Велопоход "Вологда-Мурманск 2013". Часть первая, безоблачная.

Oct 01, 2013 23:31


Две недели назад вернулись из велопохода "Вологда-Мурманск". 17 ходовых дней, 1700 км в пути, ещё 100 прогулочных километров по Мурманску и окрестностям. Изначально планировалось минимум 2000 км, но погода внесла свои коррективы, и мы отменили петлю через Калевалу.
В Мурманск мне захотелось поехать в прошлом году, когда мы ехали по трассе Кола от Петрозаводска в сторону Кивача. Прям защемило где-то внутри и захотелось продолжить ехать прямо - до самого Кольского полуострова. Почему? Не знаю. Я себе совершенно не представляла ни Мурманск, ни Кольский полуостров. Но мне было зачем-то туда надо. В этом году я поняла, зачем. Не пожалела. Поеду ещё.
Рассказывать буду по частям.

Часть первая, безоблачная, или "Герои асфальта".


7 июля погрузились на поезд Москва-Вологда. Утром 8 июля были в Вологде в 5.07.
1. Вологда - оз. Мелеховское (окрестности Кириллова) 125 км
2. Озеро Мелеховское - Липин Бор (ночевка на берегу Белого озера) 100 км
3. Липин Бор - почти Белый ручей (ночевка на озере в 2 км от Р5) 126 км
4. Белый ручей - Нигижма (ночевка в гостевом доме) 126 км
5. Нигижма - Пяльма (ночевка на берегу Онеги) 116 км

День 1. Старт из Вологды был таким обычным, что и говорить особо не о чем: раннее утро, пустой вокзал, сборка велосипедов, закупка продуктов и выезд из города, пока он ещё не заполнился машинами.
Из Вологды выехали по Кирилловскому тракту, проехав мимо Спасо-Прилуцкого монастыря. По плану нужно было добраться до
Кириллова или его ближайших окрестностей.



Местами был грейдер, местами - асфальт.




В районе полудня стало припекать, и мы решили сделать небольшую остановку на обед в трактире "Сыр в масле". Цены здесь были уже хорошие - на 200-250 рублей можно было взять обед из трёх блюд с пирожками и чаем.
На трассу Р5 выехали после села Песочное. Сначала показалось, что много машин и обочина узковата, но это, видимо, с непривычки (я практически не каталась в этом сезоне). Почти доехав до поворота на Кириллов, мы решили свернуть чуть раньше на грейдер и поискать ночлег. Пробег был уже почти 120 км. Через несколько километров от поворота увидели озеро, на котором можно было и искупаться, и на ночлег устроиться.

День 2. К 9 часам были в Кириллове. Объехали вокруг Кирилло-Белозерского монастыря, полюбовались видами и отправились на
поиски пропитания. Кафе "Перекрёсток" (на перекрёстке улиц Ленина и Победы) - недорого и вкусно, порции большие.
Небо напугало нас дождём, но тучи быстро рассеялись, а мы покрутили в сторону парома: нужно было переправиться через
Шексну.




На переправе нас ждал неприятный сюрприз - листок бумаги с надписью "Переправа не работает". Минут за 20 до того,
как мы туда добрались, ушёл последний паром, хотя работать он должен был до вечера. Позвонив по указанному на
листке телефону, выяснили, что "паром не работает ни сегодня, ни завтра, а когда заработает, не знаем".


Пилить обратно на Р5 не хотелось, поэтому решили ехать по лесной дороге, которая на навигаторе смотрелась широкой и
приличной. Пугали 4 реки, через которые шла эта дорога, и через которые могло уже не быть мостов. Местные мужики,
рыбачившие на первой реке, в мнениях разошлись: один говорил, что на велосипедах проберёмся, другой - что всё заросло и
ничего не получится. В итоге мы пробрались. 30 км за 5 часов. Нас немножко поели слепни, немного притормозили грунты,
слегка задержали поваленные бобрами деревья и один разрушенный мост... Но ничего! Мы справились! А у меня даже прекратился
насморк и перестало болеть простуженное в поезде горло.

