Как Лукашенко хочет заработать
на российско-украинском конфликте
Владимир Путин приехал в Минск серьезно поговорить с Александром Лукашенко об Украине.
Выясняется, что интересы ближайшего российского союзника в этом вопросе несколько отличаются от российских
2 июля Владимир Путин прибыл с визитом в Белоруссию. Официальной целью визита значилось участие «в торжествах по случаю 70-й годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Дня Независимости». А в ходе двустороннего общения президенты должны были «обсудить широкий спектр тем двусторонних отношений, интеграционную тематику и наиболее актуальные вопросы международной повестки дня». Однако всем очевидно, что главной темой визита станет Украина. А точнее белорусская позиция в глобальном конфликте между Россией с одной стороны и Украиной с поддержавшим ее Западом с другой.
Если отталкиваться исключительно от прозвучавших во время визита заявлений, то у Владимира Путина нет никаких оснований для тревоги. На совместных пресс-конференций и вне их Александр Лукашенко заявлял о готовности в любой ситуации поддержать братскую Россию «Мы как были тогда вместе, так и всегда будем вместе … Если нужно, мы станем спиной к спине и будем защищаться, мы будем бороться, как когда-то сражались вместе», - заявил белорусский лидер.
Однако в Москве прекрасно помнят, что будучи с визитом в Киеве Александр Лукашенко говорил несколько иные вещи, и фактически играл в пользу официального Киева. Так, белорусский лидер открыто выступил против лоббируемого Россией проекта федерализации Украины. Он прибыл на инаугурацию своего украинского визави Петра Порошенко и даже аплодировал когда украинский президент назвал Крым украинской территорией - что серьезно контрастирует с ранее сделанными заявлениями о том, что “де-факто, Крым стал территорией России”. Наконец, особое недовольство в России вызвали его публичные заявления в поддержку идущей на Донбассе антитеррористической операции, когда он призвал «уничтожать террористов».
Между тем, подобная позиция официального Минска отнюдь не означает, что Лукашенко предал Россию (как любят говорить некоторые российские «патриотические» комментарии). Просто у Белоруссии есть свои интересы в украинском кризисе, и Александр Лукашенко как президент этой страны четко им следует.
Так, у Белоруссии с Украиной почти 1000 километров общей границы. Поэтому Минск не хочет портить отношения ни с Киевом, ни с контролирующими большую часть страны украинскими националистами - даже если они лично неприятны Александру Лукашенко. В Минске понимают, что возможное участие Белоруссии - даже с точки зрения риторики - в неминуемой дальнейшей дестабилизация ситуации на Украине может привести к попыткам украинских радикалов заняться «экспортом революции» в саму Белоруссию, где у Лукашенко и без того хватает проблем с местными националистами.
Белоруссия хочет сохранить рабочие отношения с Киевом и для того, чтобы заработать на российско-украинском конфликте. «Прежде всего, белорусские производители смогут заменить украинскую агропромышленную продукцию на российском рынке. В частности, мясомолочную, - говорит белорусский политолог Алексей Дзермант. - Кроме того, часть предприятий украинского ВПК, ориентированного на Россию, может быть переведена в Белоруссию. Например, компании в области авиапрома, вертолетостроения, некоторые производства Мотор-Сич (в Орше уже открыт филиал этого предприятия), колесной техники, а также элементы конструкции ракет и средства связи».
Помимо этого перед «нейтральным» Минском открываются перспективы превратится в реэкспортера украинских товаров на российский рынок. «Когда прямые контакты невозможны, а потребность в них остается, то возникает запрос на третью структуру, которая это взаимодействие будет обеспечивать, - поясняет политолог, доцент МГИМО КириллКирилл Коктыш. - Товары, которые Украина не может по политическим причинам продавать России, она может отправлять через Белоруссию. Это большие деньги, никто от них отказываться не будет».
Наконец, нейтралитет Лукашенко в украинском вопросе связан и со стремлением Батьки наладить отношения с Европой. По мнению некоторых политологов Европа созрела для изменения политики в отношении «последнего диктатора Европы». «После фантастического проигрыша на Украине и понесенных там издержек Евросоюз, возможно, готов будет кардинально пересмотреть свою позицию в отношение Белоруссии. После Александра Турчинова и Арсения Яценюка, называть Лукашенко (за годы правления которого не было ни одного погибшего во время протестных акций) диктатором уже немножко смешно. Возможно, ЕС будет готов легитимировать режим», - говорит Кирилл Коктыш. Кроме того, в случае дальнейшей дестабилизации ситуации в Киеве резко повышается транзитное значение Белоруссии.
Впрочем, желание Лукашенко потрафить Брюсселю отнюдь не означает, что Батька готов развернуть белорусскую внешнюю политику на 180 градусов. В Минске прекрасно осознают ненадежность Запада, готовность ЕС и США предавать своих союзников даже не из стратегических, а из оппортунистических соображений. И понимают, что даже после стабилизации отношений ЕС сделает все возможное для повторения Майдана в Минске.
Именно поэтому Москве, возможно, не стоит давить на Белоруссию по украинскому вопросу и не портить отношения с упрямым белорусским президентом - в Кремле тоже понимают, что «если припечет», то у Белоруссии не останется иного выбора кроме как встать плечом к плечу с Россией. Но при этом Кремль не должен позволять Минску играть на российских страхах и шантажировать Москву европейской картой - - Лукашенко уже прославился тем, что использует все инструменты для того, чтобы выторговывать у России любые возможные экономические преференции.
Геворг Мирзаян.
Источник:
continentalist.ru.