Воспоминание

Dec 29, 2011 21:54






Серия «Учитель и ученик». Воспоминание. 1980 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 33,9х42,2 см.
Собственность Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.

Лист ясной, прозрачной пространственной графической структуры и одновременно сложных, неясных и даже таинственных взаимоотношений героев: в интерьере бревенчатого дома за столом собрались близкие друг другу люди, охваченные общим состоянием грусти, «светлой печали» воспоминаний о девочке-художнице. Стоящий учитель только что закончил чтение: на пальце его правой руки перстень, словно обозначающий ценность и особенную значимость прочитанного. Мужчина, теребящий в задумчивости сухую колючку, другой рукой обнимает и словно удерживает молодую женщину в охватившем её более других волнении - мать юной художницы. В её руке стакан. В центре композиции ученик наклонился к столу и смотрит сквозь «магический кристалл» граней стакана. Отчасти всё изображенное на листе дано через восприятие ученика: изображения на заднем плане представляются калейдоскопическим видом из окна и (или) нарисованными картинами; преображение реального мира в воображаемый дано во всё-таки поднявшейся молодой женщине, в сильном повороте протянувшей свой стакан девочке, изображённой на картине - левая рука сидящей женщины совпадает с левой рукой стоящей*.
На столе перламутровая раковина с угадываемым женским профилем, что заставляет вспомнить «Жемчужину» М. Врубеля**.
Сухие колючки, рука девочки в варежке, гладящая шерсть собаки и в контраст*** - влага в стаканах, дождь, пролившейся из тучи - в сопоставленности качеств вносят в условное графическое пространство физическую осязательность чувственного мира. Самоуглубленность персонажей в созвучии вопрошающего поворота Учителя на зрителя и утверждающе-восхищённого состояния ученика означают духовное наполнение молчания. Учитель и ученик причастны общей для них тайны - ученик должен будет отправиться в путешествие, где увидит ту, в воспоминание которой собрались все близкие. Девочка, глядящая на ученика, догадывается об этом в каких-то своих предчувствиях…

* По-другому трудно объяснить, почему женщина, передающая стакан, опёрлась на стол между сидящими бок о бок женщиной и учеником. Кроме того, обе фигуры женщин похожи характером прически и одежд.
** «Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский», - говорил Врубель (мастер) юному Судейкину (ученику).
*** Сергей учился не только у художников. Когда мы привезли из художественной школы списанную мебель, которая пошла в основном на дрова, среди деревянного хлама попадались куски керамики, политые глазурями. Сергей сказал при этом: «Помнишь, как смачно Сталкер пистолет опустил в воду?» И тут же проделал это с куском керамики, затолкав её в воду в канаве под большими деревьями.

Мягких

Previous post Next post
Up