Ванино - Лидога 2018. На велосипеде за один день!

Sep 17, 2018 16:26


В окончании августа 2017 года парил ласты на побережье острова Русский, во Владивостоке. В это же время в 80 км. от Ванино выпал первый снег. Растаял быстро, но факт! В позапрошлом году, 28 августа ездил от Лидоги до Хабаровска. Стояла тёплая, солнечная погода, а на следующий день, утром, пришел холодный циклон и лето закончилось. Обратно пришлось возвращаться на автобусе. В общем, приход осени не за горами и скоро станет прохладно. Пора откатывать оставшиеся запланированные дистанции и мысленно готовиться к зимней спячке.

Посмотрел свой список "хотелок" и выяснилось, что практически все маршруты пролегают по грунтам, часть ещё и с ночёвкой. Прогноз погоды на неделю ни чего хорошего не сулил, поэтому решил катануть до Лидоги. Первый раз в этом сезоне ездил в конце июня и результат тогда получился более чем достойный. Средняя скорость составила 25,9 км/ч., времени, с учётом остановок, затратил 13:40. Не думал, что получиться проехать быстрее. Вес всё тот же - 110 кг. на момент выезда, включая велосипед. С собой пришлось переть запчасти, кое какие инструменты, комплект чистой одежды, хавчик. Я же не из тех, кто ездит с читами, в виде машины сопровождения ;)

Для длительного заезда очень важна подходящая погода. Желательно, что бы небо оказалось затянутым облачностью, без открытого солнца и не дул ветер. Вообще никакой! Попутный не будет дуть всегда по ходу движения, поскольку дорога часто меняет направление и в каком-нибудь распадке обязательно дунет уже навстречу. Температура и влажность тоже имеют значение, я очень плохо переношу перегрев. Три метеостанции - в Сов.Гавани, на Мапау и Лидоге прогнозировали слабый ветер фиг пойми какого направления. Другое дело, что верить всем этим прогнозам можно лишь отчасти и перк "удача" имеет большое значение.

Помимо благоприятных погодных условий, нужно обладать определённым запасом здоровья, которое не всегда определяется способностью человека поднять что-то тяжелое или сильно ударить. Скорее, это зависит от состояния некоторых систем организма, в частности эндокринной. При длительной физической активности она участвует в поддержании некоего постоянства внутренней среды. В него входит регуляция температуры тела, давления, содержания глюкозы в крови и т.п. Эти штуки либо хорошо работают от природы, либо их нужно стимулировать посредством движухи. Чем, собсвенно, и занимаюсь сначала сезона.

А ещё нужно путём мускульной силы развивать некоторую мощность, прокручивая раз за разом педали. И так многие десятки тысяч оборотов! Её должно хватать для передвижения в условиях гористой местности и вот тут начинается самое интересное. Во-первых, для разных людей (и велосипедов), но при прочих равных условиях, требуется разная мощность. Во-вторых, развиваемая мощность тупо отличается от человека к человеку как по значению, так и по длительности. Писал об этом ранее и не хочу повторяться. Сейчас отмечу только один момент. В окончании сезона потребление кислорода у меня выше, чем вначале, но объём бедра меньше, за счёт чего снижены силовые параметры.

Трассу Ванино-Лидога строили долго, почти 20 лет. Прошлой осенью доделали последние километры дороги и теперь она имеет протяженность ~324 км., если считать от первого маяка в Ванино. Набор высоты ~3700 метров, полученных с барометрического альтиметра, а не тех, что показывают смартфоны, ориентируясь по GPS. Дорогу условно поделил на три основных части. Самый сложный участок от Ванино до перевала на 154 км. Там много подъёмов и существенный набор высоты (~2600 метров). Потом идёт лёгкий участок, протяженностью 100 км., где подъёмов почти нет, а уклон скорее отрицательный. Ну и последний, 70 км. участок начинается в месте, где река Анюй уходит в сторону от дороги, на границе заповедника. Там 10 км. хорошего дорожного покрытия, а остальное старый, разбитый асфальт. Последний участок тоже гористый, но набор высоты всего чуть более километра и после каждого подъёма расположен спуск. В свою очередь, любой из этих участков делиться ещё на несколько, помельче, и после проезда контрольных точек анализировалось время прохождения, погодные условия и состояние здоровья. На случай форс-мажорных ситуаций имелось несколько запасных вариантов, включая эвакуацию на попутке.

