Когда я узнала о тематике третьей экскурсии от народного гида от
spbblog - сразу поняла, что должна попасть на нее! Две первых экскурсии, отчеты о которых -
здесь и
здесь, конечно тоже были очень интересными, но тема моря, ветра и парусов мне действительно безумно близка и интересна. Судьба была благосклонна ко мне, и я все же смогла попасть на экскурсию, хоть и в самый последний момент. У меня не сразу получился этот отчет - слишком много мыслей и воспоминаний пронеслось в голове, пока писала его.
Встретившись у метро Приморская, мы начали свое долгое путешествие. Перейдя реку Смоленку, мы ушли с острова Голодай и оказались уже на Васильевском острове, перед Институтом Арктики и Антарктики. Здесь, на улице Беринга и начался увлекательный рассказ
oksa_sun.
Покорение северного и южного полюсов Земли занимало человечество много веков. Русские исследователи начали интересоваться Севером еще с XVII века. Всем нам известны имена Семена Дежнева или Витуса Беринга - они делали первые шаги по освоению северных земель. Экспедиция по исследованию Арктики была организована по замыслу Петра I - и Беринг с честью выполнил возложенную на него миссию. Как бы выглядела карта побережья Северного Ледовитого океана, если бы не его путешествие? А как оценить его огромный вклад в исследование Северной Америки и завязывание торговых отношений? Ему не суждено было вернуться из похода, но его дело продолжает жить.
В море соли и так до черта,
Морю не надо слез.
Наша вера верней расчета,
Нас вывозит "Авось".
Это из песни о другом герое, но как здесь не вспомнить эти строки…
Сейчас в научном центре всесторонне изучаются полярные районы, их географические и метрологические особенности и многое другое. Здесь север становится ближе. Да и как иначе, когда перед глазами ученых, исследователей, моряков - слепящее северное солнце, злые ветра, дрейфующие льды, снежные пустыни и пронзающий холод. Вспомнились любимые с детства фильм и книга - «Два капитана». Там тоже - о льдах, снегах, полярном солнце… и о людях, что умирают, но не сдаются.
Благодаря Оксане и
nserg у нас была возможность перемещаться на машинах, что значительно ускорило наше передвижения. А дополнения
nserg - профессионала в своей области - замечательно украсили рассказ нашего народного гида. Он обратил наше внимание на дома «на курьих ножках», построенные на Новосмоленской набережной. Кстати, в недалеком прошлом жители здешних краев были в основном простыми работягами, улицы не отличались чистотой, а болотистая местность долгое время не располагала к развитию этого района.
Уже через несколько минут мы по Наличной улице доехали до Шкиперского протока. Как следует из названия, она выходила «на лицо», то есть к взморью. Ну а Шкиперским проток назван по имени слободы шкиперов в Галерной гавани. Первоначально на его месте была речка, которая была засыпана только в начале XX века. Такая же судьба и у линий Васильевского острова - они изначально были каналами.
Итак, мы перед - музеем - подводной лодкой Д-2 «Народоволец». Эта махина, точно повинуясь какой-то неведомой силе, была поднята с морского дна и вознеслась у нас над головами. Образец подводного кораблестроения 1920-х годов, она и сейчас выглядит так, будто ей завтра в рейс. Подлодки такого типа - дизель-электрические, торпедные стали первыми, созданными после революции. В 1935 году она успешно прошла подо льдами. За время Великой Отечественной войны совершила четыре боевых похода, в ходе которых уничтожила и нанесла повреждения вражеским судам.
В 1956 году было принято решение о переформировании подводной лодки в учебно-тренировочную станцию. В 1989 году она стала мемориалом-музеем в составе мемориального комплекса погибшим героям-подводникам. Примечательно, что внешний и внутренний вид лодки воссоздан в первозданном виде. Ее могучие винты действительно поражают взгляд. Жаль, что не зашли - в следующий раз - обязательно!
Мы проходим к берегу, и перед нами - Ковш Галерного фарватера. Здесь раньше обучали ходить под парусом. Но сейчас яхт-клуба нет, а Ленэкспо отхватил значительную часть территории. Какое будущее ждет эту небольшую акваторию?
Переезжаем чуть дальше, и останавливаемся у старинного, полуразрушенного сооружения. Оно буквально захватывает все мое внимание, и воображение рисует что-то донельзя прекрасное.
Да, ротонду, расположенную в ограде Невского яхт-клуба, так и хочется увидеть отреставрированной и элегантной. Такой, как ее задумывал в 1910 году архитектор Кеннель.
