По наводке
patriot_imperii Forbes назвал королей
госзаказа 2012 года
В лидерах - друг Путина Аркадий Ротенберг
Журнал Forbes опубликовал новый рейтинг «королей госзаказа», составленный по итогам 2012 года. Лидером списка, как и в прошлом году, стал друг президента России Владимира Путина Аркадий Ротенберг и его брат Борис. Их компании выиграли контракты на сумму около $9 млрд. В первой тройке рейтинга Зияд Манасир, пользовавшийся до последнего времени поддержкой влиятельных личностей, и Геннадий Тимченко, которого также связывают узы дружбы с главой государства.
«Король госзаказа» Аркадий Ротенберг (в прошлогоднем рейтинге он также был на первом месте) однажды сказал, что если бы его не пиарили, как друга Путина, его результаты были бы похуже. Сумма господрядов его компаний, по оценкам Forbes, составила 286 млрд рублей.
В 2012 году Ротенбергу снова везло, отмечает издание. Летом его компании получили подряды на реконструкцию газопроводов «Газпрома» на 17,5 млрд рублей, выиграли крупный подряд по проекту «Южный коридор» стоимостью 22 млрд рублей.
Компании Ротенберга строят не только газопроводы - холдинг «Мостотрест», в котором Аркадию Ротенбергу и его сыну принадлежит около 26% акций, вышел на первое место по объему господрядов на возведение дорог и других инфраструктурных сооружений. В качестве генподрядчика «Мостотрест» строит дублер Курортного проспекта в Сочи, головной участок скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург и участвует во всех мегапроектах. Самый крупный контракт на 34,7 млрд на обустройство дорог вокруг Сколково компании Ротенберга подарил в один из последних дней в роли президента страны Дмитрий Медведев. Еще один контракт, на участок трассы Москва - Санкт-Петербург, «Мостотрест» выиграл на конкурсе правительства Москвы в ожесточенной борьбе с «АРКС» (совладелец Геннадий Тимченко), снизив цену с начальных 29 млрд до 23 млрд рублей.
В июле 2012 года «Мостотрест» объявил, что намерен купить 60% небольшой компании «Национальная индустриально-торговая палата» (НИТП). Гендиректором компании стал Валерий Дорган, с 2010 года занимавший должность заместителя директора «Мостотреста» по маркетингу. Сумма сделки была 510 млн рублей. Но в октябре все раскрылось: за три дня НИТП выиграла восемь подрядов на содержание сети автодорог на сумму 18,9 млрд рублей. Заказчиком выступало «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» - та самая организация, которую до перехода в «Мостотрест» Виктор Дорган возглавлял больше 10 лет.
Второе место в рейтинге «королей госзаказа» со значительным отставанием занял Зияд Манасир. (в прошлогоднем рейтинге также был на втором месте).
Как отмечает Forbes, ещё пять лет назад «Стройгазконсалтинг» Манасира практически не имел серьезных конкурентов на рынке подрядов «Газпрома». Однако стройками «Газпрома» заинтересовались ближайшие друзья Владимира Путина Аркадий Ротенберг и Геннадий Тимченко, создав и взяв под контроль компании «Стройгазмонтаж» и «Стройтрансгаз». На рынке стало тесно - об этом говорят бесконечные «строй» и «газ» в названиях основных игроков.
На первый взгляд, у Манасира дела идут очень хорошо. Выручка компании превышает 330 млрд рублей, в прошлом году она ввела в эксплуатацию самую мощную в России компрессорную станцию «Портовая», которая гонит газ для Nord Stream по морскому дну. Однако крупнейшими подрядами «Стройгазконсалтинга» в этом году были линейная часть и компрессорные стации второй нитки газопровода Бованенково - Ухта. Но эти проекты стартовали много лет назад. Обустройство новых месторождений, таких, например, как Бованенковское, не начинается. А подряд на строительство компрессорной станции «Казачья», которая по мощности сравнима с КС «Портовая», выиграл не «Стройгазконсалтинг», а «Аргус Пайплайн».
Пытаясь диверсифицироваться, компания выигрывает тендеры Росавтодора и ищет другие рынки. В разное время совладельцами компаний Манасира были дети влиятельных людей. Например, Ольга Григорьева, дочь Александра Григорьева (генерала КГБ и друга Путина), но она вышла из числа акционеров. Сейчас ими владеют, по данным ЕГРЮЛ, только сам Зияд Манасир и топ-менеджеры.
Третья строчка рейтинга у Геннадия Тимченко (по итогам 2011 года был на 6 месте). Его улов составил 51 млрд рублей.
