Apr 05, 2011 10:29
Благоговение раскрывается и познается человеком через его нарушение, когда он преступает поставленную ему границу.
Предмет благоговения хрупок и легко поддается оскорблению. В предмете благоговения жизнь приобретает новое более тонкое и высокое качество и выходит за пределы обеспеченного просто-существования (потому и становится хрупким). Оно лишено грубой мощи. Его сила иная.
Человек, раскрывающий своё глубинное ядро перед другим человеком, идёт на риск: он становится хрупким, уязвимым, может даже смешным. Он доверяет благоговейному отношению другого человека.
Благоговение ведёт в самые глубины человеческой жизни и является гарантией её бездонности и непостижимости. Нравственный характер человека не есть последнее в нём: за ним стоит более высокое бытие, которому человек причастен.
Благоговение знает не страх, а стыд. Благоговение и стыд соприкасаются на ткой глубине, что они становятся двумя сторонами одного и того же явления.
Два вида стыда: стыд, реагирующий на уже совершённое, и стыд, предостерегающий и тормозящий будущие поступки.
Стыд защищает интимную зону человека и его жизни. Он укрывает её. Стыд обнажения.
Стыдящийся закрывает лицо, хочет не быть, исчезнуть. Стыд и посрамление (другим человеком).
H.Lipps связывает со стыдом рождение самосознания.
Боязнь выделиться, быть замеченным. Стремление раствориться в коллективе, стать как все. Стыд своего индивидуального существования, своей единичности.
Стыд охраняет священную область жизни от её профанации буднями.
Стыд оберегает наиболее творческую и одновременно наиболее ранимую жизнь человека.
Благоговение и стыд соответствуют друг другу. Это две стороны одного и того явления.
М.М. Бахтин. Рабочие записи 60-х - 70-х годов.
Бахтин