По просьбам моих друзей-велотуристов и некоторых ребят из
херсонского велофорума, решил написать небольшой очерк о своем снаряжении. (Напомню сразу, что автор данного опуса не собирается нести юридической и моральной ответственности за те тяжкие увечья, поломки, обморожения, лишения и пр. туристов, которые последуют примерам, описанным здесь.) Так что тем ребятам, которые возомнили в моей скромной персоне великого гуру области велопутешествий, стоит держаться покрепче за свои стулья. Все нижесказанное, напомню еще раз, довольно таки индивидуально и другому может не подойти. Даже в моей последней группе, состоявшей из 4-х человек, все имели разное снаряжение и, чего греха таить, воззрения на некоторые туристические и околотуристические вопросы, из-за которых у нас частенько возникали жуткие драки длинные и пестрые полемики. Так что боюсь, пост этот будет носить чисто обозревательный характер. Впрочем, если какой-нибудь добрый и доверчивый читатель извлечет отсюда хоть малую пользу, буду только рад.
Итак, поскольку моей последней религией стал велосипед, речь пойдет о снаряжении для велопоходов. Конечно, многие общественные и личные вещи похожи и у пробующих себя в других видах туризма. Палатка, спальник, каремат и ложка нужны как воднику, так и пещерному человеку спелеологу, не говоря о велотуристе ему вообще все нужно умножать на 3). . Интересно заметить, что свой уже сложившийся список необходимых вещей у меня остается практически неизменным что в походе 1-й категории сложности, что в 6-й. Грешным делом скажу, что мой рюкзак в летнем двухдневном выезде на Юж. Буг здорово напоминал мне мою двухнедельную тройку по Полесью...и, клянусь своими камповскими колесами, что выбросить из него ничего было нельзя! И даже смена сезонов совсем не вносит корективов в этот стойкий список...хотя, Василий Николаевич Буз, опытный походник и мой руководитель последних походов, говорит, что зимний велотуризм - это что-то отдельное и вообще нуждается в иной категории оценивания, требует совсем новых навыков, снаряжения и медалей за отвагу, но я с ним не соглашаюсь. Но это не столь важно..
Наверно, пора бы, собственно, переходить к снаряжению...
Некоторые товарищи, намного более трепетно относящиеся к своим велосипедам чем я, дают им имена. Однажды я был свидетелем, когда на соревнованиях по кросс-кантри в Николаеве один спортсмен подбадривал свой велосипед и называл его Толиком, когда тот не хотел въезжать в крутой апхилл, а байк одной премилой херсонской барышни отзывается только на "Тайсона". Увы, мой велосипед ни имени, ни кличек пока не имеет. Моя фантазия, видимо, слишком убога, чтобы окрестить чем-то своего коня.
Велосипед
На обвесе велосипеда останавливаться не стану, поскольку я это когда-то уже делал на старницах
велофорума. Поскольку велосипед покупался два с лишним года назад, некоторые стоковые детали, по естественным или не очень, причинам, были заменены или добавлены. По памяти это: вынос руля, педали (PD-M 520), седло (Selle Italia), насос, велокомпьютер (AS-820), рожки руля, вилка (сантуровская какая-то, подарок, а даренному коню сами знаете...), покрышки (Schwalbe Marathon Mondial), шарики втулок колес, велобагажник. Понятное дело, что такие расходники, как цепи, кассеты, передние звезды, тормозные колодки менялись уже многократно.
К слову скажу, что велосипед, за все время моей бестолковой езды, ни разу меня не подвел. И в дождь и в грязь (а их уже было ох как предостаточно) все его движущиеся части вертелись исправно.
На чем стоит отдельно остановиться - это велобагажник. Доверия к магазинным моделям после некоторых изделий, которые доводилось использовать, у меня резко поубавилось. Глухие автономные походы плюс мое общее бездушное отношение к железякам требовали исключительно прочной модели велобагажника. Такую модель я нашел на велосипеде одесского туриста Андрея и упав на колени упросил его мне продать. Багажник самодельный, стальной, хотя довольно легкий. Крепится за верхние задние перья велосипеда с помощью хомутов. (Саша, прости, но пока без фоток. Их я тебе скину в личку после). На этом багажнике я прошел походы 3, 4, 5 и 6-й кат. сл. и только в последнем, походе 6-й категории, после серии совершенно сумасшедших спусков я нашел несколько незначительных трещин и разломов в местах сварки. Хотя,-небольшой ремонт и все опять в ходу. Короче, багажник у меня замечательный (Кому нужно что-то в этом роде, скину координаты Андрея).
О весе. Вообще в походах случаются разного рода препятствия, когда велосипед не может или не хочет ехать дальше и его нужно слегка пронести, перенести или протолкнуть через данное препятствие..
или вот так
не говоря уже об этом
Не стоит и говорить, что очень желательно, чтобы вес вашего велосипеда был небольшим. Для поклонников несложных походов этот нюанс несущественен.
