Муниципальный прокат велосипедов. Как он устроен за рубежом и каким будет во Львове

Feb 04, 2015 16:12

Этим летом во Львове должна заработать муниципальная сеть велопроката. Во многих европейских, и не только, городах подобные сети работают уже давно. И пока во Львове полным ходом идет обсуждение мест для стоянок прокатных велосипедов, посмотрим, как устроен прокат в некоторых из городов, в которых я недавно побывал.




Начнем с Вильнюса.

В 2001 году мэр города запустил проект бесплатного проката. Тогда на улицы города было выпущено около 800 велосипедов. Новенькие оранжевые средства передвижения так понравились местным жителям, что уже через несколько дней были почти все украдены! Проект завершился полным провалом! Но это не помешало через 12 лет вновь запустить в Вильнюсе новый прокатный проект, теперь уже по образцу других европейских городов.

Оранжевые велосипеды вновь появились на улицах города. Сеть проката называется «CyclOcity».



Всего в городе работает 40 автоматизированных станций проката. Главной особенностью подобных прокатных сетей во всем мире является то, что взятый велосипед можно вернуть в любой другой точке проката.



Воспользоваться прокатом могут и жители города и туристы. Сайт проекта: http://en.cyclocity.lt/
Местные жители могут приобрести сезонный абонемент (с апреля по октябрь), который стоит около 20 евро.
А туристам более удобен вариант трехдневного абонемента стоимостью примерно 3 евро.



Трехдневный абонемент можно приобрести в терминале на станции велопроката с помощью банковских карт. При внесении оплаты с карточки снимается еще и депозит (около 150 евро), который возвращается в течение 30 дней после окончания абонемента.



Жителям удаленных районов удобно приехать поближе к центру на машине, поставить ее на стоянку и тут же взять на прокат велосипед.



Интересная особенность вильнюсского проката - первые 30 минут поездки бесплатны. Поэтому вполне логично, что многие так планируют свой маршрут, чтобы успеть вернуть велосипед в течение получаса. И в случае необходимости взять его снова на новые полчаса. Такой бесплатный промежуток времени выбран специально, чтобы увеличить оборот велосипедов и исключить их простой у кафе и магазинов.
А эффективно спланировать маршрут поможет приложение для смартфона «ALLBikesNow», в котором отмечены все пункты проката.
Кстати, программа позволяет найти подобные пункты по всему миру. Интересно, заработает ли она во Львове в следующем году?



С установкой приложения пришлось немного повозится - оно, почему-то, доступно только на французском iTunes Store.
В программе можно увидеть существующие точки проката, выбрать к ним маршрут, посмотреть работает ли нужный прокатный пункт и есть ли там свободные велосипеды.



Крепление велосипедов к стойкам надежное и вандалоустойчивое.



Велосипеды очень прочные, имеют усиленный передний багажник с корзинкой и замок, передний и задний фонари.



Одна из стоянок в самом центре города. Виден бусик, который распределяет велосипеды по точкам проката.



Подобным же образом устроен муниципальный прокат «Tel-O-Fun» в Тель-Авиве. Первые полчаса здесь тоже бесплатны.



Подробности о тель-авивском прокате можно узнать на сайте проекта: https://www.tel-o-fun.co.il/



Ну а самая развитая в мире сеть проката велосипедов находится в Китайском городе Ханчжоу.



Количество прокатных велосипедов у станций метро впечатляет! Всего в городе 2400 станций проката, а общее количество велосипедов - 60 тысяч.


   

Бесплатно кататься в Ханчжоу можно целый час.





К большому сожалению, практически везде система проката велосипедов является убыточной. Она не может выжить без муниципальной поддержки и спонсоров. В основном, прокатные сети зарабатывают деньги на различного рода рекламе.



В небольших, по китайским меркам, городках таких современных стоянок нет. Там все по старинке: тетечка, сидящая на табуретке, берет деньги наличными и записывает время в блокнотик.



Немного о будущем велосипедного проката во Львове (информация с сайта itc.ua):
«Компания NextBike Gbmh и Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ) предоставили грант, которого хватит на небольшую сеть, состоящую из 70 парковочных мест, 55 велосипедов и 5 терминалов. По приблизительным расчетам месячный абонемент на использование муниципальной сети проката обойдется жителям Львова в 150 гривен, а годовой “велопроездной” будет стоить около 800 грн.
...первоначально будут установлены 5 терминалов в центре Львова, а также возле ВУЗов и студенческих общежитий. Вторая волна подразумевает установку еще нескольких десятков терминалов.»

Одна из нынешних львовских точек проката.



Ну а мы ждем открытия современной сети проката!

велопрокат

Previous post Next post
Up