"Гламурные" лесные дорожки










Когда мы выбрались из этого чёртова леса, то устроили отличный привал на речке возле деревни Павлово, а покушав бодро докрутили по асфальту 18 км до Липина Бора, недалеко от которого разбили лагерь на берегу Белого озера.

День 3. Жаркий солнечный день. Устроили обед, купание и стирку на реке Шимке.


Дима словил клеща, которого я ловко вытащила специальным приспособлением. Ведь сколько ездили уже по таким местам без всяких "клещевых уловителей" и ни одного клеща не поймали, а стоило мне купить эту штуку... Вот и не знаешь, то ли предчувствие, то ли совпадение, то ли "накаркала". В любом случае приспособление очень удобное - такой пластиковый минигвоздодёр, при помощи которого клещ выкручивается на раз-два.
Дорога весь день была отличная, к вечеру накрутили 126 км и устроили привал на каком-то небольшом озере, немного не
доезжая Белого Ручья.


День 4. Перед Белым Ручьем несколько километров грейдера, местами очень неприятного - с глубоким песком. Есть, правда,
надежда, что скоро уже будет асфальт, который пройдет немного в другом месте. Над самим ручьём, в честь которого назван
посёлок, строят новый мост, к которому как раз и будет подходить асфальт.
Перед Вытегрой был самый разбитый асфальт за всё время, а после Вытегры несколько километров ремонта дороги. Наконец-то!
Мы были в этом месте 3 года назад, так уже тогда это была не дорога, а сплошные выбоины.
Отлично покушали в ресторане "Панорама". Меня сразил свекольник - самый вкусный, который мне доводилось пробовать. Ну и в
целом вкусно и недорого.
Участок Вытегра - Пудож - самый лёгкий в плане рельефа и самый хороший в плане асфальта. Если бы ещё ветер не дул в лицо,
то было бы вообще замечательно.


Въехали в Карелию и к вечеру докрутили до Нигижмы (126 км), где решили встать на ночлег в гостевом доме. Были мысли
добраться до Бесова носа, но подумав хорошенько, решили туда в этот раз не ехать. Было два варианта: на велах через лес
или на лодке. В любом случае это бы прибавило к маршруту минимум сутки. Хозяйка, у которой мы останавливались, просто
поразила. Сейчас, когда практически никто не держит скотину и хозяйство не ведёт, у неё два телёнка, корова, пара овец,
куры, большой огород, трактор. Ну и результат налицо: самый приличный дом в деревне. Купили у хозяйки парного молока, у
соседей - ягод и замутили ягодный ужин. В нагрузку к дому давался кот Барсик - очень коммуникабельная скотинка. Не отходил
от нас ни на шаг, а ночью даже явился спать ко мне под бок.


День 5. Утром были в Пудоже. Закупившись продуктами и хорошенько покушав в кафе "Белые ночи" при гостинице, покрутили
дальше. Диму очень порадовал размер порций в кафе, да и качество блюд было отменным. Так что рекомендуем. Будете в
Пудоже...
После Пудожа нам нужно было проехать около 90 км до Пяльмы. 3 года назад мы там уже были, но были не там, где нужно, как
оказывается. Дело в том, что возле деревни Пяльма есть посёлок Новая Пяльма, который мы и посетили в 2010 году. Он меня
тогда поразил: большой индустриальный посёлок, чей расцвет пришёлся на 70-80-е годы, который сейчас имеет довольно жалкий
полуразрушенный вид. Старая деревня Пяльма в трёх километрах от Новой Пяльмы, конечно, тоже не находится на пике, но при
этом совершенно очаровательна: старые дома, во многих из которых до сих пор живут, если не постоянно, то летом, церковь XVII века, живописная река, безумной красоты луга и берег озера... Ни одно место за всё время наших велопутешествий так
сильно мне не понравилось. Здесь захотелось побыть подольше, сюда захотелось вернуться...
Про Пяльму сделаю отдельный пост.


Продолжение следует...

Вологда-Мурманск 2013, велопоходы

Previous post Next post
Up