Пару дней назад в РОСФОТО открылась новая выставка - фотопроект «Диксон. Границы льда». Автор фотографий - Беат Швайцер. В 2013 году он вместе с писателем Урсом Маннхартом отправился в поселок Диксон, чтобы понаблюдать за жизнью обычных горожан и природой края. Побережье Енисейского залива Карского моря - не самое пригодное для жизни место. Кажется, здесь не живут, а выживают, но человек, а особенно - русский человек, привыкнет ко всему. Поселку в этом году исполнится всего 100 лет, хотя эти места были известны исследователям Арктики еще в XVIII веке, а остров получил название Диксон в 1875 году.
Создатели выставки говорили много слов благодарности в адрес Министерства культуры Российской Федерации и Посольства Швейцарии в России, но торжественную ноту разбавил случайно оказавшийся на открытии житель этого поселка, задававший множество вопросов и чувствуя свою причастность к происходящему.
Что до самой выставки, то у меня остались о ней двоякие впечатления. Количество фотографий не превышало и тридцати, и большинство из них - это обычные жители города в своих квартирах и на улицах поселка. Они работают, любят, скучают, развлекаются, мерзнут… словом, ничего необычного. Виды города тоже не были неожиданными - снег, холод, запорошенные дороги и машины.
Я ожидала увидеть природу Русского Севера, его суровость и мощь. Если последнее и было показано, то только в глазах людей, иногда строго, а чаще - устало или повседневно смотревших с картин. Все это легко объяснимо. Сюда раз в неделю прилетает самолет из Норильска и привозит продукты. С остальным дела обстоят намного хуже, и поселок, население которого - около 600 человек, давно привыкло к не очень комфортным условиям.
И все же я не скажу, что меня что-то сильно тронуло или поразило на экспозиции. Обычные люди, обычные квартиры… но автор фото - Беат Швайцер, с которым была организована пресс-конференция по скайпу, в ответ на мой вопрос, сказал, что его удивило все, кроме холода. Что ж, думаю, он с таким же успехом мог приехать в любую деревню - уверена, привыкшего к комфорту швейцарца, еще ждет много интересного. Кстати, поездка осуществлялась на средства кантона Берн в номинации «Фотография», которые обеспечили иностранцев всем необходимым. На месте им также осуществлялась необходимая помощь, как то билеты, пропуска, аккредитации. Наверное, это правильно.
А что мне действительно понравилось, так это небольшая брошюра, выпущенная к открытию выставки. Помимо репродукции фотографий, там были размещены рассказы писателя Урса Маннхарта.
Пообщавшись с местными жителями, он написал их истории красивым, интересным литературным языком. Пролистывая страницы, очень живо представлялась история того или иного жителя, история семьи, рассказ о молодой паре.
Строки из рассказов были представлены и на самой выставке. Фразы сами врезались в память.
Идти на выставку «Диксон. Границы льда» или нет - каждый решает сам. Международное признание фотографа не оставляет место сомнению - это действительно интересный проект. Но не для меня, к сожалению.