"на российской территории преимущественно в ходу были крюки-знаменья-топорики попросту не позволявшие фиксировать ни тональность (и соответственно, гармонию), ни метр, но только относительные изменения высоты и мелизматику".
- Но они все же поются старообрядцами по выучке и довольно точно. Хотя и с местными вариантами в выпевании того или иного крюка, но в основном традиция держится. Другое дело, что это лишь церковная музыка. А вот в светской музыке допетровской поры - действительно полный провал памяти.
...Вообще-то ситуация даже хуже. провал памяти - двухэтапный. Полный до 1735-го года, когда Арайя с труппой приехал в Петербург и стал учить придворных европейской табулатуре (интересно, что европейская табулатура несистематически была известна певчим, и внедрялась наряду с другими новшествами патриарха Никона, но широкого хождения не получила, хотя столичные певчие уже владели нотной грамотой). Дилецкий был выпускником иезуитской академии в Вильне, и в Россию его приезд спонсировал Григорий Строганов. Его "Грамматика пения мусикийскаго" является первым в современном смысле учебником гармонии и использует современный нотный стан. Реально же запись музыки началась с подачи итальянцев при Анне Иоанновне. Вторая ступень беспамятства - это крайне фрагментарные представления об этом этапе истории русской музыки (хорошо изученном историками, но абсолютно не популяризованном). Дело в том, что по всей видимости, записывая в уже передаваемом виде русскую музыку, итальянцы ее конечно же "переформатировали", так как в то время вообще ничто не
( ... )
Ускорения-замедления варьируются. Это принципиальная особенность богослужебного пения, зависящая от каких-то моментов службы, от ее ранга, так сказать, и много от чего. Но все это меняется не стихийно, а в пропорции. Соотношение в рамках одного крюка или одной фиты всегда одно и то же. Т. е. всегда вполне ясно, насколько следующий звук будет звучать дольше или короче предыдущего.
Длительности есть, нету тактов, сответственно нет ритма (по крайней мере в современном его понимании). В отсутствие ритма неясно, сколько звучит самый короткий звук, которому кратно все остальное. Эта неопределенность долгое время существовала и в европейской нотации, до указания числа ударов метронома в минуту (появилось где-то во времена поздних романтиков). А без этого невозможно точно указать "точку приложения" всевозможных рубато, т.е. до звукозаписи в любой партитуре, в любых нотах много неясностей, но в более древних системах их намного больше.
Именно поэтому, кстати, с таким трудом приживалось партесное полифоническое пение. Оно требовало безупречной синхронизации голосов, а соответственно, строго контролируемой метрики.
- Но они все же поются старообрядцами по выучке и довольно точно. Хотя и с местными вариантами в выпевании того или иного крюка, но в основном традиция держится. Другое дело, что это лишь церковная музыка. А вот в светской музыке допетровской поры - действительно полный провал памяти.
Reply
Reply
Reply
Именно поэтому, кстати, с таким трудом приживалось партесное полифоническое пение. Оно требовало безупречной синхронизации голосов, а соответственно, строго контролируемой метрики.
Reply
Reply
Leave a comment