Пустошь Смауга

Jan 04, 2014 15:02


Не пройду мимо. Долго боялась, запуганная спойлерами и разгневанными ценителями, но потом благодаря Эрни мы таки внезапно попали в кино.  А вчера - её раз, только уже в 3д.

Вообщем и целом я добрый зритель, очень добрый и Джексоновское творчество люблю. В конце концов он - тот ещё задушевный фанатик толкиенист, сколько бы его не обвиняли в "только ради денег". Только ради денег так не выкладываются, всё таки. Красиво,  местами - шикарно, местами очень уместные дополнения и расширения сюжета.

С другой стороны, это первый из пяти существующих фильмов, во время которого я ни разу не отжимала платочек, мокрый от невольно побежаваших слёз умиления\счастья\памяти\ностальгии\светлой-эльфийской-грусти\ещё чего то хорошего\всего вместе\нужное подчеркнуть. Ни разу =( Единственный момент который на это почти потянул - это оба диалога Тауриэль и Кили, но об этом отдельно. Обо всём отдельно!


Из хорошего:

Антураж и концепт, как всегда. К внешней составляющей почти никаких нареканий, за явным исключением пожалуй... образа Беорна в виде человека. Хотя возможно это просто переложение с моих детских представлений, у меня в книжке он был нарисован широченный, бородатый и улыбающийся.

Очень понравился, прямо врезался в память момент, как в Лихолесье Бильбо надевает кольцо и мир вокруг меняется, и пауки внезапно говорят, как в книге! И вообще всё что связанно с надеванием кольца и как меняется окружающий мир вокруг. Сам Толкиен раскрывал эту тему во "Властелине Колец", а в "Хоббите" - ну исчез и исчез, это вовсе не представлялось как переход одной ногой в по-ту-сторону, так что опять же спасибо Джексану за его последовательность в этом вопросе.

Всё что связанно с закнижными странствиями Гендальфа и прочего светлого совета так же как минимум не вызывает вопросов: они имели место, и в "Хоббите" об этом говорится. Радагаст мне по прежнему крайне симпотичен. Ещё хорош был переход Саурона от чёрного тумана к Оку. И могущество Гендалфа... люди шутят мол к ВК он видимо постарел и обрюзг, но это была одна из немногих экшановых сцен, которая воспринялась ... как то по другому.

Понравился Эсгарот. К нему, бургомистру, жителям и общей атмосфере тоже претензий нет. Как сказал мой младший брат Арсений, глядя на бургомистра, Лухрасп соврал что переезжает в Новосибирск, на самом деле он мотался на съёмки в Новую Зеландию тайком от нас =)

Очень понравился Смауг, его истинно хочется звать "величайшим из бедствий". Понравилось, что он ни разу не проделывал этот гнилой ненавистный мне голивудский приём из серии "тишина тишина тишина ... ГРААААА!!" и ты как идиот подпрыгиваешь на стуле.
Да, шумел он много. И трепался много. Но он и был большой любитель потрепаться - чего ему боятся? Он в любой момент сможет съесть кого угодно, спалить, раздавить... и он, спасибо таки режиссёру, дал вволю полюбоваться собой на экране.

Бесспорно мне нравится сам Бильбо. Ей-ей, это самый хоббитский хоббит из всех что мы на экране видели! Его мимика, повадки, он весь - да, по сравнению с ним няшка Фродо точно среди хоббитов смотрится как белая ворона (что в принца пе тоже книжно).

Ну, бесспорно мне нравятся гномы. Да, они не совсем такие как в книге, но если повспоминать -- они в книге почти никогда не предпринимали каких то реальных действий. Как сказала одна моя знакомая - "гномов поймали, связали, они лежат, ждут Бэггинса" (с)  В итоге мы бы все бы вряд ли впечатлились бы этими безвольными ребятами, не слишком яркими, не больно то харизматичными... и фильм вообще не стоило бы затевать. Так что пёс с ними, с боевыми не-книжными сценами. Прощаю. Во имя яркости гномов - прощаю!

Понравилось, что в фильме раскрывается тема Аркенстона, Торина, развращения сердца, то как слова Смауга по поводу "гномы послали тебя на смерть"  всё-таки оказываются и полуправдой, и вбитым клином, и вообще. И то что Кольцо не просто так лежит у Бильбо в кармашке, а как то на него воздействует.

И да, очень понравился Бард  и его милая семья. У Барда случилось усложнение стартовых условий, однако это пожалуй даже интереснее. Да и вообще, клёвый он. Пусть и не стражник в этой версии.

Кстати, у эльфов мне понравились пьяные эльфы. Джексон их такими возвышенными сделал, что я боялась до этой сцены не дойдёт =)

И ещё понравилось, как Трандуил упомянул что сам бился с драконами. Таким образом создатели фильма как бы говорят: мы и "Сильму" читали, мы любим профессора, мы хорошие!



