Маленький Самуил сидел у обочине дороги, размазывая слезы по лицу. Сара, молодая женщина, и мама Самуила, стояла рядом, обе ладошки прижимая к губам, видимо, чтобы не разрыдаться вслух. Тушь уже давно текла по ее щекам.
Хрупкая Донья Монсеррат осторожно рассматривала голову Самуила.
- Что-то случилось? - спросила я, подходя с собаками.
- Собак убери! - сухо ответила мне старушка. - Пацану сейчас двигаться нельзя. И подсоби мне… От его матери толку мало…
- Может все же скорую вызвать? - спросила я, увидев на левой стороне мальчугана кровь.
- Уже, но пока они приедут… Да и не хорошо. Пока довезут, на машине трясти будут, а голова-то одна…
Донья Монсеррат, знахарка из соседней деревушки, покопалась в своем льняном мешочке и достала белую веревочку. Сложила ее пару раз и осторожно натянула ее вокруг головы мальчика.
- Не реви. - Тихо приказала она ему. - И держи голову прямо.
- И ты держи его голову. Осторожно. И на веревочку мне не дави.
Завязав концы веревочки на левом виске, старушка достала еще одну - красную. Привязала туго кусочек посреди лба на белую. Тоже самое сделала на затылке и по обоим сторонам. Сняв веревку с головы мальчугана, сложила ее. Красные ниточки не сходились равномерно. Одна сторона провисала.
Я поняла, что делала старушка - измеряла симметрию головы. Вышла ассиметрия. Мальчуган упал, и сильно ушибся головой. Знахарка, случайно проходившая рядом, осмотрела мальчика и заметила легкое смещение костей.
Теперь она достала из своего чудо-мешочка, льняной поясок и снова положила его вокруг пострадавшей головы. В этот раз поясок плотно сидел на противоположной стороне ушиба, а концы держала Донья на поврежденной стороне головы. Показав мне, как надо теперь правильно держать его голову, начала легкими движениями стучать одним кулачком на другой, в котором держала концы пояска. Делала это она ритмично, легко, но твердыми движениями.
После знахарка снова повторила всю процедуру с веревочками. В этот раз веревочка с одной стороны провисала намного меньше.
- Как ты себя чувствуешь? Голова лучше?
Мальчишка кивнул головой.
Тут наконец подъехала скорая. Как и следовало ожидать, в машине не было врача, только шофер и санитар…
Договорившись с Сарой, что она еще раз приведет мальчугана к ней, старушка их отпустила.
- Донья! Знаете, - затараторила я ,- я уже раз видела такое, очень много лет назад. У нас на деревне тоже была знахарка. И я видела однажды, как она правила кости мужику, упавшему пьяным с телеги. Те же веревочки! Удивительно!- воскликнула я, вспоминая вдруг очень четко ее действия.
- А то! Как же править по другому? Другого метода нет. А то ведь всю жизнь с мигренями жить будет. А может что и хуже. И лицо перекосится с возрастом.
- Мигрени от этого? - спросила я в замешательстве, тут же вспоминая мои ужасные головные боли, которые посещали меня раньше каждые выходные. И мои многочисленные ушиби в детстве. И мою ужасную аварию…
- Милая, вот домой придешь и сделай следующее: возьми плошку, насыпь в нее пшено или лучше соль, и постучи по одной стороне плошки несколько раз. Как ты думаешь, что произойдет? Куда вся соль передвинется? Вот то и с мозгами происходит… Как часто случаются такие травмы головы, а потом удивляются люди своим болезням и недугам… Посмотри-посмотри, а в следующий раз мне расскажешь…
Придя домой, я сделала, как мне велела знахарка. И поняла.
Конечно же, полезла еще и в интернет, начала искать информацию.
Сказать, что я была удивлена, ничего не сказать…
Сколько знаний есть в каждом народе!
Бесценные знания, что действительно помогают и лечат…
И кто лечит потом самих знахарей, когда и их черед?