У меня недавно появился очередной ученик-старшеклассник, которого я готовлю к ОГЭ. Мне стало это уж слишком просто, но на последнем занятии в голову пришла идея о формульном обозначении знаний в зависимости от того, как давно учащийся их вспоминал.
Очень часто я прихожу к ситуации, когда детям нужно применить правило, пройденное в предыдущей черверти или в начале года, но они его давно забыли. Потому что не использовали или потому что не проговаривали.
Как в «Морфологии волшебной сказки», хочу обозначить всё это примерно так:
Переменная А - вновь изученное правило.
А1 - небольшого объёма (что такое однородные члены предложения);
А2 - средний объём (чем может быть выражено дополнение);
А3 - большой объём, но не часть системы;
А4 - большая система, не умещающаяся в один урок (хотя вообще-то это возможно, но только в формате лекции, что не применимо к маленьким детям) и изучаемая аспектами (деепричастие).
В - правило, изученное на предыдущем уроке.
С - правило, изученное на последней неделе (недавно).
D - правило, которое не вспоминали на последней неделе.
F - материал, который постоянно используется фоново (все виды разборов, проверяемые гласные/согласные, чк-чн-нч-рщ-щн и так далее), но почти не проговаривается.
Сейчас мой урок выглядит как FBACB, часто я прихожу к FBACD и удивляюсь, что дети забыли D, надо им объяснять заново. Последний урок был FB1A1B1C1, но, опять же, уходит D, и правило становится неактуальным, даже если там что-то важное, а не пунктуационное оформление диалога, которое вспоминается три раза за год. Хочу сделать так, чтобы D тяготело к F и постоянно держалось где-то неглубоко, чтобы сразу вспомнить, когда в этом будет необходимость.
По идее, знания наращиваются одно за другим «снежным комом», но детская память слишком короткая, и нужно всё повторять. Я где-то слышала, что если повторить что-то на следующий день, потом через неделю, через две, через месяц - оно намного плотнее осядет.
Нужны абсолютно рабочие формулы для уроков, меняться они будут в зависимости от объёма А или В, и обязательно добавлять D в каждый.
Вот только как?..