Это закончилось неделю назад... Это было...
Команда: Виктор Чайка - Алим Чеченов.
Гора: Казбек 5033 м. Самый восточный Кавказский пятитысячник, высшая точка Грузии, стратовулкан.
Маршрут: со стороны Грузии, с Юга, от поселка Степанцминда.
Расклад по факту:
16 Октября: Переезд Нальчик (РФ, КБР) - Казбеги (Степанцминда, Грузия) 1750м, переход до ночевок на морене л.Гергети 3000м.
17 Октября: Переход до Казбекского ледового плато на 4300 м.
18 Октября: Восхождение на восточную вершину Казбека.
19 Октября: выживание в суровых условиях урагана и метели в остатках палатки на ледовом плато в штурмовом лагере.
20 Октября: долгий спуск от плато 4300 до поселка Степанцминда 1750 м, возвращение в Нальчик. Начиная с 18-го на маршруте выше Метеорологической Станции не было никого, кроме нас.
Ночь с 18-го на 19-ое была сущим адом, периодически лишавшим нас веры в наступление рассвета...Спуск в поселок на фоне двухдневдневного обезвоживания и голода был "тем еще" переходом...Но мы выжили...и, в общем-то, нам понравилось...Обморожены руки и ноги, но не смертельно должно за пару месяцев пройти....Под катом - фото с маршрута и подходов, а так же рассказ о том, как это было... я написал честно и просто... просто как было... здесь "спецэффекты" я счел излишними...
16 Октября.
В 8:00 мы выехали из Нальчика, проехали через Северную Осетию, довольно быстро прошли границу в Верхнем Ларсе и к половине двенадцатого уже были в Степанцминде, откуда должен был начаться наш путь к Горе. Это очень удобный путь сообщения России и Грузии - Военно-Грузинская дорога, она проходит по Дарьяльскому Ущелью (кстати, через все это ущелье проходит и река Терек, именно здесь она и рождается), этот путь связывает Европу и Азию вот уже на протяжении многих столетий. Дальше она выходит на Крестовый Перевал, за ним - Гудаури, Пасанаури, Ананури и, если ехать дальше, Тбилиси. Летом мы за шесть дней проехали на велосипедах весь этот путь от Нальчика до Тбилиси с заездом в Гори. (Есть много фото с этого путешествия, будут опубликованы чуть позже). С дороги уже виден Казбек, а также не меньшая достопримечательность этих мест - Цминда Самеба (Храм Святой Троицы) Гергети.
Гергети - маленькая деревушка чуть выше поселка Степанцминда, расположена на правом берегу Чхери - притока Терека. Вид на поселок Степанцминда с дороги на Гергети.
По дороге к Гергетской Церкви. (Женщины просто идут домой в Гергети, мы - намного дальше и выше).
К храму можно подняться двумя способами: либо по хорошей грунтовой дороге, уложенной серпантином (около 5 км от Гергети), либо по крутой петляющей тропе, которая начинается на окраине деревушки и идет прямо к церкви. Каждый день множество паломников из разных стран совершают это мини-восхождение, большинство на машинах, которые можно нанять в Степанцминде, путь займет что-то около получаса. Ну, а кто-то решается пройти этот путь своими ногами по тропе, говорят, это занимает что-то около двух часов, но, судя по всему, можно и бодрее - мы дошли до храма от начала нашего пути в Степанцминде за сорок пять минут. Вес наших рюкзаков в начале пути был что-то около 20-25 кг. Погода стояла отличная, несмотря на сильный прохладный ветер, было довольно жарко и можно было идти в одних шортах. Тропа проходит через сосновый лес и воздух просто восхитителен, особенно, когда дышишь глубоко и свободно...Перепад высот данного перехода около 450 м (Степанцминда 1750 м, Церковь - 2170 м).
Основное здание Храма. Цминда Самеба по-грузински "Святая Троица", все троицкие церкви Грузии называются так, но Цминда Самеба в Гергети - самя древняя из них. Храм основан в 14 веке близ дороги через Дарьяльское ущелье на высоте 2170 м. Во время нашествия персов в 18 веке здесь прятали драгоценные реликвии Грузии. Да и вообще здесь периодически прятали все, что нужно спрятать, во времена смутных замесов.
