Этот пост о чариоте - вело-колесничке для ребенка от 2-х лет.
Надеюсь, опыт нашей семьи с вело-походами в 2 дочкиных года (недельный, 350 км, Динант - Арденны - плато Эйфель - Моншау) и в 3 (двухнедельный, 700 км, Страсбург - Фрайбург - Базель - Нёшатель - Лион) тоже кого-нибудь вдохновит на приключения. Друзья просили написать про чариот, так что текст в основном об особенностях транспортировки детей в нем и в обычном креслице по городу и на дальние расстояния.
Еще на Родине мы купили вело-кресло,
вот такое.
Анку впервые в него посадили в год и три месяца, поездки были на 10-20 минут по набережной, без тряски и ухабов. У деток косточки-суставы мягкие, некоторые окончательное окостенение проходят в почти подростковом возрасте. Это хорошо, когда ты учишься ходить и падаешь - меньше шансов что-то повредить. Но трясти такого ребенка по грунтовым дорогам несколько часов в день я бы не рискнула.
В Бельгии, точнее во Фландрии я наблюдаю, что деток буквально после рождения уже "садят на раму". Более того, я видела мам со слингом на пузе, в слинге ребенок 2-3 месяцев - по-моему это тоже не фонтан. С другой стороны, тут в семьях по 3-4 ребенка встречается, у мамы вполне может быть адовый график разброса детей по школам-садикам, так что смиряюсь - это ее выбор. Дети от 1.5 лет уже вполне сидят в креслах за спиной - утром в час пик каждый второй велосипед это "дето-воз".
На улицах возле школ часто встречаются велосипеды с видоизмененой передней частью рамы и вилкой. Там крепится деревянный ящик, в который вполне влазит до 4-х мелких детей. В 8-10 лет дети в сопровождении родителей вполне могут ездить на своем веле по обычной городской дороге. Между 6 и 10 годами есть опция: "прицепной" вел с седлом, педалями и только задним колесом, передняя часть крепится маме под седло. Более того, есть специальные "прищепки", при помощи которых можно обычный подростковый вел паровозиком прицепить ко взрослому.
Все эти роскошества форм и способов в нашем городе в больших кол-вах ездят по улицам, резвятся и паркуются. Вот вам фото "все в одном" как это может выглядеть в самом клиническом случае (это многодетная мама из Штатов, если не ошибаюсь):
Но самым распространенным способом прицепить мальца к велосипеду является чариот, он же колесничка, он же тележка.
Свой двухместный чариот мы купили, когда Анке исполнилось 2 года. Повезло найти за 250 евро б/у, по последним слухам тут б/у от 400, а новый 600-700. Фото в конце статьи.
В вело-кресле "за спиной" есть три недостатка:
1. Ребенок болтается за спиной, многим мамам это не нравится. Более того, если вы надеваете хотя бы мааааленький рюкзак, он будет упираться в лицо ребенка.
2. Под некоторые вело-кресла не ставятся сумки/багажники, так что выезд на пикник - это уже проблема, т-как рюкзак тоже не потаскаешь (см. п.1). Решается либо покупкой сумки на переднее колесо, либо выбором соотв. модели кресла. Ну либо взваливанием запасов на папу :)
3. Досуг ребенка. Дать в руки игрушку практически невозможно (разве что привязав ее к самому ребенку), играть ею особо негде, плюс когда ребенок засыпает - голова у него душераздирающе болтается. Но для вылазок а-ля "развеять маму, размять ноги" - вполне подходит. Однодневные походы с грузовым папой - тоже хорошо.
Все эти проблемы решает колесничка-чариот. У нас она еще и двухместная, ребенку есть где разбросать игрухи, прикорнуть поверх них вздремнуть, да и нам есть куда пристроить палатку-коврики. За спиной ребенка имеется огромный карман, на всю ширину транспорта. Отличный вариант для дальних путешествий. Да чего греха таить - мне и по городу в ней нравится ездить, удобно даже после ковровых закупок в супермаркете. Ну завалил чуток ребенка салатом - но если не давать в "кабину" чариота сладости, то все доезжает в целости.
Безопасность.
Внутри и кресла, и чариота ребенок пристегивается V-образным ремнем (в кресле также есть ремешки для ног). Шлем. На кресла бельгийцы часто вешают ядовито-желтые жилетки с отражателями. На колесничке есть высокий флажок, и его действительно видно при движении (видели такие флажки синего цвета с "Тачками" - естественно речь идет об ярких-отражающих, а не декоративных). Некоторые мамы ставят два флажка, правый и левый габарит - чтоб уж совсем-совсем было видно. Ну и вечером обязательно огни.
К сожалению, главным фактором безопасности ребенка в чариоте или велокресле является "окружающая среда". Мы живем в городе, где велосипедов больше, чем жителей, и где 60-70% детей приезжает в школу на велах или вело-родителях. В какой адовый ад я попала, я поняла через полгода после приезда. Я ехала с колесничкой по "одноколейке" вдоль леса, наслаждалась природой, прохладой и запахом хвои, пока случайно не оглянулась. За мной выстроилась очередь из 5 автомобилей, которые тащились со скоростью 10 км/ч последние несколько минут и даже не думали на меня бибикать или обгонять по бровке. Т-есть это мое право - ехать по дороге с доступной мне скоростью и нюхать лес, и никто из достойных герров и фрау не посмел даже намекнуть, что я могла бы пропустить их. Я шарахнулась с дороги на газончик, пропустила всех, и буквально таки охренела, не сходя с места. Дикие нравы-с!..
