом, при этом, уважаемый отец Георгий настаивает на том, что «русский народ, не поддержав в основной своей массе Белое движение, по существу оказался на пути к духовно-историческому самоубийству».
Господи помилуй! Затем русский народ поддержал Митрополита Сергия, придвинувшись к своему историческому суициду. И наконец, судя по взглядам г-на Митрофанова на деятельность предателя Власова, русский народ таки совершил самоубийство, не поддержав негодяя и его героическую армию! Прискорбно! Согласно отцу Георгию, вся беда Русского Православия состоит в том, что «Церкви приходилось иметь дело именно с таким народом…». Что поделаешь, другого народа у Русской Православной Церкви нет, приходится работать с тем, который Бог дал. Вот какая незадача! Все эти замечательные рассуждения отца Митрофанова сопровождают постоянные обличения «сергианства». 18 мая 1927 года митрополитом Сергием (Страгородским) был создан Временный Патриарший Священный Синод, а 29 июля 1927 года появилась Декларация митр. Сергия, в которой он открыто заявил о лояльности Русской Православной Церкви существующей власти. Эта позиция вызвала нарекания (хотя формальные) со стороны митрополита Петра (Полянского), митрополита Агафангела (Преображенского), митрополита Кирилла (Смирнова). Многие до сих пор рассматривают этот акт как измену Православию. Но следует вспомнить исторические обстоятельства этого события. Именно в 1927 году Сталину удалось сломить Троцкого и его партийную группировку. Страна взяла курс на индустриализацию и преодоление отсталости России от стран Запада. А уже в 1929 году Устрялов с ликованием писал: "Жирондисты, умирая, назвали революцию Сатурном, поглощающим своих детей... Вы еще не видите, что она, по жирондистам... закусывает своими детишками. Что за куриная слепота? А Троцкий, Зиновьев, Каменев, Радек, Раковский, Шляпников, Бухарин... и прочая, и прочая? Протрите глаза. Вся железная когорта - в луженом желудке Сатурна. А на ее местах новые люди, новое племя... Не нужно даже быть археологом, чтобы поставить прогноз: среда бонапартистской "реакции" зреет, почти дозрела. В чем сущность бонапартизма?.. Он - стабилизация новых социальных интересов, созданных революцией. Он - равнодействующая революции, ее осуществленная реальность. Это - реакция, спасающая и закрепляющая революцию... Это - общий прогноз, диктуемый пристальным анализом: бонапартизм. Тут великая историческая роль Сталина. Достойна восхищения его расправа с партийным мозгом. Сливки партии стали воистину битыми сливками... Поразительно ловкими маневрами, быть может, даже бессознательно, как медиум, партийный диктатор завершил процесс формальной дереволюционизации... правящего слоя... Сталин формально осуществил термидор и формально подготовил брюмер". Вот что увидел Владыка Сергий уже в 1927 году, и что не увидели другие иерархи и священники Русской Православной Церкви, которые, не справившись с обстоятельствами, продолжали гнуть свою антисоветскую линию, за что многие пострадали. Впрочем, требовать от человека ума невозможно. Многие из духовных вопияли о «демонической сущности большевизма» в то время, когда уже никакого большевизма не было, и последние старые большевики осваивали просторы Колымы. Я пишу об этом последние 15 лет, а воз и ныне там, идея сталинского термидора так и не вошла в научный оборот. Эти жалкие десталинизаторы бояться имени Сталина как бесы Креста. Ничего страшного, истину замолчать невозможно.