Внутри храма и на прилегающих территориях, несмотря на не очень комфортную (для смертных) погоду, было много туристов, говорящих на разных языках, от польского, до японского. Рядом с храмом - родник со святой водой, в самом же храме можно купить сувениров, поставить свечу, попытаться попросить у небес благословения перед походом на Казбек. Я зашел и мельком попросил... Забавно они поняли мои просьбы... Эти грузинские небеса...
От храма открывается потрясающий вид на Казбек и на просторы его окружающие, видна тропа идущая к перевалу Саберце, куда лежит наш сегодняшний путь:
Отдохнув немножко возле Церкви, мы двинулись дальше. Нашей задачей на сегодня было дойти до ночевок за перевалом Саберце. На перевал ведет хорошо набитая тропа с небольшим градиентом в большей своей части.
Лишь вблизи перевала она становится менее удобной, встречаются камни, немного присыпанные снегом в это время года. Становилось холоднее. Заметно холоднее. Ветер стал ледяным, а где-то внизу всё так же уютно лежала Степанцминда:
Через два часа мы достигли перевала Саберце (это что-то около 3000 м), Отсюда открылся потрясающий вид на ледник Гергети и на Казбек.
Еще через сорок минут мы дошли до места ночевок на морене ледника Гергети. От перевала - траверс по травянистому склону и затем через ручей. (На фото видна тропа и сам перевал, вид с ночевок).
Сейчас тропа в этом месте была покрыта снегом, а местами - льдом. Шли в кроссовках - лучшей во вселенной обуви для треккинга. На ночевках - удобные площадки под палатки, где-то даже сооружены стенки из камней. Вода - рядом в ручье. Здесь тоже дуло весьма убедительно, но морена и рядом лежащие склоны все же немного укрывали нас. Ночь прошла спокойно, выспались, отдохнули. Наступило замечательное солнечное утро, которое сулило не менее замечательный день, за который нам нужно было, минуя станцию, дойти до Казбекского плато и установить штурмовой лагерь на 4300. Здесь хотел бы отметить один момент. По слухам, летом в этих местах и на этих тропах - толпы народу, сейчас же мы встретили по пути всего лишь несколько возвращающихся поляков. Потолковали с ними о том, о сем. Неделю-две назад на горе погибло три поляка, двоих нашли, третьего - нет (об этом нам еще на грузинской границе поведала красивая девушка, проверявшая паспорта). Попали в непогоду, в невидимость, хотя были укомплектованы до зубов. У меня тут еще промелькнула мысль по ходу, что наличие джипиэса является чуть ли не самой верной предпосылкой к складыванию костей в подобной ситуации. Джипиэс не спасет, а вот надежда на него - погубит однозначно. Наверх же по тропе шло еще двое поляков, парни. Альпинисты, судя по "комплекту". Правильные, судя по нему же: зачем-то ледорубы, зачем-то каски, зачем-то веревка. Всё это лишнее здесь. Основа же нашего боекомплекта - заряженный под завязку мп3 плеер и телефон, т.е. музыки, как минимум, на сутки. Восхождение без музыки - полный отстой. Восхождение без музыки было бы ошибкой. А заснуть не начав (хотя бы не начав) слушать сказку Леонида Филатова "Про Федота-стрельца" - это тяжкий грех. В общем, мы проходили мимо, они сидели отходили, хотя, на данный момент отходить особо-то и не от чего было. Видимо, ребята шли на те же ночевки за перевалом, мы даже думали, что будет веселый вечерок интернациональный сегодня, но ночевали мы в гордом одиночестве... Ребята почему-то не дошли, где стали - не понятно.
17 Октября.
Утро на ночевках:
В девять утра мы двинулись в путь. На подходе к леднику Гергети:
На леднике мы встретили еще пару поляков (парень с девушкой). Однажды я выучил польский язык случайно, теперь люблю поболтатать с поляками. Они ночевали возле метеостанции и спускались вниз, сказали, что там очень сильно дует (но у них и не стояло задачи идти дальше). Стацья метеоролёгична ест замкнента. В районе станции больше не было никого. Вот она, станция, вид с ледника:
Через два часа после выхода с ночевок мы были на станции... Она действительно оказалась закрытой, и потому я сурово и непреклонно положил глаз на этот офигительный флаг, который мне резко стал нужен...его добывание я решил отложить на обратную дорогу... Пока же, мы устроили небольшой перекус...
