Как я в старинную былину попал или по следам Ильи Муромца 🐴⚔️ Часть 2/2

Jan 27, 2020 21:02


Продолжение. Начало вот здесь. Все картинки кликабельны.





Карта похода

5. В гостях у Соловья-разбойника

Я снова чувствую себя Ильёй Муромцем, хотевшим “поспеть в стольный Киев-град” и поехавшим “дорогой прямоезжею”, хотя “мужички черниговски” его честно предупреждали:

Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела. Ай по той ли по дорожке прямоезжей Да пехотою никто да не прохаживал, На добром коне никто да не проезживал. Как у той ли-то у Грязи у Чёрноей, Да у той ли у берёзы у покляпыя, Да у той ли речки у Смородины, Сидит Соловей-разбойник во сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. Былина “Илья Муромец и Соловей Разбойник”



Все признаки налицо. “Заколодела дорожка, замуравела” - это прямо в точку. “Грязь чёрная” тут везде, куда ни посмотри. Только по заморозкам и можно сюда добраться. “Речка Смородина” - вот она журчит. А на том берегу меня поджидает самая настоящая “берёза покляпая”, вот она:





Самая покляпая берёза из всех, что я видел

Дальше еду с опаской, потому что где-то здесь, вполне возможно, затаился “Соловей-разбойник, Одихмантьев сын”.






Дорога выглядит всё так же аутентично, хотя столбы с проводами немного не вписываются в атмосферу древних былин.





Заколодела дорога, замуравела…

И приводит она меня, разумеется, к очередной водной преграде.





Внезапное водное препятствие №3

Снова размытый полузамёрзший брод, снова треск льда под ногами, да ещё и подъём 45 градусов. Героически пыхтя и буксуя, втаскиваю байк наверх и застываю в изумлении…

6. Другой мир

Здесь просто другой мир! Белым-бело, вполне убедительный слой снега.





Внезапная зима





Привал

На снегу видны многочисленные следы “невиданных зверей”, заставляющие сторожко озираться.





Там на неведомых дорожках…





…следы невиданных зверей!

Ничего не оставалось, как сесть на байк и ломиться по снегу сквозь заросли (уже который раз за сегодня?):

image Click to view



Тяжелый отрезок. Отнюдь не тонкие прутья, в изобилии проросшие прямо сквозь колею, хватают за руль и за спицы, хлёстко бьют по рукам, норовят зацепить глаза. Но я всё-таки не спешиваясь доезжаю до “нормальной” грунтовки.





Цивилизация близко

По всему чувствуется, что цивилизация уже близко. Колея становится отчётливей, трава пониже, лесополоса аккуратней. Знакомый шум с воздуха. На этот раз не самолёт, а вертолёт:

image Click to view



Где-то в этом месте, форсируя очередную замёрзшую водную преграду, не попавшую на фото, байк таки поскальзывается на ледяной кочке (рельеф берегов и замёрзшей переправы очень неровный) и заваливается, сбросив меня на лёд.

Его добрый конь да богатырский А он на корни да спотыкается. А и как старый-то казак да Илья Муромец Берет плеточку шелковую в белу руку. А он бил коня да по крутым ребрам. Говорил-то он Илья таковы слова: - Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок! Али ты идти не хошь, али нести не можь? Что ты на корни, собака, спотыкаешься? Былина “Илья Муромец и Соловей Разбойник”

Делаю краткий привал с целью приёма пищи, ибо велорейды по морозу и пересечённой местности вызывают просто неимоверный расход топлива и чувство голода, которое в свою очередь быстро порождает чувство холода со всеми вытекающими последствиями. На этот раз я мудро захватил с собой два бутерброда с салом, которые меня ОЧЕНЬ выручили. Ну и два банана тоже лишними не были. Вода такая ледяная, что чуть только не замёрзла. От меня поднимается пар.Продолжаю движение, оглядываюсь назад, и - вот сюрприз! - трубы Костромской ГРЭС всё ещё отчетливо видны, несмотря на 15-километровое расстояние.





Слева над горизонтом всё ещё видны трубы и дым

А впереди становятся различимы предместья Армёнок. Очень кстати, потому что время перевалило за 2 часа, и недолгое декабрьское солнце уже садится.





Предместья Армёнок

Впрочем, сюрпризы ещё не кончились: прямо посреди уже довольно плотно укатанной грунтовки, примерно за километр до въезда в село я вдруг вижу вот это:





???

Посещают две мысли: 1) Что здесь произошло? 2) Хорошо, что меня при этом не было! Тороплюсь достичь цели, подпрыгиваю на ухабах, буксую на замёрзших лужах и ровно в 14:20 въезжаю в тихие и почти безлюдные Армёнки по улице Школьной.

