Ложь о Сталине, как о гонителе Церкви

Feb 08, 2023 17:57

Из истории государственно-церковных отношений в СССР
в 30-50 годы ХХ столетия

В небольшой по объему статье В.А. Алексеева «Тернистый путь к живому диалогу (из истории государственно-церковных отношений в СССР в 30-50 годы ХХ столетия)» [2, с. 7-13] приводится текст секретного решения Политбюро ЦК ВКП(б) № 22 от 11 ноября 1939 года, которое ранее не публиковалось. Текст этого решения: «По отношению к религии, служителям русской православной церкви и верующим, ЦК постановляет:

1) Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей церкви, преследования верующих.
2) Указание тов. Ленина В.И. от 1 мая 1919 г. за № 13666/2 «О борьбе с попами и религией», адресованное Пред. ВЧК тов. Дзержинскому Ф.Э. и все соответствующие инструкции ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей церкви и православноверующих, - ОТМЕНИТЬ.
3) Освободить из-под стражи и заменить наказание, не связанное с лишением свободы, осужденных граждан по указанным мотивам, если их деятельность не нанесла вреда советской власти.
4) Вопрос о судьбе верующих, принадлежащих к другим конфессиям, ЦК примет решение дополнительно» [3, с. 7-13].

И здесь сразу встает вопрос: откуда такое изменение в отношениях Государства и Церкви? Ведь совсем еще недавно эти отношения представляли собой по сути дела войну. Ясность в этот вопрос вносят документы, проведенные в двухтомнике Героя Советского Союза (разведчика, прошедшего наши лагеря и штрафбат, впоследствии служившего в Генштабе) писателя Владимира Карпова. Этот двухтомник называется "Генералиссимус" и вышел в 2003 году (к 50-летию кончины И.В. Сталина) в издательстве "Вече". Цитаты из этих документов в корне опровергают ложь о Сталине, как о гонителе Церкви.

"...Сталин приводит многочисленные примеры надругательства над православными храмами и репрессий духовенства:

"Эти, и подобные им многочисленные примеры с достаточной ясностью свидетельствуют о том, как неосторожно, несерьезно, легкомысленно относятся некоторые местные организации Партии и местные органы власти к такому важному вопросу, как вопрос о свободе религиозных убеждений. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, бестактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти..."

Исходя из сказанного, ЦК постановляет:
1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений... по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место - отменить немедля;

2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;

3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. П. II;

4) воспретить аресты "религиозного характера", поскольку они не связаны с ярко контрреволюционными деяниями "служителей церкви" и верующих;

5) при сдаче помещений религиозным обществам и определении ставок строжайше соблюдать постановление ВЦИКа от 29/III-23 г.; <...>

7) ответственность за приведение в жизнь данной директивы возложить на секретарей губкомов, обкомов, облбюро, национальных ЦК и крайкомов лично.

Секретарь ЦК И. Сталин. 16/VIII-23 г."

В руководящей группировке того периода Сталин был всего лишь секретарем, поставленным письменно оформлять решения верховных руководителей - Ленина и Троцкого. Поэтому приведенное циркулярное письмо на местах исполнялось только стопроцентными сторонниками Сталина, сочувствующими Церкви, которых в то время было немного.

До полной победы сталинистов-патриотов в партийном и государственном аппаратах пройдет еще пятнадцать лет беспощадной борьбы с троцкистами и замаскировавшимися врагами, забившими все поры властных структур.

Позднее, укрепив свою власть и неоднократно победив оппозиционеров на съездах и пленумах, Сталин уже издает и такие документы, защищающие православие:

СТРОГО СЕКРЕТНО
N 1037/19 т. Менжинскому В.Р.
12 сентября 1933 г.
12.09.1933 г.

В период с 1920 до 1930 годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300 из них (оставшихся) переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников.

Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.

На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества.

Органы Советской власти и рабоче-крестьянской милиции ОГПУ обязаны принимать меры (вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности) по охране памятников архитектуры древнего русского зодчества.

СЕКРЕТАРЬ ЦК И. СТАЛИН

СТРОГО СЕКРЕТНО
N 1697/13 товарищу Берия Л.П.
11.11.1939г.

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА N98 ЗАСЕДАНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК
ОТ 11.11.1939г.

Решение от 11 ноября 1939 года. Вопросы религии.

По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет:

1) Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.

2) Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за N13666 - 2 "О борьбе с попами и религией", адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК - СТПУ - НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православноверующих, - отменить.

3) НКВД СССР провести ревизию осужденных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.

4) По вопросу о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.

СЕКРЕТАРЬ ЦК И. СТАЛИН.

О внутренних устремлениях молодого семинариста Иосифа Джугашвили говорят его стихи, печатавшиеся во многих грузинских сборниках и школьных учебниках тех лет:

Шел он от дома к дому,
В двери чужие стучал.
Под старый дубовый пандури
Нехитрый мотив звучал.
В напеве его и в песне,
Как солнечный луч, чиста,
Жила великая правда -
Божественная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Будил одинокий напев.
Дремавший в потемках пламень
Вздымался выше дерев.
Но люди, забывшие Бога,
Хранящие в сердце тьму,
Вместо вина отраву
Налили в чашу ему.
Сказали ему: "Будь проклят!
Чашу испей до дна!..
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!"

церковь, Сталин

Previous post Next post
Up