Вообще, станция, как метеорологическая, не работает уже давно, теперь это - приют для альпинистов и прочих скитальцев вселенной в этой ее части. В сезон здесь за десять лари (около 7 долларов) можно расположиться подле ее стен в своей палатке. За дополнительную плату можно расположиться и в ее нутри. Но сейчас она была закрыта по всем своим направлениям. На скамеечке же оказалось очень тепло сидеть и пить какао - греет солнце и не дует за стеной.
После перекуса мы двинулись дальше по тропе к плато. Вид на станцию сверху:
Через час пути мы наткнулись на лагерь Эстонцев. Мужчина и женщина стояли и ждали своих с восхождения. Несколько отлично поставленных палаток "в низинке", защищенных снежными стенками, рядом - озерцо. Группа - 14 человек, на гору пошли в шесть утра, сейчас уже должны возвращаться. Еще, прежде чем пропал из поля нашей видимости ледник Гергети, мы успели заметить на нем две черные фигурки, идущие к станции. Видимо, это те двое поляков, которых мы встретили в первый день. Видимо, они сегодня - до станции. Блин, а так хотелось бы постоять вместе да потрещать о том и об этом.
По пути к плато мы действительно встретили группу Эстонцев, растянувшуюся по тропе. Ледорубы. Каски. Все по-серьезному, блин. Хорошие ребята и девчонки. Мы же не брали ни ледорубов, ни веревки, ни обвязок, ни каски, ни прочей дури, которая здесь совершенно не нужна. (Не объективно, а нам, мы так решили). И вот, плато уже где-то рядом, а значит, скоро супчик и чаёк с печеньком, и музыка.
Однако, дует. Как вяснилось, кроме эстонцев здесь больше - никого.. До плато осталось еще чуток. Высота уже за 4000. Мы не ощущаем - неплохо акклиматизировались во время похода к Коштану (а да, это был суровейший Балкарский треккинг, хотели залезть на Коштан с подходом из ущелья Думала, да уткнулись в непроходимые снега вблизи подножия), да и плюс еще с предыдущей поездки работает акклимуха (летом я в этих горах провел полтора месяца, промежуток на равнине был тоже полтора месяца).
Через часа два с половиной - три от Метеостанции мы добрались до плато и установили штурмовой лагерь. Снег - глубокий но спрессованный, треккинговая палка заходит почти по самую ручку. Ключевые точки палатки закрепили с помощью палок. Высота около 4300 м. Девственно чистое поле, никаких следов человека, кроме тропы, траверсирующей склон чуть выше.
Обычно, мы после перехода делаем супчик - из роллтона и "горячей кружки магги", затем дремлем часок, потом пьем какао. Вот этот часок - очень здоровское время: палатка поставлена, вещи разложены, после перехода сладко дремлется, в этом походе такие моменты отлично заходили под альбом "Мельницы" "Дикие Травы".
Ночь прошла спокойно, ветер трепал палатку, но вполне привычно. Выспались.
18 Октября.
Проснулись в восемь утра. Выпили какао с печеньками, достали палки из снега, накрыли положеную палатку рюкзаками и в 9:20 двинулись на Гору. Шлось очень легко, правда дул нехилый ветер и приходилось порой идти с одной палкой, отогревая вторую руку - отмерзала даже в рэдфоксофских перчах, которые вообще не должны продуваться и промокать по их прогнозам (Как и куча всех остальных шмоток, на которых фирмы очень любят делать бабки в среде, где от шмоток может зависеть здоровье и жизнь). Не продувается и не промокает только одна давно проверенная вещь - полиэтилен. Обычный плащ от дождя. Из одежды у меня была пара маек и пара кофт, уже давно проверенный комплект. Все, что мне было необоходимо сейчас - это доукомплектовать его вот этим маленьким легким, занимающим очень мало места, девайсом - дождевиком. Суровый ветер - одеваешь его поверх шмоток, в которых при той же температуре, но без ветра, шлось бы "в самый раз" и - ветра не существует, и все в самый раз.
Часть маршрута проходит в тени горы, холодно и ветрено:
Тропа: идется без проблем, вполне достаточно кошек и палок. Никакие ледорубы, буры, веревки и прочая ботва здесь не нужны. Но крайне необходим вменяемый саундтрек, соответствующий настроению и погодке. Играет Мельница (Королевна, Лента в волосах, Господин горных дорог, Полнолуние), Infected Mushroom - Heavyweight, Avicii - Levels (Skrillex remix). Вот уже на горизонте виден Эльбрус и Безенгийские пятитысячники Коштан-Тау и Дых-Тау, видна Безенгийская Стена. Вообще, хребет всё больше разворачивается на панораме. Вскоре показалась и наша Восточная вершина, со своим этим ледовым склоном.