Из негативного:

Мало Беорна. И бездарно прос***н прекрастный момент с тем, когда Гендальф под историю о их похождениях протаскивает в гости гномов по одному. Блин, я ждала этого момента, я даже представляла себе на досуге, как МакКеленн будет это отыгрывать... а фигу мне! =( И всем нам. Ну как так, а? =(

Мне категорически не понравился Трандуил. Нет, сам он симпотичен, и по книге ему до Элронда с Галадриэлью было ... ну... не то чтобы далеко, но идти бы пришлось. да. Но не это!!! Не это, блин!!! Не это!!! =(

Орки. Вернее не сами орки, орки они как обычно. И не то что они при свете солнца разгуливают и даже дерутся - фиг с ним, не всё же ночью снимать. А то что они внезапно - грёбанные ниндзя, и их приближение динамят все. ДАЖЕ ЭЛЬФЫ. Эльфы, к которым орки по сути своей должны безумно боятся подходить кроме как сильно превосходящей по силе армией! А стражи Эсгарота куда смотрели? Пока была вся эта  джигурда и орки пролезали в город, стража, видимо, ловила Барда Лучника. Хорошо, я согласна с тем что орочьи лазутчики добавляют огоньку и всё такое, для законов жанра и тому подобное... но это же против всяких законов логики, блин!!!

Всё-таки Смауг, при всей его прекрасности, сначала бы съел Бильбо, а потом бы отправился выжигать Эсгарот, не оставляя у себя в  логове живых непонятно кого, раз уж у него была возможность их убить. А убить он мог целых несколько раз, но почему-то этого не сделал. Напомню, что с Бильбо в книге он стал трепаться только потому что тот был невидим, а к Эсгароту полетел только после того как в щебень раздолбил западный склон, на котором распологалась заветная гномья дверь.

Кстати о двери. Гномы, стоя у неё, нереально быстро сдались. Просто нереально. Они конечно как факт, приуныли в этом книжном эпизоде, но не настолько же. Резануло глаз.

Про перегибы в экшне даже писать не стоит. Они там есть и мой мозг просто старался их отфильтровывать.

Окончательно поняла что ненавижу дешёвый киношный приём когда что то появляется из тишины резко и с шумом, так что ты содрогаешься в кресле от неожиданасти. Мне это не доставляет никакого удовольствия, раздражает, мешает и вообще, когда забугорным режиссёрам это блин надоест уже? =(  Я даже не про Джексона сейчас, я про всех их! Сколько фильмов могло бы быть лучше без этого идиотского "бу!". Есть другие способы разбудить спящего зрителя же!!

И ещё всякого по мелочи было, но раз сейчас не вспомнилось - значит покоробило не настолько.



Спорное, или я не поняла ещё как к этому отношусь.
Первым и главным образом это присутствие Леголаса и некой Тауриэль. Хотя... хотя кого я обманываю? Я предвидела появление Леголаса в фильме задолго до выхода ещё первого "Хоббита". Давайте будем логичны: Лихолесье - его дом родной, а Трандуил - его папа. Даже если мы опускаем джексоновскую итерпритацию - а где ему ещё, по вашему, находится? Странные непонятные ощущения. Книжный канон с одной стороны протестует, глаза рады его видеть, а сам он за весь фильм так и не улыбнулся ни разу.

То же с Тауриэль. Нигде не сказано что не могло там быть такой женщины, в книге орды безымянных слуг, стражников, домочадцев и всякое такое, почему бы по логике не быть и ей? В противоречие снова входит книжный канон... который вряд ли на самом деле прямо таки канон. В "Хоббите" вообще много таких углов, за которыми может происходить тысяча разных действий, просто повествование туда не заглядывает.

Тауриэль и Леголас. То что происходит с этими двумя, как они против книги идут куда-то в Эсгарот, спасать Кили\убивать орков,.. а да, где про эту возмутительную историю с Кили и Тауриэль, спросите вы? О, отдельно! Сначала перечислю дальше спорное.

Ещё спорное на счёт разделения отряда гномов. НУ И ЧТО С ЭТИМ СОБРАЛСЯ ДЕЛАТЬ РЕЖИСЁР?!  О_О Хотя... хотя драматизм получился отличный (если опять же отбросить каноны), и созерцать в конце одну только битву с драконом (которой не было) было бы скучнее, чем ещё и остальные события (которых тоже не было, но Бог с ними)))


Опачки. Давайте вспомним стадии принятия неизбежного. Так вот, благословенны будь спойлеры, через стадии отторжения и возмущения я прошла задолго до похода в кино. И благодаря им я ожидала увидеть нечто более... голивудское, возможно даже неприятное в ткани мироздания... но. Кто не согласен - не бейте меня, но я была в высшей мере приятно удивлена этой историей. Я не о спасении Кили от пауков или орков, конечно - я кое о чём другом. Во первых на самом деле гном вполне может влюбится в эльфийку, и мы имеем тому каноничный и намного более дерзкий пример - Гимли и Галадриэль. А чо й та Гимли можно, а Кили - нельзя? Тем более она не Владычица, в отличии от Галадриэли (а ещё она с некоторой вероятностью умрёт в третьей части).

