В прошлый раз поведал, как появилось увлечение велозаездами. Теперь возвращаюсь к поставленным там, вначале, вопросам. Пожалуй, начну с обратной стороны и сначала отвечу на второй: а зачем, вообще, тратить много времени на заезды? На самом деле, это всё относительно.
Последний велосезон длился ровно пол года и за этот период я провел в движении ~350 часов. К этому нужно добавить время, затраченное на остановки, в процессе которых нередко фотал. Выделяю все 90 заездов, параметры которых зафиксировал велокомпьютер, смотрю, сколько затрачено на отдых - получается ~100 часов. Еще немного занимает подготовка к заезду. Например, мойка велосипеда, его техническое обслуживание (ТО), стирка одежды. Разумеется, посчитать подобные моменты с высокой точностью не реально, но можно прикинуть. По-факту, времени на эти процедуры тратится неприлично мало. Если не считать ТО перед началом сезона, то получается следующая картина. Не чаще двух раз в неделю варил цепь в парафине (всего час времени) и с такой же периодичностью стирал одежду (ещё час). Присутствовать при этом не обязательно, нужно только включить стиральную машинку и/или поставить чеплашку с парафином на плитку. Параллельно можно заниматься домашними делами. Пару раз в месяц мыл велосипед (ещё час). Раза три за весь сезон обслуживал втулки и переключатели (часов 6 на всё про всё). Изредка подтягивал каретку/шатуны, подкачивал колёса и смазывал кожаное седло brooks, что не требует много времени. Полагаю, вклад в общий расход затраченного на эти моменты времени навряд ли составит более нескольких процентов. Теперь можно приблизительно посчитать, сколько всего времени у меня уходило на увлечение велозаездами: (350+100)*5%/180= ~2 часа 40 минут в сутки. Пусть, даже, будет 3 часа, для ровного счёта.
Это много? Пожалуй, для кого как. Кто-то, вероятно, только на дорогу от дома до места работы и обратно столько тратит (не для Ванино). А у кого-то семейные заботы ещё больше времени оттягивают. У меня все иначе. Если считать стандартный 8-часовой день, то за минусом выходных и с учётом отпуска, получается, основной работе посвящалось ~4,5 часов в сутки, в среднем. По-другому говоря, было всего ~100 рабочих дней в период велосезона (180 дней). С подработками в теплый период года бывает туго, но можно на каждый день накинуть сверху ещё часок, для объективности. 8 уходит на сон, остается 7 с лишним часов свободного времени. Его можно потратить на какие-то другие увлечения или личную жизнь. Заняться решением социальных/бытовых вопросов. При желании, хватит, даже, на самообразование и общение с близкими. Словом, мне не жалко потратить немного времени на то, что привносит в образ жизни подвижность, положительные эмоции и, как следствие, здоровье. К тому же, если обратится к статистике, то 30% всех заездов за минувший сезон начинались рано утром, а заканчивались ещё до 9 часов. Таким образом, получалось откатать небольшие дистанции до работы и потраченное на это время вообще никоим образом не сказывалось на распорядке дня. Как итог, удалось гармонично совместить все аспекты жизни.. Ну, почти все. Ремонт в квартире так и не доделал, но это просто лень, а не нехватка времени :)
Теперь пора перейти к другому, более сложному, вопросу. Так чем же меня зацепили велозаезды? Собственно, любое подобное мероприятие можно рассматривать как набор каких-то факторов. Например, движение, эмоции, ощущения. Каждый из которых, даже по-отдельности, оказывает влияние на человека, а в комплексе действие только усиливается.
Прежде всего, в любом заезде присутствует физическая активность. Регулярность, длительность и характер которой сказывается на здоровье. Но этого, ведь, мало! Можно приобрести велотренажер, открыть окно, включить музыку и крутить педали, исключительно для здоровья. Возникает вопрос, как часто человек сможет заставлять себя проделывать нечто подобное и как долго по-продолжительности? Вполне вероятно, что мотивации хватит на какое-то время, но без должного интереса и стимула есть вероятность забросить это занятие. Другое дело - реальная трасса. Там хочешь не хочешь, а крутить педали в крутые подъёмы придется. Как и бороться со встречным ветром. А если время лимитирует, то ещё и среднюю скорость нужно держать на определенном уровне, что бы успеть вернуться во-время. Чем ни стимул? В этом вопросе главное - поставить реальную цель, исходя из своих физических и социальных возможностей. Прошлый сезон прошел под лозунгом "даёшь тысячу километров в месяц!". В итоге, получилось накрутить, даже, больше. Словом, есть мотивация и стимул, пора перейти к интересам.