Вначале сентября восход солнца начинается довольно поздно, около 6 утра. За горизонтом оно скрывается в районе 19 часов. Таким образом, в запасе имеется всего 13 часов светового времени, не считая рассвета и заката. Я сторонник выезжать пораньше. Кто знает, что случиться в ходе такой длительной поездки и пусть лучше останется несколько "лишних" часов вечером, нежели придётся гнать по темноте, как это случилось в 2015, когда чуть не нарвался на тигра. Есть и другие бонусы раннего выезда. Например, добравшись до Лидоги засветло, вероятность поймать машину выше, чем в тёмное время суток. Ну и погодный фактор не последнюю роль играет. Хотелось пройти первый учасок по утренней прохладе.

Стартанул 3 сентября в 3:15. Погодка на момент выезда выдалась что надо. Начиная от Мицуевского кратера и далее - туман, температура кое-где опускалась до +6! Ветер слегка поддувал, но юго-западный, т.е. встречный, встречно-боковой. Расстраиваться было рано, поскольку на 63-64 километре дорога сворачивает на северо-запад, да и профиль высоттам меняется. Заезды по темноте и в условиях плохой видимости - отдельная тема. Сложно описать словами насколько это прикольно, волнительно и, местами, жутко. Когда на обочине дороги в свете фары появляется нечто тёмное, так и кажется, что медведь поджидает :) А на самом деле покрышки автомобильные валяются. Фара вроде и мощная, около 500 люмен, но местами пробивала всего на пару-тройку корпусов велосипеда, а вокруг тишина. Между тем, редкие встречные машины меня видели, потому как переключались на ближний, а попутные замедляли ход и объезжали. Более-менее смог рассмотреть дорогу немногим не доезжая "лысой", а добравшись до сопки стало видно показания велокомпьютера (53 км. от Ванино). Там же сделал первую остановку.

Прохладная погода позволяет меньше пить и с этим связан лайфхак. С дома вёз литр воды и по чуть-чуть прикладывался к бутылке. Пить, действительно, не особо хотелось и небыло необходимости делать лишние остановки, с целью пополнить запасы воды в ручьях или реках. Это существенно экономит время, а ещё понемногу снижается вес. На каждые полтора-два часа интенсивного вкручивания испаряется приблизительно литр жидкости. Таким образом, уже в районе Аджалами (91 км. от Ванино) можно запросто не досчитаться пары-тройки кг. Чуток не доезжая того места показалось солнце и далее ехал с замиранием сердца, ведь выбираться из "адского котла" в жаркую погоду не просто. Но повезло, температура воздуха оказалась всё ещё комфортной и кое-где в низинке клубился туман. Первый раз пополнил запасы воды через 117 км. от Ванино, под мостом через ручей Сакай-Бапу, где сделал вторую по-счёту остановку. Кстати, не самый удобный вариант, лучше устраивать привал немного раньше, на ручье под названием Горбатый. Идти до воды там ближе и проще, нет сыпучих камней.

Проехав бетонный мост через реку Буту и забравшись в горку за рекой Половинка, поймал встречный ветер. Ура, подумалось мне, сейчас полечу! И действительно, скорость набрал хорошую, почти 40 км/ч. На Аркаимовском перекрёстке монтируют ещё одну вышку сотового оператора (МТС). Они вырастают как грибы после дождя и на участке от Ванино до Лидоги размещено уже 6 базовых станций. От перекрёстка до вершины перевала 23 км., дорога понемногу идёт в гору, но уклон по большей части не велик и асфальт хороший. Рассчитывал пройти этот участок быстро, как никак ветер до это помогал. Но поднявшись в горку после перекрёстка он стал дуть навстречу, скорость упала до 20 с небольшим км/ч. :( Как такое может быть, если до этого, буквально в нескольких км., задувало по ходу движения? А вот так это бывает в гористой местности, распадки и всё такое!