В интервью Forbes он рассказывал о своих планах создать одну из крупнейших в России строительных групп, которая будет возводить всю возможную инфраструктуру, в том числе для государства. Сейчас бизнесмену принадлежит 80% ОАО «Стройтрансгаз» и по 25% в СК «Мост» и группе «АРКС». Тимченко уверяет, что владеет опционами и намерен увеличить свою долю в этих компаниях. За год компании бизнесмена победили в крупных государственных тендерах на 30 млрд рублей, причем треть приходится на подряды «Стройтрансгаза» от ФСК. Это неудивительно, бывший председатель правления «Стройтрансгаза» Сергей Макаров рассказывал, что проекты в сфере энергостроительства приносят подрядчику около 60% выручки.
Все крупные господряды «АРКС» были выиграны на конкурсах столичного правительства, в частности на реконструкцию Каширского, Дмитровского шоссе и Балаклавского проспектов. А в конце января «АРКС» подписала соглашение о сотрудничестве со спорткомплексом «Лужники» в рамках реконструкции Большой спортивной арены (сумма подряда может составить около 25 млрд рублей).
Четвертое место у Ивана Шабалова, компании которого получили госзаказы на 40 млрд рублей (новичок рейтинга).
Как отмечает издание, Шабалов - новичок рейтинга, который активно работает с «Газпромом», который с 2005 года покупает трубы не у производителей напрямую, а у трейдеров. Именно Шабалов основал «Северный европейский трубный проект» (СЕТП), на долю которого в 2010 году приходилось более 90% поставок труб «Газпрому» (данные ФАС). В том же году Шабалов продал контрольный пакет в компании лидерам рейтинга «Короли госзаказа» братьям Ротенбергам. С 2004 года он возглавляет Ассоциацию производителей труб, в которую входят и производители, и «дочка» «Газпрома».
В 2012 году в тендерах «Газпрома» участвовала уже другая компания Шабалова - «Трубные инновационные технологии», получившая контракты на сумму почти 40 млрд рублей. В феврале его компания обыграла на конкурсе СЕТП в крупном подряде на закупку труб (стоимость лотов 3,9 млрд рублей).
На пятом месте Антон Рэй, компании которого заработали 38 млрд рублей (в прошлом году его не было в топ-10).
ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» учредил Антон Рэй в Москве в 2004-м, компания с 2006 года стала заниматься строительно-монтажными работами на крупных стройках, в том числе нефтепроводов ВСТО, БТС-2, газопроводов Сахалин - Хабаровск - Владивосток, береговой части «Северного потока». С 2011 года «Аргус» работает с «Газпромом» напрямую.
В марте 2012 года компания выиграла тендер на строительство второй нитки газопровода Бованенково - Ухта, а летом 2012 года получила большой подряд на строительство компрессорной станции «Казачья» (часть проекта «Южный коридор»). Незадолго до этого об интересе к компании объявил Геннадий Тимченко, который до сих пор подрядов от «Газпрома» не имел. В июле «Аргус» переименован в ЗАО «Стройтрансгаз», однако сделка с Тимченко пока не закрыта. Детали не раскрываются, но близкие к компаниям источники говорят, что Антон Рэй останется одним из акционеров и управляющим партнером.
Шестое место у дагестанского олигарха Зияудина Магомедова, сумма госзаказов 31 млрд рублей (в прошлом году был на 4 месте с госзаказами на сумму 226 млрд рублей)
Его компании в 2012 году продолжали успешно получать крупные заказы со стороны государства. Его «Стройновация» выиграла несколько конкурсов, в частности на реконструкцию автодороги Москва - Холмогоры, автодороги М-29 «Кавказ» из Краснодара до границы с Азербайджаном, а также на подготовку территории для строительства ЦКАД.
В 2008-2011 годах компания Магомедова заняла второе место по объему крупных подрядов ФСК: тогда «Глобалэлектросервис» получил 14 проектов на сумму 60 млрд рублей. В прошлом году к ним прибавилось еще 10,5 млрд рублей. Так, компания выиграла тендер на поставку оборудования для строительства высоковольтных линий Донская АЭС - Борино.
Первые бюджетные деньги Магомедов заработал еще в начале 2000-х после знакомства с тогдашним руководителем «Транснефти» Семеном Вайнштоком. «Стройновация» стала одним из крупнейших подрядчиков монополии. Однако перспективы компании на рынке подрядов «Транснефти» выглядят туманно. Президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что создан строительный трест «Транснефтьстрой», который сам будет заниматься модернизацией и реконструкцией на объектах монополии.
