конспект по православному патриотизму

Oct 01, 2008 22:23

.
В дополнение к этому:http://velski.livejournal.com/265399.html

Цит.:"Не могу понять, что такого специфически русского нашел Данилов в русском православии (1). Вера, слава Богу, у нас не русская, а Христова. Заповеди Божии тоже. Святость русских святых ощутимо не отличается от святости Египта, Палестины или Ирландии(2)". / http://pr-daniil.livejournal.com/13889.html
Надеюсь, преподобный ответил на эти вопросы.

«Истинное человеколюбие возможно только через истинное боголюбие. Новозаветная истина: каково боголюбие - таково и человеколюбие. Этому нас учит Сам Божественный Спаситель, делая вторую заповедь зависимой от первой. Более того, Господь все Свои Божественные заповеди свел к двум: к заповеди о любви к Богу и к заповеди о любви к человеку. Поэтому Он провозгласил: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

* * *
«Тайна личности митрополита Антония - тайна всех великих монахов. Здесь человек отрекается от себя ради Христа для того, чтобы через Христа вновь соединиться с собой; отрекается мира ради Христа для того, чтобы через Христа вновь соединиться с миром; отрекается от людей ради Христа для того, чтобы через Христа вновь соединиться с людьми. Нет ничего более страшного для человека, чем быть непосредственно с самим собой; и ничего нет неприятнее для человека, чем быть непосредственно с людьми; и ничего нет печальнее для человека, чем быть непосредственно с миром. Только когда человек примет Господа Христа как посредника между собой и людьми, между собой и миром, между собой и самим собой, тогда его печаль претворяется в радость, отчаяние - в восхищение и смерть - в бессмертие; тогда горькая тайна мира претворяется в сладкую тайну Божию. Поэтому в душе человека созидается молитвенное отношение не только к Богу, но и к многострадальной твари. Поэтому Христов человек должен быть воодушевленным молитвенником. Таков был блаженный митрополит. Везде он был в молитвенном настроении и к Богу, и к людям, и к миру».

* * *
«Россия велика Православием - это основное положение великого иерарха русской земли. Православие - самая высшая ценность России, единственный смысл России, возвышеннейшая миссия; Россия вечна Православием. То, что Достоевский о России и о Православии пророчествовал, то наш великий святитель внутри Церкви осуществлял. Тайна России в Православии. В этом тайна и сила всего православного славянства. «Идея вселенской Церкви» Достоевского обрела в святом митрополите своего гениального осуществителя. Из вселенского Православия русский народ черпает свое безграничное человеколюбие и свою евангельскую способность перевоплощаться в другие народы, не теряя при этом свою русскость. В чем вера русского народа? - В том, отвечает святой владыка, что народ принял к сердцу две главные, всеобъемлющие заповеди Евангелия: смиренномудрие и сострадательную любовь; и эти заповеди сделали близкими русскому сердцу все православные народы и затем все человечество. Сила этой убежденности велика, и она захватывает собою всякого искреннего человека, сближающегося с народом.
Вот на наших глазах исполнилось пророчество Достоевского о русском всечеловеке - христоносце. Исполнилось в смиренном христоносце, блаженном митрополите Антонии. Ведь кто так мог перевоплощаться в других людей, входить в их душу, страдать их страданиями, печалиться их печалью, болеть их скорбями? Это мог только он, великий в смирении иерарх земли русской, исполненный безграничной сострадательной любовью евангельской.
Христоподобная всечеловечность есть драгоценнейший дар православной России славянству и всему человечеству. Это она получила за свое смирение от Господа Христа, Который воплотился в Человека и тем показал Свою безграничную любовь. Характеристика и сила богочеловеческой любви - способность воплощаться в возлюбленного, чтобы спасти его от греха и смерти.

Православная вселенскость пронизывает до дна русское народное самосознание. «Русское народное самосознание, - заявляет святой митрополит, - является самосознанием не расовым, не племенным, но вероисповедным и религиозным». Патриотизм русского народа по преимуществу религиозный и православный. Народ любит Россию «как хранительницу Божественной истины, как служительницу евангельского благочестия» «Россию мы любим потому, - заявляет блаженный владыка, - что она хранит в себе русскую идею, русскую духовную природу, русский быт. Эта идея есть стремление к святости, этот быт выражает собой усилие семисотлетней жизни страны и девятьсотлетней жизни народа водворять на земле праведность евангельскую, отвергнуться от всего, чтобы найти Христа, ставить Его волю, каноны
Его Церкви законом общественной жизни».