Делать остановку на вершине перевала на 154 км. не стал, сразу покатился дальше. Про себя отметил лишь то, что времени на прохождение затратил почти столько же, как и в июне (около 6 с половиной часов, включая остановки, средняя скорость 23,7 км/ч). А вообще, перевал - это крайняя точка, до куда ездил ранее в обе стороны за день и окончание первого, самого сложного, участка. К тому моменту температура воздуха оставалась всё ещё не высокой, большую часть пути прошел по прохладе и почти без открытого солнца. На случай, если после перевала станет дуть встречный ветер, имелся другой вариант маршрута: планировал доехать до харчевни, похавать и вернуться назад. Но запасным вариантом воспользоваться не пришлось, всё складывалось как нельзя лучше и потому с оптимизмом двинул на следующий участок.

Кафешка на 172 км. от Ванино слегка сгорела в прошлом году. Какое-то время не работала, а после открытия оказалось, что ночлежки теперь там нет, но кормят и это главное. Обжираться особо не стал, поскольку хорошо похавал ещё перед заездом и чувства голода не ощущалось. Первое - лапша с кусочками курочки и овощами. Второе - рис с подливом и куриная котлетка. Два блинчика с мёдом и большая кружка кофе. Сверху докупил 1.5 литра минералки и столько же лимонада. Народа было мало и трапеза заняла очень мало времени, не более получаса.

После возвращения на трассу оказалось, что выглянуло солнце и температура стала расти, что не есть хорошо. Где-то через 9 км. от харчевни начинается участок самого свежего асфальта, укатанного в три слоя. На протяжении почти 28 километров дорога многократно пересекает реку Гобили, мосты теперь все бетонные. Виды просто отпад! В отсутствии встречного ветра держал там среднюю скорость 33 км/ч. В окончании этого отрезка, на 208 км., сказочный асфальт заканчивается. После подъёма за рекой Малые Эртукули и последующего спуска есть отворот направо. Там и по сей день расположен вагончик ДРСУ, где мы ночевали в прошлом году с Андреем, когда ехали в Приморье.
Ну а чуть дальше начинается участок старого асфальта. Покрытие уже уставшее, много трещинок, выбоинок, да и просто не заделанных ям. Может по этой причине, а может из-за задувающего по распадкам ветра, средняя скорость снизилась на 4-5 км/ч. И чем ближе подъезжал к реке, тем более чётко ощущался ветер. Дорога там очень сильно заросла. Хорошо, что есть отбойники, но и они местами скрыты за густой растительностью. После ручья Блудный показался Анюй. Там асфальт чуток получше! В районе 247 км. сделал остановку, допил воду, налил в бутылку лимонада и снял шкурогрейку, в которой изначально ехал.

Где-то на 254 километре от Ванино река Анюй окончательно ушла в сторону и начался заключительный участок пути, протяженностью 71 км. В условиях сказывающегося утомления можно назвать его АДовым. 10 км. хорошего асфальта, а вот дальше предстояло ехать по "фронтовой" дороге и в отсутствии каких-либо значимых пейзажей. Между тем, путь пролегает по самому краю Анюйского заказника и запросто можно встретить различных зверушек: зайцы, лисы, олени, лоси, кабаны, медведи, тигры могут пересекать дорогу и удивляться этому не следует, там их дом. В 2016 году довелось понаблюдать за небольшим медвежонком, который забрался на дерево и лазал с ветки на ветку. Разумеется, под присмотром строгой мамаши. В этот же раз вообще голяк, даже зайчик не пробежал, лишь ветки похрустывали иногда со стороны леса.

