В четверг утром глянул прогноз синоптиков и оказалось, что к нам на побережье надвигается непогода. Приход осадков, в виде снега, ожидался лишь ближе к вечеру, тем самым представилась возможность выкатиться ещё один раз. Вероятно, крайний в этом сезоне. Хотелось чего-то необычного и запоминающегося. Из-за минусовой температуры по асфальту теперь особо не поездишь. Во-первых из-за скорости, которая на спусках может составлять 50-60 км/ч. Потоком воздуха выдувает всё тепло и если горка затяжная, то скатившись превращаешься в сосульку. Если ещё и ветер дует, то холодно бывает просто на открытой местности, даже на подъёмах. Так что выбора особого в таких случаях нет - нужно ехать на грунтовку, в лес. Там и скорость ниже и деревья от ветра защищают, в большей или меньшей степени.
Ранее уже предпринимал попытку проехать по асфальту до Чистоводного, а назад вернуться по старой "портовской" дороге. Но тогда столкнулся с холодным встречным ветром и пришлось отказаться от задумки,
сократив заезд где-то наполовину. В этот раз возникла идея доехать до моста через Чистоводный по грунтовке, а обратно вернуться асфальтовым путём. Забегая вперёд скажу, что мне это удалось, даже несмотря на температуру чуть ниже ноля по всей дистанции. Не стану детально описывать хронологию событий, а сделаю краткий обзор заезда.
Итак, старая "портовская" дорога. Что нужно знать о ней велосипедисту? Формально, началом пусть будет водонапорная башня по пути на кладбище. От неё до моста через Чистоводный ровно 38 километров, набор высоты 600 метров. Потеряться там сложно, главное ехать прямо и не сворачивать с "основной" дороги, она выделяется. Исключением являются последние километры и на выбор есть два варианта - либо сразу свернуть к мосту, либо проехать прямо и попасть на асфальт уже после него, но об этом позже:
Профиль высоты таков, что при движении в ТУ сторону практически всегда едешь в горочку. Между тем, ярко выраженных и ощутимых подъёмов всего пара-тройка и о них, опять же, более подробно напишу далее по тексту. Поверхность представляет собой старую грунтовку, с обилием небольших бугорков/ямок. Особенно сложно ехать там, где из земли торчат камни. В тёплое время года дорогу размывает, встречается много грязи и луж (ездил раньше, впечатления не очень). Поскольку дождей давно уже не было она оказалась сухой, а в условиях минусовых температур остатки воды просто замёрзли:
Вдоль дороги растёт лес, преимущественно низкорослый, в виде берёзок и ольхи. Чуть далее возвышаются лиственницы и кое-где ели. Даже несмотря на осеннюю пору, открытых участков почти нет. Деревья хоть и без листвы, но плотность такова, что местность просматривается плохо. Если хочется запечатлеть какие-то пейзажи, то нужно уходить с дороги, подниматься куда-нибудь на горку и снимать. По понятным причинам я этого делать не стал, медведи ещё не спят :)
Через 11 километров от водонапорной башни на глаза попался деревянный дорожный столбик. Скорее всего, установлен он был ещё во времена царя Гороха. Между тем, состояние покрытия металла очень даже ничего. Краска не выгорела и не облупилась. Что характерно, расстояние на нём точно соответствует показаниям одометра велокомпьютера. Самое интересное находится с обратной стороны. Выходит, что изначально дорога до Лидоги имела протяженность 347 километров. Это всего на 23 километра больше, чем сейчас:
В окончании 16-го километра она пересекает Мучке. Хотя, это громко сказано. В том месте река больше напоминает небольшой ручеёк. По этой причине мост там отсутствует, а вместо него проброшены две бетонные трубы. Они являются практически непреодолимой преградой для легкового автомобиля, поскольку не закопаны в землю. Немногим не доезжая того места расположено какое-то кирпичное строение с железной дверью, огороженное колючей проволокой. Вероятно, какой-нибудь водозабор для военного объекта, находящегося в километре севернее (встречаются развилки в том направлении):
Вообще говоря, дорога до того места неплохая. Видно, что кто-то по ней регулярно ездит и земля за счёт этого укатанная. А вот дальше, судя по всему, проезжает только техника с большим дорожным просветом. Сразу за трубами берёт начало первый ощутимый подъём. Ну, как ощутимый. Километра полтора при среднем уклоне 5%. Сложность определяется скорее каменистой поверхностью дороги, поскольку велосипед там сильно трясёт. Следом за первой горкой практически сразу расположена вторая, протяженностью на пару сотен метров меньше, но средний уклон составляет уже 6%, в пиках дотягивает до 10%. По большому счёту, это самые сложные участки, не считая тех, что имеют совсем уж небольшую протяженность:
Чисто субъективно, мне показалось, что первые 16 километров гораздо интереснее не только в части состояния дороги, но и по окружающим видам. Да, открытых мест почти нет, вокруг серость, но дорога идёт между гор. Сквозь ветки деревьев кое-где просматриваются голые каменистые склоны, рядом петляет покрытая льдом река и как-то веселее там всё выглядит. Но преодолев те два подъёма начинается, не побоюсь этого слова, унылый участок пути. Посмотреть тупо не на что и тогда стал обращать внимание на перекрёстки. В общем-то, они и раньше встречались, но не в таком количестве. То в одну сторону отворот, то в другую и видно, что по ним кто-то хоть изредка, но ездит. Надо полагать, те дорожки, что уходят направо по ходу движения - ведут к Большой Дюанке, а налево можно проехать до Чистоводного:
Дорога в это время года почти безлюдная. Мне попался всего один автомобиль и тот не притормозил. Водила как-то тихо подъехал сзади, я даже струхнул от неожиданности :) Остановился, пропустил, а когда собирался уже продолжить движение, то обнаружил рядом с дорогой нечто похожее вышку. Видимо, когда-то с неё осматривали местность на предмет возникновения пожаров. Сейчас она превратилась в ветхое, развалившееся строение и забираться наверх попросту опасно:
Где-то на 36-м километре расположен ещё один перекрёсток. В далёком прошлом (2008 г.) катил по этой грунтовке первый раз и переживал, что сверну не туда, заплутаю и асфальта не увижу. Поехал тогда прямо и всё же добрался до трассы Ванино-Лидога. Если свернуть налево, то дорога приведёт к мосту через Чистоводный:
Кстати говоря, по асфальту до него ехать равно 31 километр, это если считать от АЗС (в 5 километрах от Ванино). Так что новая дорога несколько короче старой "портовской", но набор высоты чуток больше, метров на 100:
Как часто это бывает, на обратном пути не повезло с ветром. До этого дня он дул преимущественно с запада, а в этот заезд фигачил с юга и на некоторых участках мешал нормально ехать. По этой причине на движение затратил минут на 15 больше, чем в среднем по этому участку. В процессе движения замёрзли ноги и жирок на пузе, аж чувствительность пропала. Так закончился 112-й велосипедный заезд в этом году. Вечером пошел снег и по всем признакам сезон можно считать закрытым!