Запись 73

Jan 08, 2010 12:31

"ГЕНИАЛЬНОСТЬ не редко пытаются сближать со святостью, как "два таких явления,"которые, по словам одного мыслителя выходят за пределы канонических норм культуры."Родство между ними основано на том, что гений обыкновенно окрыляется вдохновением, которое еще Платон назвал "божественным": это есть подлинно дыхание Божества в человеке, которое раздает свои дары каждому, где и насколько хочет. Древние языческие философы, поэты и художники, начиная с Сократа и Фидия, живо чувствовали в себе присутствие какой то иной высшей силы, озарявшей их в минуты творчества. Ненапрасно последний в благоговейном умилении пал ниц пред одним из лучших своих созданий. То же ощущение было присуще и другим высокоодаренным людям нового времени. "Гений наивен", говорит Шиллер, "потому, что мысли его божественны".Подобную же идею развивает и Гёте в своём знаменитом письме к Эккерману. "Гений есть дар благодати", пишет Габриэль Сеайль, "его труд подобен услышанной молитве". Но никто, быть может, не переживал так глубоко прикосновение небесного огня к своей душе, как Пушкин. Он всегда явственно отличал себя от своей музы, сближая служение поэта с пророческим призванием и называя его "божественным посланником".Благоговейный трепет, какой переживал наш великий поэт в минуты вдохновения, невольно передаётся его читателям, и в этом быть может состоит наиболее яркая печать его истинной гениальности".

Митрополит Анастасий (Грибановский)/http://m-anastasii.livejournal.com/

православие, русская метапоэтика

Previous post Next post
Up