Почти у каждого большого города есть своя одиозная личность: городской дурачок или сумасшедший, просто странный человек с причудами или личность выделяющаяся из общей массы и придающая именно этому месту свой неповторимый колорит. Чаще всего такие люди или больны от рождения, или в их жизни случилось нечто такое, что перевернуло ее так основательно, что стать прежними, совершенно нормальными, они уже не смогли. И как бы не старались доброжелатели отправить этих оригиналов под присмотр врачей или опекунов, их безудержно манит свобода улиц и площадей, свет и воздух свободы.
Все сказанное с абсолютной точностью ложится на биографию Марии Долорес Риверо Эрнандес, более известной под именем Лолита Плума - так называли ее дома еще с детства. Лолита - сокращенное от Долорес, а Плума означает «Перышко». Прозвище досталось ей по наследству от отца и деда, лишь эти трое в этой большой бедной семье умели писать перьевой ручкой.Долорес родилась 4 марта 1904 года. Этот год оказался «урожайным» на детей, ставших впоследствие неординарными и знаменитыми личностями: американские актер Гарри Грант, музыкант Гленн Миллер, певец Бинг Кросби и знаменитый Тарзан - Джонни Вайсмюллер. А также великий испанский художник Сальвадор Дали, чилийский поэт и писатель Пабло Неруда, английский разведчик и писатель Грэм Грин. Все они прожили успешную и достаточно счастливую жизнь. Все - кроме нашей Лолиты.
Она родилась в семье бедного рыбака, жившего в припортовом районе Лас Пальмаса под названием Ислета, Островок. О ее детстве известно немного, пожалуй, только то, что бабушка любила гулять с ней в парке Санта Каталина, где маленькая девочка сначала кормила голубей, а потом, увидев бездомных голодных кошек, стала приносить с собой на прогулку свою еду, которую она припрятывала, зачастую сама оставаясь голодной.
Повзрослев, Лолита вышла замуж. Брак ее был недолгим и очень несчастливым. Трагический разрыв с мужем стал именно той причиной, которая навсегда перевернула жизнь молодой женщины. И постепенно она стала такой, какой навсегда осталась в народной памяти: одетой с нелепые яркие одежды, то слишком длинные, волочащиеся по земле, то неприлично короткие. Украшенная цветными ленточками, с лицом раскрашенным крикливым макияжем, она производила странное впечатление.
Она нашла себе дело: каждый день приходила в парк Санта Каталина с картонной коробкой, наполненной открытками с видами города, искусно сделанными бумажными цветами - тут вкус и умение ее не подводили - и американской жевательной резинкой, которую она добывала у моряков, в порту. Она продавала эти копеечные сувениры, и на эти деньги существовала сама и кормила бездомных кошек, которым стала другом и защитницей. Зачастую в парке ее сопровождала свита, состоящая из 15-20 хвостатых друзей самой разной окраски, размеров и возраста.
Она прошла все уличные университеты, и если кто-нибудь начинал насмехаться над ней и пытался оскорбить, то в ответ эти неосторожные слышали такие отборные ругательства, которые не всегда услышишь и от пьяного боцмана. Но обычно, она была очень доброжелательной, любила детей и птиц. С возрастом она лишилась зубов, отчего ее беззубая улыбка стала еще более доброй и беззащитной.
Каждый день эта женщина приходила в парк Санта Каталина. Она не могла остаться незамеченной: с лицом, раскрашенным во все цвета радуги, в живописнейших одеяниях, которые в наше время могли уверенно составить конкуренцию модной коллекции самой Агаты Руис де ла Прада. А уж если бы ее пути пересеклись со знаменитым Педро Альмодоваром, то остется только гадать, какой шедевр создал бы этот испанский режиссер, имея перед глазами такой образ и такую судьбу. Постепенно люди не только привыкли к ее постоянному присутствию, но вскоре уже не могли представить себе место любимого отдыха горожан и приезжих без этого «сюрреалистического страшилища, окруженного кошками», как образно выразился один американский журналист.
Лолита Плума самим cвоим существованием являла собой символ свободы, своей собственной личной свободы. Ломая все эстетические стереотипы, являя миру свои морщины - знаки перенесенных боли и горя, еще более подчеркнутые ярким макияжем, эта защитница кошек, живущая за счет торговли сувенирными мелочами, стала любимицей своего города. Люди старались обязательно купить у нее хоть что-нибудь - пакетик жевательной резинки или цветы для украшения статуэтки мадонны - так они помогали выжить этой несчастной, но гордой женщине, которая просто так денег ни у кого не брала.
В 50-е годы ХХ века, когда начался туристический бум, Лолита Плума стала не только популярным уличным персонажем, она стала символом Лас Пальмаса, ее своеобразным живым талисманом. С ней и ее кошками фотографировались туристы со всего света. И сегодня в Амстердаме и Чикаго, Стокгольме и Флоренции, в Лондоне и Мадриде ее фотографии у кого-то пылятся на чердаках,среди старого хлама, а у кого-то остались в семейных альбомах или висят в рамочках на стенках, сохраняя память о давнем путешествии на Канары.
Мария Долорес Риверо Эрнандес умерла в 9 часов вечера 21 февраля 1987 в Центральной Островной Больнице Гран Канарии, не дожив до своего 83-летия несколько дней. Причиной смерти были серьезные проблемы с желудком и воспаление печени. После ее ухода, парк Санта Каталина казался опустевшим, словно это место лишилось своей души. Еще долго осиротевшие коты каждый день собирались у дороги, с которой всегда приходила Лолита и ждали, ждали...
Людям тоже не хватало смешной и ужасной Лолиты-Перышко. На деньги, собранные населением, в тихом уголке ее любимого парка был поставлен памятник: Лолита Плума с неизменной коробочкой в руках и кошками, которые трутся об ее ноги. Теперь туристы фотографируются с их бронзовым изображением, хотя большинство из них понятия не имеет, кем была эта невообразимая тетушка с котами.
Рядом, в тени деревьев, открылось кафе-терраса «Лолита». Оно никогда не пустует. Санта Каталина расположена на перекрестке дорог, ведущих на пляж Плайя де ла Кантерас с одной стороны, в порт - с другой стороны и в знаменитый торговый центр «Эль Муэлье» - с третьей. Здесь же, на расстоянии нескольких метров, расположена одна из центральных автобусных остановок. В общем, место это бойкое, отдохнуть и расслабиться после пляжа и шоппинга сюда заходят почти все. Городская молва утверждает, что часть лолитиных кошек, а теперь уже их потомков в неведомо каким поколении, обретается на задворках этого кафе, получая с кухни ежедневную пайку. Существует местная примета: не дашь кошкам поесть - глядишь, не дай бог, и кафе прогорит…
В 2004 году в Лас Пальмасе отмечалось сто лет со дня рождения Лолиты Плума. Была организована выставка, на которой были представлены работы канарских художников и фотографов, изображающие эту удивительную женщину и ее хвостатых друзей.
После того, как один неосторожный водитель повредил статую Лолиты, её переставили в парк Санта Каталина. Лолита снова вернулась в свой парк и к своим любимым кошкам.
Испанский певец Браулио Гарсия, канарец по происхождению, написал о ней песню, нежную и печальную:
Click to view
отсюда