Теперь о рюкзаке. Это типичные однообъемные велоштаны отечественного пошива DenVik 70. Им я, в общем, доволен, хотя некоторые претензии к производителю имеются. О них я писал
здесь. В походах продолжительностью более 3-х недель 70 литров рюкзака бывает недостаточно, посему на руль я цепляю сумку со спальником (Terra 3) и легкими, но объемными личными вещами (мое личное изобретение). Данная сумка не только освобождает ценное пространство основного рюкзака, но и является отличным противовесом для странника, ползущего в крутой апхил или делающего траверс крутого склона, когда груженный байк норовит "сделать козла". Единственный минус - сумка здорово вытирает краску моей прелестной рамы.
Одежда и обувь
Здесь многие дают волю фантазии...Попросту вытряхивают свой шкаф и запихивают содержимое в рюкзак. Точно так же сделал мой одесский друг Женя в походе по Таджикистану. У него были вещи не только для себя, но и по запасной для каждого участника группы а также для всех обездоленных Средней Азии
Лично я в этом вопросе придерживаюсь аскетичных воззрений и уверен, что любой монах-одиночка, посвятивший себя жизни в скиту, залился бы слезами одобрения от одного взгляда на список моих личных вещей.
В качестве летней ходовой одежды использую легкую шелковую или хлопковую рубашку с длинным рукавом. В условиях сухого и жаркого климата, каким он бывает в Средней Азии,- это оптимальный выбор плюс дополнительная защита рук от испепеляющего солнца. Еще я отрезаю воротники этих рубашек, избавляя себя от мозолей на шее. Таких я беру три штуки.
Ходовые шорты (2 шт.), ходовые штаны (3 шт.) - одни крепкие, непродуваемые для дней штурмов перевалов или когда просто на высоте или дует, другие обычные ходовые (одеваю обычно, когда просто прохладно), а третьи легкие подштанники, которые относятся скорее к спальным вещам. Теплой куртки не беру. Ее мне заменяет обычный полар с виндстопером плюс жилетка из овечьей шерсти. Ее я поддеваю, когда очень холодно и беру с собой на ночь в палатку вместо девушки подушки. Обязательна для меня также и легкая непродуваемая велокуртка Nalini. На носках и нижнем белье зацикливаться не стану, но вам, путешественникам, советую взять парочку). Из головных уборов -шлем, шапка, тюбитейка. Из теплых - перчатки (вело) и перчатки обычные-зимние-шерстяные, 2 пары вязанных шерстяных носков (Наташа, спасибо!!!)
В этом сезоне обувался в контактную обувь
Shimano MT 60. Впечатления от них двойственное..поход-то они прошли замечательно, но в конце, видимо из-за нечеловеческих издевательств, на обоих башмаках одновременно начала отваливаться подошва.
Кстати о контактной обуви в походах. С этим я делал эксперимент, и не пожалел. На равнине и несложных выездах с контактной обувью не расстаюсь уже более 2-х лет, но для серьезных походов брать ее опасался. В итоге все опасения оказались мифами. Все прелести езды в контактной обуви были со мной. На спусках они тоже очень хороши - отсутствует боязнь, что нога свалится с педали. Главное-довести до автоматизма процесс выщелкивания, когда нужно спешиться. В качестве второй обуви были обычные трековые сандалии, которые юзал на бивуаках, бродах и переездах в поездах.
Аптечка
Помимо большой общественной аптечкой, которой заведует и распоряжается господин доктор, каждый участник должен иметь свою собственную маленькую. У меня она тоже была. Туда входят: бинт, вата, пластырь, настойка прополиса, леденцы от горла здоровенный шприц и активированных уголь. Обычно каждый берет туда то, что ему нужно индивидуально ну и чтоб лишний раз не тревожить эскулапа, если вы, к примеру, наелись мухоморов.
Велоаптечка
Здесь нужно держать меня семерым, ибо уже три поход подряд я еду в должности веломеханика. Соответсвенно, я могу распоясаться, и вы никогда не дочитаете этот пост...
Если раньше инструменты по ремонту велосипеда я собирал по всему городу Херсону (Денис ХС, тебе поклон) то сейчас просто приобрел
такой набор инструментов и решил проблему. (За это спасибо Вячеславу из Николаева. Инструменты хороши, но выжимка цепи, конечно, ни к черту).
Если кто заинтересуется моей аптечкой для велосипеда, напишу об этом подробней.
Дождевик-для дождя, это понятно. Чехол для велосипеда-для перевозки велосипеда в поездах и самолетах,- тоже понятно. Кстати чехол у меня многофункциональный. Он может трансформироваться в дождевик для велосипеда, стол для обеда и мягкую подушку для сидения.
Некоторые зубры велосипедного туризма возить что-либо за спиной очень не рекомендуют. Видимо меня плохо пороли в детском саду, но слушать старших не умею до сих пор. Я всегда возил и вожу заплечный рюкзак, в котором содержу документы, деньги, фотоаппарат и два килограмма конфет . На этот раз у меня был Deuter Race. Очень доволен изделием!
В качестве запасной (или основной) беру в походы газовую горелку Kovea.
А также: каримат, штатив, GPS-навигатор ( к нему запасные батарейки), зубная щетка, мыло, туалетная бумага, нож, присядька, книга (автор и жанр не имеет значение. после недель информационного голода вслух читаешь пособие по опоросу собаки Динго и все тебя внимательно слушают, делая заметки на полях).
Вроде все. Но предупреждаю, что обязательно что-нибудь забыл и ты, дорогой читатель, меня поправишь.
В добрый путь!