В этом году отмечается 70 летие Великой победы советского народа. Отличный повод немного вспомнить историю. Итак Смоленская область, Ярцевский район воспомининия непосредственного участника событий
Оригинал взят у
udikov в
В боях под Ярцево #PobedaExp
Фото ещё довоенное - осенью 41-го не до фотографий было...
Продолжаю публиковать отрывки из мемуаров деда. Не распознаю их программами, а просто набираю вручную и заодно как бы пропускаю через себя. Итак, 41 год, Смоленская область:
"...В районе Ярцева продолжалось формирование и сколачивание дивизии. В нашей дивизии тогда было два мотострелковых полка (6-1 и 175-й) 13-й артполк, 12 танковый полк и другие спецподразделения. Дивизия готовилась к боям. Прибыл новый командир дивизии полковник Герой Советского Союза Лизюков. Настал день начала наступления дивизии. Это было 1 сентября 1941 года.
Части дивизии, в том числе и наш полк, вывели на исходные позиции в лес и разместили по восточному берегу реки Вопь. Сама река небольшая, но пойма реки широкая и заболочена (мокрые луга). Трава в долине уже была скошена и впереди виднелись стога сена, а ещё дальше на возвышенности населенные пункты. За рекой был противник.
Перед боем всему личному составу выдали по 100 грамм водки. Это был первый случай выдачи солдатам водки, а для меня первый случай употребления спиртного с самого начала службы в армии (1939 год - udikov). Видимо, поэтому этот случай хорошо запомнился. Я даже помню, какую водку выдавали. Выдавали померанцевую водку в бочках.
На рассвете 1 сентября была проведена артиллерийская подготовка. Она длилась минут 30-40. До этого я никогда не был свидетелем артподготовки с нашей стороны. Было приятно слышать гул своей артиллерии. А до сих пор мы чаще всего слушали гул вражеской артиллерии. Выходит, что и мы можем молотить немцев.
Затем наши подразделения пошли в атаку, но наш полк ещё не наступал: он был во втором эшелоне. Наши преодолели пойму реки без особых трудностей, но затем на возвышенности загорелся сильный бой. Через некоторое время ввели в бой и наш полк. Наступление пехоты поддерживали танки и артиллерия. Наш полк наступал на мелкие деревушки (хутора). Или одну из этих деревень, или все вместе, называли Холмом. Немцы из деревушек и из леса за деревней вели сильный огонь из артиллерии, минометов и пулеметов. Преодолевая сильное сопротивление, наши подразделения продвинулись на несколько километров, достигли окраины населённого пункта, но овладеть им не могли. Немцы сопротивлялись упорно, затем сами стали переходить в контратаки. Здесь у них появились шестиствольные минометы. До этих мест хырканье этих миномётов я не слышал. Эти миномёты создают неприятный звук и ещё неприятнее попасть под их обстрел.
Сильная контратака немцев была на второй или третий день нашего наступления. Стреляли они разрывными пулями. Эти пули сразу же разрываются, чуть задев за что либо - даже за тонкую веточку. Там, где они разрываются, раздаются хлопки, похожие на выстрелы, и создаётся ощущение, что вокруг стреляют - и сзади, и с боков, и спереди. Это очень негативно влияло на психику солдат. В этих боях был ранен командир нашего полка капитан Луцков, многие другие командиры. А враг всё напирал, видимо, подтянул свои резервы. Нашим несколько раз пришлось наступать. Потом наши роты снова пошли в наступление и тоогнали немцев в населённый пункт. Затем снова немцы нас потеснили. Так продолжалось несколько дней.
Мне хорошо запомнилось, как немцы пошли в психическую атаку на мотоциклах с пулемётами на наш батальон. Сотни мотоциклов, на которых установлены пулемёты, тарахтят, стреляют на ходу и несутся на нас. Сплошной гул и трескотня. Психическую отбили с большими для немцев потерями. Больше они не пробовали испытывать наши нервы. Очень помогли при отражении атаки немцев зенитные пулемёты ДШК, которые были установлены в расположении стрелковых рот в окопчиках. Во время этой психической атаки был в нашем полку и в нашем батальоне комиссар дивизии. Его я не знал и никогда до этого не видел. Видел его уже убитого, когда его вынесли в расположение нашего батальона и понесли дальше в тыл. Теперь я знаю, что это был батальонный комиссар Тюпилин, а тогда фамилию его я не знал.
Здесь под Холмом мы находились дней десять или около того. В последние дни уже не наступали, а вели оборонительные бои и отбивали атаки немцев. Выходили из строя командиры, и их заменяли командиры званиями ниже. Тогда много говорили о лейтенанте Анатолии Рязине, который в бою сначала заменил командира роты, а затем и командира батальона. А сам он был молодым мальчишкой лет 19-20..."
Зы: Наша экспедиция под большим и противным вопросом. Вернее, даже под знаком ₽. Хотя с машинами вопрос практически решен. Но нет спонсоров, а я сам сижу без денег, так что на этот раз поехать за свой счёт точно не смогу. Есть ещё один момент. Уже сейчас чувствуется, что шума по поводу празднования будет очень много. К нам примазываются политические партии, какие-то странные компании и т.д. Начинаются какие-то безумные псевдопатриотические пляски с георгиевскими лентами и т.д. и т.п.
Общался я с парой бизнесменов - видно, что они ничего не знают о войне, им плевать. Интересуюсь - что вы производите? Не тушуются - мы, говорят, покупаем дешевые китайские станки, шлепаем на них наш логотип и продаем в России в три раза дороже. Их генеральный мне так и сказал, смотрел на меня так покровительственно, поглаживая руль новенькой "бехи". И, знаете, я ему отказал. Очень вежливо, чтобы не обидеть. Если так, лучше поедем позже, на свои деньги - когда они будут. Не хочу клеить на машины рекламу разных аферистов, и тем более что-то о них писать. А нормальные компании очень тянут. Ужасно тянут... (
Originally published at
Гипертаблоид редактора Удикова. You can comment here or
there.