Признаюсь, сложно бывает, порой, перебарывать свою природную лень. Сложно вставать по будильнику ранним утром, сложно именно начинать заезд. Нужно только слегка пнуть себя и буквально через каких-то 10 км. педалирования всё меняется. Организм просыпается и начинает корректно отзываться на нагрузки, появляется интерес и какой-то ребячий задор. По окончанию заезда, после того, как нажата кнопка окончания записи трека на велокомпе, внутри возникает чувство небольшой победы над собой. И это входит в привычку со временем, без подобного "допинга" потом не представляешь нормального существования. Если по каким-то причинам от поездки пришлось отказаться, то позже меня гложет чувство чего-то не сделанного.
Самыми яркими, в плане впечатлений и эмоций являются, несомненно, утренние заезды. Хотя вечерние, тоже, по своему хороши, но не передать словами, какие бывают ощущения, когда выкатываешься ещё до рассвета. Долгое время ездил без фары. Если нет луны или небо затянуто, то нередко единственным ориентиром для движения служила дорожная разметка, которую всегда видно, но не везде она есть. Скатываться с горочки при таких условиях на скоростях ~ 50 км/ч сродни экстриму.
Бывало, заезд начинался при полной луне и чистом небе. Тогда на дороге можно было рассмотреть собственную лунную тень. Вообще, при покатушках под луной создаётся впечатление, что над головой светит энергосберегающая лампочка и хорошо видно не только дорогу, но и контуры деревьев по её краям. В последний сезон приобрел, все же, фару. Хотелось чаще выезжать еще затемно, что бы успевать на работу не только в летние месяцы, но и осенью. Узкий пучок света, освещающий дорогу, создает свою непередаваемую атмосферу. Нет опасений влететь в ямку или сбить кого-нибудь на дороге в полной темноте.
Потом начинает светать и всё вокруг видоизменяется. Тишину нарушают сначала редкие чириканья птиц, но чем светлее становится, тем оживлённее выглядит природа. С восходом солнца начинают работать все органы чувств, что в совокупности с физической активностью создаёт яркую картинку в сознании. В силу климатических условий, по-утрам у нас частенько бывает туман или дымка над морем. В таких условиях не всегда получается встретить "чистый" восход солнца или, просто, запечатлеть красивый рассвет. Но если повезло, то уже только ради таких моментов стоит катать по-утрам.[Посмотреть фотки ..]
Можно попробовать отстраниться от эмоций и выделить объективные плюсы ранних заездов:
Отсутствие автомобилей на дорогах. По крайней мере при движении в одну сторону, точно. На обратном пути машины встречаются чаще, но этот трафик не сравним с дневным, особенно в час пик. Что касается заездов по трассе Ванино-Лидога, то там и днем машин бывает не много.
Относительная утренняя прохлада позволяет не перегреваться организму. Подкожный кровоток в этом случае уменьшен, по сравнению с заездами при более высокой температуре воздуха. Это позволяет доставлять больше кислорода к активным мышцам в периоды высокой активности. Либо, снижать нагрузки на сердечно-сосудистую систему, в случае, если развиваемая мощность от заезда к заезду постоянна.
Бодрость и хорошее физическое состояние. В период велосезона, я редко засыпал позже 23 часов и зачастую высыпался. В итоге, нервная и мышечная системы успевали отдохнуть, а запасы гликогена восстанавливались если не полностью, то наполовину точно. Все это способствует более активному прохождению дистанции.
Возможность откатать заезд до работы. В начале лета они нередко начинались в 4 утра и ранее. Маленькие дистанции преодолеваются, в среднем, за 2 с половиной (Датта) и 3 с небольшим (Чистоводный) часа. В результате, иногда успевал вернуться, помыться и еще поспать перед работой.
Так же, заслуживают внимания заезды на средние и большие дистанции по дороге Ванино-Лидога. Времени на это тратилось несравненно больше (от 5-14 часов на движение) и потому они почти всегда начинались рано утром, что бы успеть вернуться к обеду или вечеру, в зависимости от расстояния. Таким образом, этот вид заездов сочетает в себе всю прелесть ранних заездов и, помимо того, создаёт непередаваемую атмосферу своеобразного похода выходного дня (ПВД). В какой-то степени, изюминкой его является возможность побыть на едине со своими мыслями. Уже в 20 км. от Ванино пропадает сотовая связь и можно хоть целый день наслаждаться спокойствием и отсутствием суеты. Автомобильный трафик там минимальный, людей нет, только лес, реки и горы. Словом, в подобных заездах хоть и устаешь физически, но мозги отдыхают очень хорошо.
Много раз получалось встречать восходящее/заходящее солнце в движении и буквально на глазах лето сменяло весну, а осень лето. Выезжая рано утром, бывало, возвращался днём или, даже, вечером. Катал и в пасмурную погоду, и в тумане, и при солнце, иногда попадал под дождь. Природа меняла свой облик чуть ли не каждую неделю и, скажу я вам, наблюдать этот процесс не надоедает.