7. Он шёл на Армёнки, а вышел к Кулигам

Через пару минут я уже возле церкви Смоленской иконы Божией Матери, памятной ещё по моему сентябрьскому походу, только на этот раз подъезжаю с другой стороны.





Смоленская церковь

Церковь на этом месте существовала ещё в 16 веке, а нынешнее кирпичное здание построено на рубеже 18-19 века. Обратите внимание на рельс, висящий вместо колокола на нижнем ярусе колокольни.





Смоленская церковь

Процитирую мою сентябрьский отчёт:

Из примечательного: в начале 18 века частью села Армёнки владел Иван Васильчиков, родственник Анны Григорьевны Васильчиковой, пятой (невенчанной) жены Ивана Грозного (“моя попытка номер пять”), сосланной им в монастырь. Куда Сусанин поляков не гонял или пампасы по-костромски

На этот раз проезжаю и мимо традиционного воинского мемориала.





Воинский мемориал в Армёнках

Собаки за заборами справа не дремлют и оглушительным брёхом своим портят окружающее благолепие. Сдаётся мне, что в утверждении “какой хозяин - такая и собака” много верного. Если хозяин человек воспитанный и приличный, то и собака у него соответствующая, потому что воспитанный и приличный человек не станет терпеть рядом с собой истеричное брехливое существо, а предпримет меры для его воспитания ещё с щенячьей поры, что, конечно, требует некоторых усилий и некоторого интеллекта, как от хозяина, так и от собаки. Пример - тот мужичок из Ростилово и его чёрные жучки. Ну а если псина заходится дурным брёхом от мирно проезжающего рядом велосипедиста, которому явно не до неё, и вообще ведёт себя как Моська из басни И.А. Крылова, которая “увидевши слона, ну на него метаться, и лаять, и визжать, и рваться”, то и хозяин у неё такое же тупое и примитивное животное из породы “А чё такова?”

Казалось бы, цель похода достигнута, и самое время возвращаться по шоссе назад, тем более, что время уже к трём часам, и становится ясно, что последние километры по-любому придётся преодолевать по темноте, а фонаря у меня с собой нет. Но тут я внезапно вспоминаю про совет одного из читателей прошлого сентябрьского отчёта посетить заброшенное село Кулиги, а точнее Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в этом селе. Проблема в том, что я не очень точно помню, шла ли речь о Кулигах или чём-то ещё, а мобильная связь здесь не ахти, и я не могу полноценно свериться с картой. Решаю всё же выдвинуться. Пересекаю шоссе и вижу разбитую грунтовку, уходящую вниз на Кулиги, и - какая радость, какая приятность! - вдали слева белеет силуэт церкви.





Справа виднеется коровник, слева храм

На спуске меня озаряет, и я отчётливо вспоминаю, что в этом месте я был 4 года назад, летом 2015 года. И так же летел с горки, так же пытался достичь полуразрушенного храма, но никак не мог найти к нему дорогу, хотя вроде вот он стоит на пригорке, рукой подать, заехал в какие-то дебри, то ли помойку, то ли сгинувшую деревню, едва не задавил маленьких ежат, некстати вывернувшихся из травы мне прямо под колёса, а на обратном пути ещё и пребольно упал с велика - я как раз тогда осваивал контактные педали, а колеи и колдобины здесь были, как на танковом полигоне.

Нельзя сказать, что открытие это сильно меня обрадовало. Но я испытываю твёрдую решимость на этот раз достичь знаменитого храма. Спутниковая карта наконец-то соизволила загрузиться, и я вижу две едва различимые колеи, ведущие к храму с разных сторон. Выбираю правую, проезжаю здоровенный коровник (кругом всё истоптано копытами) в виде буквы “Н”, и дорога стремительно заканчивается. Вообще. Даже колеи нет. И Кулиг тоже нет. Тот коровник и был Кулигами. Есть только дикое поле, заросли, крутой спуск к руслу реки и на той стороне храм. Метров 400 до него. Наверное, спутнику объектив забыли протереть, потому что весь спирт пошёл известно куда.

Сначала спуск по отчаянно трещащим кустам к реке (ни намёка на тропинку), замаскированные кочки и ямы, цепкий репей, особенно мерзкий в декабре, потому что прицепившись тут же разваливается на десятки отдельных репеинок, а ты в перчатках. Потом поиски переправы через полузамёрзший ручей (пару метров шириной). Ставшая уже традиционной переправа при помощи сгнившего дерева и какой-то матери. Последний инструмент активно используется и при подъёме на крутой наглухо заросший берег. Летом здесь, конечно, не пройти.

Хватая ртом воздух, весь в сухих ошмётках продираюсь сквозь прутья какой-то дикой малины и, наконец, выхожу к церковной ограде.





Покровская церковь в Кулигах





Покровская церковь в Кулигах

8. Инфильтрация в Покровскую церковь

За оградой виднеются старинные надгробия и кресты. Медленно продвигаюсь к главному входу.