Святая Россия - не сон и не фантазия, но живой идеал, который осуществляется в исторической жизни русского народа. «Наша Родина, - изъявляет блаженный владыка, - есть воплощающееся в народном быте и характере Евангелие, воплощающееся Царство Божие. Наша Русь не есть только юридическое целое или государство, нет - это всемирная, всеобъемлющая идея. Ее любить, ее разуметь, ее проводить в нашу душу и в зависящие от каждого из нас отрасли жизни - Евангельский патриотизм Господа Христа должно считать самой высокой ценностью своего народа и единственным истинным смыслом его существования. Ибо «что может заменить народу Господа Христа? - спрашивает блаженный митрополит. - Разве ему может заменить ничтожное существование государства, которое лишено всякого разумного смысла, если оно основывается только на народном самолюбии и становится чуждым религиозной идеи? То уже не народ, но гниющий труп, который свое гниение считает жизнью. В действительности у него нет жизни, но живут на нем и в нем только одни кроты, черви и отвратительные насекомые, которые радуются тому, что тело умерло и тлеет, ибо в живом теле не было бы для них жизни и они не могли бы удовлетворить свою жадность».
То, что имеет значение для духовной жизни каждой личности в отдельности, то важно и для народной, коллективной духовной жизни. Евангельские законы одни и те же в одном и в другом случае. Поэтому святой митрополит советует и поучает: «Как отдельная личность человека останавливается в своем развитии и становится пустой и пошлой, когда человек сам себя делает предметом своей деятельности, так и собирательная личность народа лишь в том случае достигает полного развития своих дарований, когда является не целью для себя, а средством для бескорыстного выполнения Божественных предначертаний».
Если эту мысль владыки конкретизировать, она будет гласить: народы русский, и сербский, и болгарский могут быть великими только в том случае, если целью их существования будет коллективное осуществление евангельских заповедей. Без этого и «сербскость», и «русскость», и «болгарскость» превращаются в бессмысленный и пагубный шовинизм. Если «сербскость» силой евангельских подвигов не подымется до православной вселенскости, она должна задохнуться в своем эгоистическом шовинизме. Что действенно для сербства, то действительно и для остальных православных народностей. Народы проходят, Евангелие вечно. Насколько народ наполнится вечной евангельской истиной и правдой, настолько и сам существует, и сам становится, и останется вечным. Только такой патриотизм может быть оправдан с евангельской православной точки зрения. Это патриотизм святых апостолов, святых мучеников, святых отцов.вот в чем наш долг, вот в чем наша искренняя радость, вот в чем примирение всех и с жизнью вообще, и со своим жребием».

Что мы, православные славяне, ожидаем от наших братьев, православных русских? Ведите нас путем православной Христовой истины; будьте нашими неутомимыми вождями в осуществлении вечных евангельских истин; ведите нас к небу и к небесной правде. Вы это можете, так как святая Россия дала множество чудесных осуществлений и дивных выражений вечных православных истин. По словам святого митрополита: «Святая Русь должна объединить все восточные народы и быть их вождем к небу».

Если наше время имеет великого и святого проповедника, апостола и пророка религиозного вселенского церковного патриотизма, то это великий иерарх великой русской земли, блаженный митрополит Антоний. По его истолкованию, отдельные национальные патриотизмы имеют смысл и ценность лишь постольку, поскольку они черпают свой смысл и свою ценность из религиозного вселенского церковного патриотизма. Славянофильство нашего владыки не расовое, не племенное шовинистическое, но православное и евангельское. Поэтому он во имя такого славянофильства зовет всех к служению другим и к смирению пред Богом и людьми».

Блаженный митрополит Антоний - самый одаренный современный представитель русского православного национализма, национализма освященного и просвещенного Христом; национализма, по которому все люди - братья во Христе; национализма, по которому сильные должны служить слабым, мудрые - немудрым, смиренные - гордым, первые - последним.

Выросши из святоотеческого православного вселенского патриотизма, блаженный владыка может быть правильно оценен только из той же апостольской святоотеческой перспективы. К нему можно применить то, что св. Георгий Нисский сказал о своем брате, святом Василии, после его смерти: «В чем состоит благородство происхождения Василия? Каково его отечество? Происхождение его - сродство с Божеством, а отечество - добродетель».
Вследствие своих евангельских добродетелей и особенно вследствие своей православной вселенскости великий и святой владыка блаженный митрополит Антоний близок и дорог нам, сербам, как и вам, русским. Он наша общая драгоценность, наш общий святитель и просветитель, наш общий вождь и руководитель. Разрешите мне исповедаться перед вами: блаженный митрополит Антоний был действительным владыкой моей души, подлинным епископом и блюстителем моего сердца, в его лице я имел самого доброго моего духовника. Всегда православно настроенный, он нас, иностранных православных, собирал под широкие крылья своей великой русской души, как кокош собирает птенцов под свои крылья. Много раз я ощущал силу его всеправославной любви: для него мы, сербы, были так же дороги, как и русские. Из него исходила некая умилительная всеобъемлющая сила. Я бы назвал ее православной вселенскостью. Если хотите, он в действительности был современным всеправославным Патриархом. Своей подвижнической жизнью он стал и навсегда остался правилом веры и образом кротости, архиреев боговдохновенным удобрением и усердным молитвенником о душах наших. В этом мире он всегда жил в молитвенном единстве со всеми святыми. Нет сомнения, что теперь и в другом мире он живет со всеми святыми там, «идеже празднующих глас непрестанный и бесконечная сладость зрящих лица Христова доброту неизреченную».

Источник: Преподобный Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. Сретенский монастырь, 2002 год; Тайна личности митрополита Антония <Храповицкого>, с.255-266

А между тем...
http://community.livejournal.com/ustav/296839.html?thread=4970375#t4970375
http://pr-daniil.livejournal.com/12980.html?thread=262068#t262068
и многая, многая.

о "национализме", практика медленного чтения

Previous post Next post
Up