Давайте оставим все эти мнения, впечатления, спойлеры... послушаем, о чём они говорят в темнице лесного чертога.

Они говорят о свете звёзд! О прекрасной луне, словно из огня, о памяти, о чистых и прекрасных обещаниях! Я посмотрела фильм дважды на данный момент - и боже мой, это первый настолько истинно толкиенистский разговор, истинно почти книжный разговор эльфа и гнома о важных и бессмертных вещах, которые важнее королей и сокровищ! Запуганная спойлерами я не ожидала что это будет... вот так. И как теперь хаить режиссёра за эту идею "чего то просверкнувшего чего то между эльфийкой и гномом", раз между ними произошло это? Ох, вот тогда моё толкиенистское сердце растаяло и просияло изнутри светом спрятанных в нём сильмарилов. Может быть по этому следующий момент их личной встречи, когда Кили отпускает лихорадка и он говорит этот трогательный монолог, "ты не можешь быть ей, она далеко, безумно далеко от меня" не менее сильно защимил что то в груди. Опустим каноны - да блин, в этом моменте веет едва ли не самим Береном пожалуй! Не те же ли слова он мог бы сказать Лутиен, когда та низвергла Саурона и спустилась в глубины Тол-ин-Гаурхот, где он давно потерял всякую надежду?

Охххх... не могу спокойно думать про сильму и не впадать... в неё... да. Прекрасная книга.

Возвращаясь к Тауриэль и Кили. В остальном я не увидела ничего особенно страшного в этой сюжетной линии. Считаю, что эти два момента, описанные выше, должны полностью извинять эту режисёрскую вольность в глазах самых взыскательных толкиенистов, ибо я даже так скажу, те кто не в теме - увы, лишены удовольствия прочувствовать красоту момента во всей её полноте и многогранности.

Замечу на оконцовку, что мы всё ещё не знаем, как Тауриэль на самом деле отноиится к Леголасу. Она открыто называет его mellon (хотя тут есть хитрость, в квенья mellon - это слово по значению подходит и "друг". и "возлюбленный", то есть грубо говоря "дорогой мой человек", и им уж никак нельзя просто взять и провести черту. Не знаю, учитывал ли это режиссёр, или упростил для зрителя, который знает только пароль от врат Моррии, и воспримит это как публичное объявление Леголаса частью фрэндзоны?) К тому же Тауриэль на эту тему пережила крайне неприятный для неё разговор с Трандуилом, и хбз что обозначало её непростое выражение лица в этот момент...


И на последок наблюдения толкиениста, чей мозг частично поражён древними свитками (звучит страшно, учитывая свойства самих свитков)

Во первых - дурман и лёгкое безумие по пути через лихолесье очень просто находит своё объяснение, когда Бильбо залезает на дерево, и вокруг него - ВНИМАНИЕ! - разлетаются синие бабочки. Нет, это не дурман, это просто гномы незаметно для себя пересекли врата в царство безумного бога.





Во вторых - Эсгарот трогательно напомнил мне Рифтен. Хотя возможно все города такого типа построенные или полупостроенные на озере немного похожи.





Впрочем какое там - разработчики "Свитков" те ещё старые толкиенисты, чего стоит один только Вайтран с его засохшим деревом Златолист и таверной "Гарцующая лошадь" =)

Ну и в третьих тот печальный факт, что Кили прострелили колено. А как мы все знаем со слов стражников Скайрима, если тебе прострелили колено, то приключенцем тебе уже не быть. По этому - и только по этому!! - Торин и не берёт Кили с собой, отмазываясь якобы его нездоровьем =D
Удивлена отсутствием полутора миллионов боянов на эту тему О_о

Ну и в оконцовке - я всё таки думаю что Джексон ещё покажет себя во всей красе в третьем фильме. В хорошей красе, я надеюсь. То есть если у меня будет хотя бы один повод за весь фильм умилённо поплакать от избытка чувств, то всё будет зашибись.

О Боже, а ведь по прогнозу нас ждут как минимум смерти Торина, Фили и Кили, и режиссёр сделал всё чтобы этот момент был наиболее мучителен и страдателен для зрителей. Но я всё равно очень жду этот фильм и верю в режиссёра. Повторюсь - он тоже толкиенист. А толкиенисты творили с толкиеном намного более худшие вещи, чем он =) Так что с замиранием седца -- жду...
Previous post Next post
Up