Кстати, выискивая подробности об этом здании, узнала, что на этом месте планируется станция метро «Шкиперская», кто знает, верно ли это?
Но вот мы подошли к одной из главных целей нашего путешествия. За автоматическими воротами базы МЧС, кажется, спрятано кое-что любопытное. Проходя вдоль Шкиперского канала, словно по булыжной мостовой, уже можно заметить прекрасные постройки, что с каждым шагом становились все ближе.
В 1721 года архитектор Доменико Трезини построил Кроншпицы - два небольших караульных павильона. Они расположены на двух берегах Шкиперского канала. Их первоначальное предназначение - навигационный ориентир, обозначавший вход в канал Галерной гавани. В 1754 году они стали каменными - архитектор М. А. Башмаков выполнил их в стиле раннего барокко. Органично смотрятся и старинные вазы у подножия Восточного Кроншпица.
Вид на Западный Кроншпиц
Совсем рядом - Морской вокзал
Павильон находится на территории базы МЧС, и сейчас здесь расположен небольшой музей, посвященный истории водолазного дела. Она началась в 1861 году, когда военные суда начали снабжаться водолазными аппаратами. К будущим водолазам предъявлялись очень высокие требования - уже тогда было понятно, что это очень нужная, трудная и опасная профессия. Например, к помощи водолазов прибегали во время строительства Литейного моста в 1875-79 годах.
По винтовой лестнице поднимаемся на второй этаж.
Старый моряк, который охраняет сундук со старинными картами, подзорная труба, гравюры на стенах. В этой комнате так и хочется остаться подольше, буквально впитывая запах истории. Кажется, еще мгновение, и сюда войдет строгий капитан, а матрос побежит исполнять приказы.
Из окон виден Морской вокзал, строящийся ЗСД и Западный Кроншпиц
Поднимаемся на самый верх по еще одной лестнице с необычными, но очень удобными ступенями - и глобус с подзорной трубой полностью отбрасывают тебя на пару веков назад.
Здесь даже книга отзывов - в едином стиле с убранством комнаты.
Впрочем, все это отлично показано у
nau-spb - мастера съемки старинных интерьеров. Хотите настоящей красоты - идите туда.
На первом этаже - навигационные огни с затонувшего во время Великой Отечественной войны буксира, якоря, снаряды… - перед войной появилось новое легководолазное снаряжение, что сильно помогло на флоте в целом и на разминировании города в частности.
Кстати, дноуглобители никому не нужны?)
Среди прочего - картина «Петр I спасает моряков на Лахте» и подлинное изображение медали, которая была вручена англичанами Александру I в 1807 году за спасение крестьянина.
Здесь можно было увидеть приспособления для спасения людей, старинные акваланги, универсальный водолазный гидрокостюм и множество иного водолазного снаряжения для спасения и поиска людей.
Сегодня это важное и нужное дело продолжают инспекция по маломерным судам и спасатели поисково-спасательных отрядов, которые сейчас находятся в составе МЧС. Всего в штате водолазной службы, образованной в 2003 году, 23 человека. Они исследуют подводные объекты, поднимают затонувшие предметы, занимаются ремонтов гидротехнических сооружений и, конечно же, спасают людей.
Нам провели и небольшую экскурсию по базе - все на месте, ничего лишнего. Внутри - технические помещения, форма пожарных и спасателей, на другой стороне - спасательный катер.
В основном здании - кухня, помещение для сна с двухъярусными кроватями, кабинеты начальника, врача.
Награды. Кодекс чести
Наверху располагается зал для пресс-конференций и комната отдыха. Мы дружно падаем в мягкие кресла и наслаждаемся видом - стеклянная крыша - это все-таки прекрасно.
Трудно удержаться и не позвонить!
Кстати, из окна виден ангар базы гидроавиации начала XX века и судно на воздушной подушке. Такое же встречает и провожает нас на Шкиперском канале.
Напоследок - якорь
А вот уже и мы вокруг якоря. Фото от Жени
nau-spb - наша небольшая компания
«Выше всех вершин! Вот так!»
Даже жаль уходить, но у нас еще многое впереди!
Мы переходим через дорогу и оказываемся перед прямоугольным бассейном, где раньше был расположен док для ремонта галер.
Строительство гавани в устье Глухого протока началось в 1721 г. по указу Петра I по проекту Трезини. Галерная гавань фактически дала название всей западной части Васильевского острова. Так уж получилось, что здесь проводились самые различные испытания и исследования. В 1874 году - демонстрация опытов по электрическому освещению, в 1885 - работы по девиации корабельных компасов. В Гребном порту проходили проверку и первые русские подводные лодки. С 1911 года здесь разместилось радиотелефонное депо Морского ведомства, созданное на основе кронштадтской радиомастерской А. С. Попова.