На 7 месте Валерий Меркелов, заработок которого на госзаказах составил 29 млрд рублей (по итогам 2011 года в топ-10 его не было).
Его компанию «Мобойл» Forbes называет загадочной. Компания участвовала во всех тендерах и аукционах на поставку нефтепродуктов и топлива ОАО «РЖД» (вторым их участником было ООО «Ресурс Трейдинг» братьев Халиловых). По объемам выигранных тендеров РЖД «Мобойл» в 2012 году опередил «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» и «ТНК-ВР».
Журнал отмечает, что совсем недавно «Мобойл» был небольшой торговой фирмой, но в 2011 году у компании резко выросла выручка: с 1,18 млрд рублей в 2010 году до 16,2 млрд рублей в 2011-м. Примерно в то же время у компании сменились владельцы: контроль в «Мобойле» перешел к ООО «ЖелдорТрансСтрой», владельцем которого, по данным СПАРК, является совладелец Интерпрогрессбанка Валерий Маркелов. Его имя упоминалось в связи со скандалом 2008 года: на убежавшего в Лондон совладельца Интерпрогрессбанка Германа Горбунцова было совершено покушение. В причастности к нему он обвинил партнеров по банку, Маркелова и Бориса Ушеровича. На запрос Forbes Маркелов не ответил. Еще одним совладельцем банка является советник президента РЖД Андрей Крапивин.
Восьмое место у Михаила Чигринского (25 млрд рублей). Основным заказчиком его фирмы «МКМ-логистика» стал Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
В декабре 2012 года неизвестная компания «МКМ-логистика» выиграла один из самых крупных тендеров года - «на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами… на территории Юго-Западного административного округа города Москвы». Компания оказалась единственным участником этого подряда, исполнение которого растянется на 15 лет. До 2027 года компания будет обеспечивать раздельный сбор мусора, его транспортировку, обезвреживание и частичную переработку.
По данным СПАРК, компанию основали в 2009 году Михаил Чигиринский и Гамлет Авагумян. Участники рынка рассказывали Forbes, что история успеха «МКМ-логистики» началась летом 2011 года, когда к мэру Москвы Сергею Собянину с презентацией нового мусоросортировочного комплекса пришел участник списка богатейших и совладелец «Снегири-девелопмент» Роман Абрамович. Бывший гендиректор компании Ольга Логинова подтверждала знакомство учредителей компании с Романом Абрамовичем, представитель Абрамовича это опровергает.
Девятое место занял Владимир Костылев (в прошлом году он занимал 8 место с заказами на 90 млрд рублей).
Его компания «СК Мост» известна как генподрядчик строительства гигантского вантового моста на остров Русский во Владивостоке - с пролетом длиной больше километра. Крупнейший из новых подрядов «СК Мост» - реконструкция Рокского тоннеля на границе Осетии с Грузией. Трехкилометровый тоннель, по которому проезжали в 2008 году российские танки, был построен 25 лет назад, и, как сказано на сайте компании, инженерная инфраструктура объекта физически и морально устарела. В 2012 году сумма выигранных госзаказов составила 25 млрд рублей. Forbes отмечает, что В 2012 году 25% «СК Мост» купил Геннадий Тимченко.
Замыкает топ-10 рейтинга «королей госзаказа» - Олег Шишов, который возглавляет крупнейший строительный холдинг Омской области НПО «Мостовик».
Сейчас это компания с оборотом 30 млрд рублей, среди объектов - проектирование и субподряд по мосту на остров Русский во Владивостоке, большая ледовая арена и санно-бобслейная трасса в Сочи и множество сооружений в Омске.
Мэр Омска Вячеслав Двораковский - второй после Шишова совладелец компании с пакетом 5,84% акций. До того как возглавить город, Двораковский много лет работал в компании главным инженером.
Крупнейший из подрядов 2012 года - строительство железнодорожных парков и развитие станции Новороссийск, объем - 9,1 млрд рублей. Компания «Стройновация» Зияудина Магомедова, совладельца Новороссийского морского торгового порта, тоже участвовала в том конкурсе, но проиграла. Магомедов попытался оспорить результаты конкурса в Московском арбитраже и даже получил исполнительный лист, запрещающий заказчику выплачивать авансы компании Шишова. Однако через месяц после этого решения и до рассмотрения апелляции «Мостовика» представители компании Зияудина Магомедова сами отозвали иск. Улов Шишова в 2012 году оценивается в 20 млрд рублей.
Источник