Добро пожаловать!

Замечаю, что дверь (ворота?) заперта лишь на щеколду. Такие жертвы - и не зайти внутрь? Не залезть на колокольню? Внутри царит атмосфера едва начатого и давно заброшенного ремонта, хотя в прихожей вроде сложена какая-то свежая краска и хозяйственная утварь.





Вид изнутри

Привычно нахожу узенькую каменную лестницу в застенке, карабкаюсь наверх, согнувшись в три погибели, поднимая колени чуть не к подбородку и цепляясь за стены, но подняться удаётся лишь до первого яруса, это метров 5 от земли. Чтобы продолжить подъём на колокольню, надо преодолеть завал из брёвен и строительных конструкций, всё это почти в полной темноте. На часах 14:52. Принимаю решение отступать на исходную позицию и вообще поворачивать оглобли. Поднимаюсь и спускаюсь, включив фонарик на телефоне, иначе вообще ничего не видно. Вот фотка каменной лестницы в свете вспышки.





Лестница в застенке

Церковь Покрова в Кулигах стоит на высоком холме, на окраине существовавшего здесь ранее села, приблизительно в 1,5 км от соседнего большого жилого села Армёнки. Местность эта называлась “в Кулигах”, т.е. в кочковатом месте. До 1654 г. здесь стояло сельцо с барской усадьбой в нём. Sobory.ru






Часть сельца с соседними деревнями принадлежала С.Н. Годунову (близкому родственнику царя Б. Годунова), но при пришедшей к власти партии Романовых вотчины у Годуновых были отобраны. В 1637 г. село Кулиги с деревнями были отданы Троице-Сергиеву монастырю. В 1654 г. помещик А.В. Родионов построил здесь деревянную Преображенскую церковь. Sobory.ru






Существующая каменная церковь Покрова с приделами Николая Чудотворца и Тихвинской Божией Матери сооружена около 1794 года. Окружающая церковную территорию ограда с западными и северными воротами, а также две башни, поставленные между ними в линии северо-западных прясел, относятся, по-видимому, к середине 19 века. Западный притвор церкви пристроен в 1906 г. Sobory.ru






Отъезжаю от церкви другой дорогой, которая оказывается хотя и извилистой, но всё же приличной грунтовкой. Не повезло, что по пути туда не ту дорогу я выбрал. Обратно на Екатерининский тракт выбираюсь уже в начале четвёртого. Ощутимо темнеет, до дома ещё 34 километра по грунтовке и гравийке, поэтому последний банан съедаю прямо на ходу. На последнем ролике изображение уже отчётливо зернистое из-за недостатка света.

9. Country roads, take me home!

image Click to view



Почему дорога называется Екатерининским трактом? Снова процитирую себя, любимого:

Раньше эта полубезымянная ленточка была столбовой дорогой между Нерехтой и Середой, проложенной ещё в царствование Екатерины II. С 1762 года здесь стали гонять ямщину, используя дорогу в почтовых целях. С 1847 года дорога стала считаться торговой, поскольку в Середе она не заканчивалась, а вела далее на Шую ныне Ивановской области. И Нерехта, и Шуя - торговые центры того времени. Местные же до сих пор называют эту дорогу (точнее то, что от неё осталось) Екатерининским трактом. Куда Сусанин поляков не гонял или пампасы по-костромски

Вот это живописное озерцо рядом с деревушкой Сокерино - последнее, что я могу запечатлеть в надвигающихся сумерках. Время фото 15:11. Пришлось его значительно обработать, чтобы было смотрибельно.





Безымянное озеро

Домой я попал в 17:20. Последний час ехал в полной темноте, соблюдая светомаскировку (забыл переднюю фару дома). Только кормовой фонарь мигал красным. Кстати, передний свет нужен не столько для того, чтобы освещать дорогу (лично мне, по крайней мере), столько для того, чтобы компенсировать слепящий эффект фар встречных автомобилей. Живём мы, как известно, очень бедно, и машину могут себе позволить лишь 3% семей, но, очевидно, все эти 3% семей перебрались в Нерехтский район Костромской области, потому что даже на сельской загородной дороге в тёмное время суток раз в пять минут навстречу выскакивает машина, и если у меня не горит собственный свет, то слепящий эффект получается почти 100%. Приходилось прикрываться рукой. Летом в этом плане попроще - и темнеет позже, успеваешь вернуться до темноты, как правило, и на голове шлем с козырьком. Чуть голову наклонил - и пусть светят, сколько влезет. А зимой шлем неудобно на сто одёжек напяливать.

Strava бесстрастно зафиксировала результат. А погода вскоре опять испортилась - оттепель. Ждём новых отзаморозков для новых былинных фейлов рейдов!





Таков печальный итог

лес, велопоход, костромская область, зима

Previous post
Up