Об испытаниях гидросамолетов следует сказать особо. В 1912 году летчик Г. В. Алехнович испытывал здесь гидросамолет И. И. Сикорского, а 8 мая 1913 года гидросамолет С-10 под управлением самого И. И. Сикорского впервые взлетел с поверхности Галерной гавани. Это было еще до «Русского витязя» и «Ильи Муромца» - самолетов, прославивших Сикорского на весь мир. А в 1929 году гидросамолет советского конструктора В. Б. Шаврова стартовал с акватории порта и, совершив перелет в Москву, приземлился на Центральном аэродроме столицы. В 1934 году в Гавани строился и затем испытывался В. П. Чкаловым самолет конструкции В. Ф. Рентеля.
Ну и чтобы закончить с исследованиями, скажу, что в 1933 году вблизи кроншпицев была смонтирована первая экспериментальная установка по обнаружению летящих самолетов. Здесь началась история отечественной радиолокации.
Вдали виднеются новостройки и построенная в 1894 году Водонапорная башня. Кирпичное сооружение, верхний этаж которого выполнен в виде деревянного сруба, работало до конца XX века. Теперь в ней можно оборудовать пространство для арт-проектов по аналогии с Башней Зеленой волны. Ну а почему бы и нет?
Здесь же можно увидеть заброшенный ныне Пироклисиновый завод, где в начале XX века находилась сушильня для пороха, котельная и пороховая мастерская.
По берегам Большого бассейна были установлены подъемные устройства для снятия пушек с галер. Вот мы и пробираемся опасными тропами вдоль берега - поближе к сохранившемуся крану, а также пытаясь отыскать остатки набережной еще петровских времен!
Перейдя через современный разборный металлический Шкиперский мост (1997 года постройки) мы оказываемся в «радиоактивной зоне»!
Шутка это или нет - решайте сами, но за забором рядом с домом 16 по Шкиперскому протоку в свое время разрабатывали боевые радиоактивные вещества. Под руководством Лаврентия Берии НИИ ВМФ работало с химическим оружием, а в секретной лаборатории кроликов и собак обрабатывали жидкими радиоактивными растворами. Могильник расположен неподалеку.
Формальная охрана, дырки в заборе... У нас не было с собой радиометра или дозиметра, но как-то становилось не по себе от этих рассказов. Неужели все так плохо?
Ну вот куда я лезу, а?
Наша экскурсия приближалась к концу, вот мы уже у памятника адмиралу Нахимову в сквере «Малые Гаванцы», на одноименной улице.
Он не случайно установлен здесь в 210-ю годовщину со дня рождения адмирала. В 1815 - 1818 годах Нахимов обучался в Морском кадетском корпусе, который также находится на Васильевском острове. Бронзовый памятник представляет собой фигуру адмирала в полный рост с подзорной трубой в руках.
Примечательно, что вдохновение скульптору Григорию Лукьянову подарили исторические события обороны Севастополя - одна из интереснейших героических страниц в биографии русского адмирала. Не удивительно, что и в этом крымском городе тоже стоит памятник Нахимову в полный рост.
Гостиница Прибалтийская - вот она стоит перед нами. Величественная и монументальная. И пусть сейчас на ее фасаде красуется Park Inn, все мы знаем и то, что она была построена к Олимпиаде-80, и то, что здесь снимались в 1988 году «Интердевочка», а рядом, в 1997 году - «Брат». Не забылся еще и скандал с аквапарком «Вотервиль», который был пристроен к гостинице в 2006 году.
А перед гостиницей возвышается памятник Петру I с чемоданом.
Зураб Церетели очень хотел поставить свое детище в исторической части города, но в охранных местах строительство, как известно, запрещено. Что ж, здесь он, пожалуй, выглядит органично. Мундир Преображенского полка, лавровый венок на голове, свиток с текстом вымышленного «указа» об основании Санкт-Петербурга - таким, по мнению самого известного скульптора современной России, должна быть скульптура основателя нашего города.
Вот такой получилась эта морская экскурсия. Мы не устали, хоть и гуляли около трех часов - ведь наше путешествие было автомобильно-пешеходным; и были очень благодарны нашему гиду за такую интересную и познавательную прогулку!
Традиционно, выкладываю маршрут. Надеюсь, что начертила правильно, поскольку перемещение на машинах наложило свой отпечаток на восприятие пространства.