Это верно. Но, к сожалению, чем дальше поколение от исторического события - тем меньше почтения оно к этому событию питает. Независимо от того, какая там государственная идеология, кто что потребляет и т.п.
И единственное лекарство от этого, имхо - почтительное отношение к собственной истории (это все-таки не совсем идеология), воспитуемое с детства. Когда переписываются учебники, это не способствует. Еще менее способствует - когда в гражданских (подчеркиваю, гражданских) войнах учебник усматривает правоту только одной стороны. Это не дает понимания трагичности самой гражданской войны (брат на брата) как таковой, а пропагандирует точку зрения относительно "врагов внутренних", которые не были патриотами. Хотя на самом деле патриотами в гражданской войне являются обе стороны, просто они имеют разные точки зрения.
Меня поразило, например, что в США детей 10-летнего возраста школа возит на экскурсию (на 2-3 дня!) в город первых переселенцев. И на поле боя между Севером и Югом, где огромная по сути братская могила, в которой лежат вперемежку и те, и эти. Когда брат идет на брата - это рассматривается как трагический эпизод в истории нации, а не как деление на своих и чужих.
Конечно, к Отечественной войне и сосискам на вечном огне это не относится. Но нельзя часть отделить от целого.
Мне кажется, что сегодняшнее натравливание (поощряемое сверху) бедных на богатых, и провластных на оппозицию - из той же серии воспитания озлобления. Можно жестко спорить с оппонентом, но нельзя топтать портреты собственных сограждан. Отсюда полшага и до тех сосисок.
И единственное лекарство от этого, имхо - почтительное отношение к собственной истории (это все-таки не совсем идеология), воспитуемое с детства. Когда переписываются учебники, это не способствует. Еще менее способствует - когда в гражданских (подчеркиваю, гражданских) войнах учебник усматривает правоту только одной стороны. Это не дает понимания трагичности самой гражданской войны (брат на брата) как таковой, а пропагандирует точку зрения относительно "врагов внутренних", которые не были патриотами. Хотя на самом деле патриотами в гражданской войне являются обе стороны, просто они имеют разные точки зрения.
Меня поразило, например, что в США детей 10-летнего возраста школа возит на экскурсию (на 2-3 дня!) в город первых переселенцев. И на поле боя между Севером и Югом, где огромная по сути братская могила, в которой лежат вперемежку и те, и эти. Когда брат идет на брата - это рассматривается как трагический эпизод в истории нации, а не как деление на своих и чужих.
Конечно, к Отечественной войне и сосискам на вечном огне это не относится. Но нельзя часть отделить от целого.
Мне кажется, что сегодняшнее натравливание (поощряемое сверху) бедных на богатых, и провластных на оппозицию - из той же серии воспитания озлобления. Можно жестко спорить с оппонентом, но нельзя топтать портреты собственных сограждан. Отсюда полшага и до тех сосисок.
Reply
Leave a comment