Mar 03, 2015 21:14
28 февраля на улицу выходить не хотелось - пасмурная погода, под ногами - лёд и вода. И всё-таки отважные зрители пробирались к флигелю усадьбы Белкино. Там, в известном всему городу зале, было уютно, нарядно и торжественно.
Как всегда бывает при ожидании Сказки. И зрители - большие и маленькие - не обманулись в своих ожиданиях.
Сказка началась с настоящей волшебной музыки. Конечно, Чайковского - одного из главных музыкальных сказочников мира. Рояль, домра и балалайка составили удивительное трио, в исполнении которого симфоническая музыка стала воздушной и какой-то "домашней". Так, наверное, собирались в русских усадьбах на праздниках - поиграть любимые пьесы и послушать рассказчиков или чтецов. Кстати, появился и Рассказчик. Он тоже был необыкновенный - дети сразу заметили, едва он появился из-за двери. Треуголка, нарядный яркий камзол, туфли с пряжками - согласитесь, облик в наше время свойственный разве что сказочникам и волшебникам. И он рассказал нам известнейшую сказку - так, как будто он был первым её рассказчиком, а мы -
первыми в мире слушателями истории о смелой девочке Мари и её деревянной игрушке Щелкунчике. И был перед нами то советником медицины, то его супругой, то девочкой, то мальчиком, то благородным Щелкунчиком, а то злым и наглым крысиным королём! Дети воспринимали эти метаморфозы совершенно как должное. Они быстро освоились с правилами игры, а музыка, сопровождавшая рассказ, совершенно совпадала с ним и по настроению и по ритму. Дети смеялись и замирали, как все другие дети в других городах и временах, когда им рассказывают сказку. Появление коронованной мыши о семи головах было встречено молчанием зала - маленькие слушатели отказывались аплодировать злодею, не то чтобы сильно боясь, но явно не одобряя его поведения.
Конечно, не всегда внимание зрителей было поглощено рассказом на сто процентов. Я наблюдала родителей и детей, радостно делающих "селфи" во время спектакля, и грустно размышляла о том, насколько современный человек утратил интерес к тому, что вне его. Не "спектакль, который мы посмотрели", а "мы смотрим спектакль" - такова будет тема выложенных в соцсетях фотографиях и видеозаписей. Уходит культура слушать, а ведь как раз те стены в которых всё происходило, должны помнить
не одного рассказчика, не одну прочитанную вслух книгу. Тем ценнее было то, что Михаилу Гантману - тому самому Рассказчику - удавалось завладеть вниманием зала и привести Историю к классическому, но по-прежнему радующему сердце, счастливому концу.
И была гордость за наших зрителей, не прервавших аплодисментами финальную музыкальную тему. И только потом вознаградивших всех артистов настоящей овацией. Видела я спектакль в Москве - то ли публика была невыдержанная, то ли невоспитанная. Короче, обнинцы показали себя и воспитанными, и чуткими.
Этот настоящий подарок устроил для всех желающих фонд "Усадьба Белкино". Мы часто называем концерты со свободным входом "благотворительными" - но как-то забываем о смысле этого слова. Данный вечер был действительно благотворительным, то есть творившим благо. И дело не только в том, что большинство зрителей было от реабилитационного центра "Доверие" (хотя если девочка с ДЦП в финале, по её словам, "чуть не пустилась в пляс" - я думаю, это уже благо, уже результат).
Дело в том, сколько добра и любви к искусству принесли создатели этого спектакля - режиссёр-постановщик Сергей Рубашкин (руководитель московской студии "Театр песни "Собеседник""), музыканты Народный артист России Михаил Горобцов (домра), лауреаты международных конкурсов Иван Кузнецов (балалайка) и Нэлли Пчелинцева (фортепиано) и исполнитель роли рассказчика Михаил Гантман.
Мне казалось, что постановка и площадка как будто нашли друг друга. И хочется верить, это не последняя сказка, рассказанная в этих стенах.
отчет