Дорога там представляет собой череду спусков/подъёмов, из которых явно можно выделить 7 или 8 горок. Не сказать, что уклон там велик или продолжительность значительная, но из-за усталости крутить педали было лень, ехал уже на автопилоте. На подъёме после реки Соломи, слева, расположен оборудованный ручей, даже парочка мусорных урн рядом имеется, в виде бочек. Там сделал остановку для пополнения запасов воды, поскольку литруху лимонада к тому моменту уже всосал.

Стало жарко, пришлось снимать остатки одежды (в рамках приличия), умываться и мочить голову холодной водой. Еще одну остановку сделал за 35 км. до Лидоги. Закончилась вода в литровой бутылке, пришлось переливать с полуторалитровой, закреплённой на багажнике. Задувающий местами встречный, встречно-боковой ветер и жара реально утомляли. В окончании второго/начале третьего участка средняя скорость составляла 26,3 км/ч. и очень хотелось удержать её. Но бесконечные холмики препятствовали этому :( Только разгонишься, как снова подъём, ни конца ни края этому безобразию!

В половину пятого добрался до кафешки, которая рядом с перекрёстком. Средняя скорость по всей дистанции составила 26,2 км/ч. Таким образом, улучшил результат всего на 0,3 км/ч. по сравнению с июньским заездом. Что бы проехать длительную дистанцию с небольшим расхождением по времени, это ещё нужно постараться! Видимо, нащупал свой предел и дальнейший рост результатов лежит в плоскости модификации велосипеда. Нужно снижать вес и улучшать аэродинамику, потому как посадка на МТБ вообще не располагает к скорости, даже если максимально опустить руль. Просто для примера. Если ехать в безветренную погоду по плоскачу со скоростью 30 км/ч., то на горном велосипеде мощность педалирования составит 260 ватт, а на шоссейнике на 100 ватт меньше. Если добить ему мощности до 260 ватт, то он поедет уже со скоростью 36 км/ч. Согласитесь, разница колоссальная! У меня хоть и модифицированный МТБ, но посадка один фиг не шоссейная, да и вес приличный.Собственно, в части ходового времени я иллюзий и не питал. Оно осталось почти без изменений, а вот в номинации "общее время" прослеживается личный рекорд. Получается, отдыхал всего час, включая обед в харчевне, а это на 20 минут меньше, чем в июне. Так что я всё равно молодец :)

С попуткой до побережья повезло. Сначала встретил в кафешке знакомого. Вернуть меня домой не отказал, но.. без велосипеда :) Машина легковая и в багажнике свободного места не оказалось. Рядом стоял небольшой грузовичок, номера, вроде как, Ванинские. Так мне показалось по первой букве. Но по-факту, это были Хабаровчане, которые ехали почти до Ванино. Не в сам посёлок, а километров за 10 до него. Ужинать не стал, быстро переоделся в чистую одежду, закрепил в кузове велосипед и двинули в обратный путь. В начале 11 ночи были уже на восточном склоне Мицуевского кратера, где попрощался с попутчиками и дальше поехал своим ходом. Через час оказался уже дома.

Трасса Ванино-Лидога теперь полностью в асфальте. Не считая россыпи небольших участков, где твёрдое покрытие провалилось, либо, наоборот, вздулось. Почти 100 км. от Ванино асфальт по большей части паршивый. То же самое можно сказать и про 60 км. со стороны Лидоги. В остальном, терпимо и кое-где ведутся работы по ремонту покрытия. Не думаю, что станет значительно лучше в ближайшие годы. Дорогу хотят передать в федеральное ведомство, но в том виде, что сейчас, никто её не возьмёт! Так что состояние будет ухудшаться и если у кого-то значится в планах прокатиться по этому маршруту, то лучше не откладывать надолго. Из-за малого автомобильного трафика очень удобно ехать там группой. Устроить заезд в осенний период - особое удовольствие. Природа не просто однородная, появляются различные оттенки зелёного цвета + желтый. Выглядит волшебно, особенно в солнечный день.

Трек в Strava.

Велозаезд, Лидога-Ванино, Ванино-Лидога, Велопоход, Велосипед

Previous post Next post
Up