Впрочем, посещенные нами с ребенком в чариоте Германия, Швейцария и Франция в принципе тоже относительно безопасны. Конечно же речь идет не о путешествии крупными дорогами - маршрут был построен с упором на окольные пути, но пару раз пришлось "прикрывать телом" колесничку, второго родителя пуская сразу за ней. И никакой езды в сумерках и ночью - за пределами Бельгии и Нидерландов водители редко видят такие "чудеса техники" и в полутьмах могут вообще не понять, что это такое.
Транспортировка:
К сожалению, нет фото - но колесничка складывается. Колеса кладутся внутрь, получается такой плоский обтекаемый чемодан, который можно нести в одной руке. В самолет мы ее дополнительно "бинтовали" брезентом, для провоза в поездах Бельгии-Франции-Германии достаточно просто сложить.
Фишки-плюшки:
Если отстегнуть штангу, которой колесничка крепится к родительскому велу, к ней можно пристегнуть переднее маленькое колесо (входит в комплект). Получается такая макси-коляска, с которой удобно покорять города пешком. Более того, с этой коляской можно отправится на пробежку - видела таких пап в лесу, да и сама пробовала, ноги не цепляются. По лесной грунтовой дороге с мелкими камешками едет отлично. Впрочем, в 3 года мы это колесо с собой в поход не брали, наша ляля удивила нас тем, что может провести в прогулке по городу время с 11 до 20 часов, без устали нарезая круги вокруг мамы-папы, карабкаясь на горы и античные амфитеатры и гняясь за кошками. Правда в 20-00 ее срубило прямо в ресторанчике :)
Собственно, бэби.
Я не вижу никаких причин, почему бы здоровому ребенку старше 1.7 / 2 лет не отправиться в длинное путешествие с мамой и папой. Первой вылазкой для нашей Анки были Арденны, ей было 2.2 года, она жила в палатке, ела "с огня" вермешло с тушонкой и наслаждалась жизнью. В 3.2 она провела в колесничке больше двух недель и проехала 700 км по Германии, Швейцарии и Франции. Из них 4 раза мы ночевали под крышей в кроватке, все остальное время - тоже дикая жизнь в спальнике. Думаю, даже просто тот факт, что ребенок не в садике тайком червячков жевал, а был в постоянном контакте с мамой и папой, видел коровок, горы, мосты, реки, поля и леса - уже большой плюс в карму и модное "раннее развитие". А уж тот факт, что у нее был свой собственный домик (палатка) с ритуалами зайти / выйти, посветить фонариком, не пустить комара, осторожно попить чаю, пригласить маму и папу - это ж куда круче номера в гостинице, который мало чем отличается от родной квартиры. Настоящее приключение!
Случилась и еще одна важная недокументированная функция: и после первого похода в 2.2 года, и после второго в 3.2 у нее были явные скачки в сторону "развлекать себя самой". Если после Арденн у Анки вообще появилась способность сесть и час самостоятельно возиться с какой-то игрушкой (а у мамы появилась возможность make borshch или просто посидеть и помолчать, и заветное "чтоб 15 минут никто не трогал), то после путешествия в 3.2 ребенок вышел на околоземную орбиту. Она не только сама себя развлекает, она еще и придумывает себе игрухи из ничего. Найденный в лесу желудь - паровоз, перышко - это ложка, а через пять минут уже украшение, а потом это кукла... Меня все беспокоило, что игрушки из магазинов какие-то слишком буквальные: пирог это пирог, чайный набор это чтоб чай с куклами пить. Так вот, пускать из чашек кораблики - наконец-то прорвало.
Конечно, путешествия на дальние расстояния требуют выпускать мальца размять ножки - но я не скажу, что нас это сильно напрягало в пути. Всегда можно в такой момент перекусить или заглянуть в карту. Тем более что мы не закладывали по 200 км за день - наши амбиции были куда скромнее. На грунтовых дорогах чариот ведет себя прилично, тем более что рессору можно всегда подстроить под груз (вес ребенка + вес воды + вес палатки, все такоэ). На грязной дороге хорошо бы закрывать ребенка специальным клапаном с сеточкой (чтоб грязь-камни не летели в личеко с колеса), на случай дождя есть такой же клапан с прозрачной клеенкой. Крепится чариот на ось заднего колеса, есть модели с креплением за багажник - говорят, не очень удобные при маневрах. И, самое волшебное - если не набрасывать в тележку кирпичей, то особого "утяжеления" при езде не чувствуется. В горку чуть сложнее. В Швейцарии при штурме перевала с градиентом 23-25% Анку пришлось высадить и идти пешком (потому что рюкзаки ж еще) - но она прекрасно шагала с нами два часа. Там же мы наблюдали мотобайкера, который на такой градиент заехать не смог - не хватило движка. Дядя на моте развернулся и поехал назад, а мы пошли вверх, и в итоге наша 3-летняя ляля "все смогла", хехе :) Короче, если есть что-то невозможное для чариота - достаточно просто переключиться на свои две подпорки.
Несколько фоток нашего чариота в условиях приближенных к боевым:
Швейцарская грунтовка, градиент порядка 15%, штурмуется
Швейцарский идеальный асфальт, градиент 20, штурмуется
Градиент 23-25 - не штурмуется, но прекрасно топается
Поручик, вы когда-нибудь кормили лебедя с руки?..
Наш мега-супер-пупер-вело-папа и суровая швейцарская реальность
Франция, лесная дорога - штурмуется (на фото ее идеальная часть, поверьте - там богатство рельефов покрытия не хуже федеральной трассы на Якутск)
Франция, лесная дорога после обвала (гравий и булыганы размером с голову ребенка) - не штурмуется, идется пешком
Если есть вопросы - спрашивайте.