Выход на седловину - не сложный, правда, снежок местами был глубоковат. На седловине - дует, сильно дует. Отсюда до вершины совсем чуток по ледовому склону. Здесь тоже вполне достаточно кошек и палок, в плане снаряжения. Двинулись по склону. Местами - открытый лед, но если не очковать, идется вполне себе песенно. На скалах слева по ходу есть дюльферные петли. Накой они здесь я так и не понял (читал, правда, в нете в Нальчике, что народ тут по-взрослому дюльферяет). Склон, максимум, градусов сорок местами. Конечно, если "скользануть" и полететь, этого градуса вполне доастаточно чтобы полететь без остановок. Но здесь вполне себе неплохой выкат на седловину, и чтобы заземлиться напрочь с концами нужно хорошенько умудриться. Вообще, на протяжении всего маршрута полетать "в один конец" весьма затруднительно - везде хорошие выкаты и слишком биться лбом тоже не об что. Кошки и палки - всё что здесь необходимо. (Беар Гриллз вообще бы сюда в кроссовках приперся). Если кто-то считает, что ему здесь необходимо больше - ему лучше остаться дома и слушать музыку в тепле бетонных стен.
Click to view
11:45 - мы на вершине Казбека. 5033м.
Фотографируем виды, радуемся солнцу, радуемся ветру, который здесь почему-то тише, чем на седловине. Передаем приветы.
Click to view
Как-то очень уж легко сегодня зашлось, совсем не чувствуется пяти тысяч, полный бодряк и веселье.
А под нами - Весь Кавказ. Очень ясная и прозрачная погода. На Запад растянулся Главный Кавказский Хребет. Видно всё-всё. Безенгийские Массивы как на ладони, а до них-то около 110-115 км. Эльбрус - как будто рядом, а до него-то 185 км по прямой:
Голова соображает сегодня точно так же прозрачно, как прозрачно все выглядит вокруг. И мы в состоянии оценить всю эту красоту и величие, которые без нас, без людей, были бы просто нагромождением камней и льда. Сегодня, так получилось, на вершине только нас двое, и именно на нас сегодня лежала ответственность придания всему ЭТОМУ смысла. Потому мы не спешили вниз, дабы в полной мере постараться осознать момент, дабы в полной мере выполнить свой долг перед Природой - узреть ее красоту, узреть ее величие, наделить всё это смыслом.. Смыслом, который лишь человек и способен в ней отыскать.. Смыслом, отличным от простых биологических потребностей, которые необходимы для поддержания пульса в организме... Смыслом, который нас сюда и привел сегодня. Сюда, где нет жизни, где нет необходимости находиться. Сюда, где в тебе остается только лишь настоящее, если оно в тебе есть. Эти места, на самом верху Больших Гор, обладают удивительной способностью очищать тебя и ставить лицом к лицу с Истиной. Где через работу, через путь, как через сито, просееваешься ТЫ, и от тебя остается только лишь Суть. К моменту верхней точки в тебе нет уже ничего лишнего, нет ничего, что бы тобою не являлось. Всё - улетело по дороге. Унеслось ветром, выгорело на солнце. Стоишь здесь такой ТЫ, Человек, и замыкаешь круг - глядишь на Горизонт, глядишь на Огромный Мир, и ПОНИМАЕШЬ!
....хотя для кого-то альпинизм это спорт....жаль... спорт - это стремление к первенству... Любовь же и Искусство не имеют ничего общего с этим стремлением... И, пожалуй, только лишь они и могут оправдать присутствие человека на этой земле... подлинный альпинизм должен быть Искусством... Ах да...еще - Наука... вот эти три вещи...но если присмотреться, это три стороны одной медали Любовь = Искусство = Наука.... Не та любовь, что между полами, а та, что "от тебя" вовне, потому что у тебя этого много, и ты можешь создать "этого" еще, и будешь создавать, и тебе надо отдать, чтобы освободить место для нового... за этим ты - здесь, на этой земле, и есть, человек....
/продолжение, в котором основная суть данного похода, в следующем посте, здесь
http://velobanda.livejournal.com/46229.html в один пост, к сожалению, не влезло/