Фестиваль ЗАПАД НАПЕРЕД или ударная (ураганная) декада литературных мероприятий с 5-го по 15-е июня.

Jun 16, 2009 23:33

оставила хорошее впечатление. Хотя и напомнила, по замечанию Демьяна Фаншеля (также выступившего в Берлине), марафон. Одним из ключевых событий оказался дружеский десант "Русского Гулливера" в совокупном взаимодействии с лит.группой "Запад наперед". Публика ходила по пятам за Вадимом Месяцем и Алексеем Остудиным, запоминая отдельные строчки (в этом мы имели возможность убедиться!), неотступно следуя и перемещаясь из знойных далей
Карлсхорста в расписные терема Русского дома на Фридрихштрассе или гостеприимную квартиру Фадиных, где
Месяц встретил наиболее теплый прием и произвел настоящий фурор. В такой экстаз, близкий к обморочной истерике, мог повергнуть публику только другой бывший житель Хобокена по имени Фрэнк Синатра. И хотя истерика случилась с - в каком-то смысле - "подготовленными" слушателями, необходимо подчеркнуть, что тексты и песни Месяца погрузили в глубокие (и, похоже, не менее восторженные) раздумья даже принципиально иных по складу ума "испытанных остряков" и скупых на похвалы скептиков, готовых сравнивать любого современного поэта с Джамбулом Джабаевым. "Чувствуется масштаб," - отметила Анна Фадина. "Я - мифометафорист", - сказал Вадим днем позже на перекрестке улиц Курфюрстендамм и Йоахимсталерштрассе случайно оказавшейся на том же углу (проходившей мимо) славистке Марии Санкиной - супруге Тимофея Сататарова (см. ниже).



Слева направо: Драгилёв, Бирюков, МесяцУдался и Пушкин-джем, оказавшийся, наверное, наиболее внятной джем-сешн из всех возможных.
Месяц был похож на доблестного воина, сурового рыцаря, Фаншель - на сказочного капитана из какого-нибудь замечательного мультфильма. Никого не оставили равнодушными героико-эпические интонации Месяца, его разнообразие, голос, притчи и персонажи. Запомнились добрая ирония и мягкая аллитерация Остудина, меткие поэтические наблюдения Алексея. Порадовал Тимофей Саттаров оригинальным текстом "Суботва".
Облик и слог Вадима Фадина, подлинного стиляги из Москвы (в Карлсхорсте выступил и Сюткин - стилизованный стиляга), был - как всегда - безукоризнен. Послушать мэтра трансрационализма Сергея Бирюкова приехала группа поддержки из Халле - тамошние студенты академика зауми. Строгий Сергей Штурц на сей раз казался строже обычного. Что не помешало ему, впрочем, демонстрировать свое одесское чувство юмора в иных ситуациях. Например, в ситуации наблюдателя, когда Месяц и Драгилёв - по очереди - экспромтом - рискнули (ринулись?) аккомпанировать друг другу на варгане и рояле. Место упомянутого экспромта-перформанса - клуб "Диалог" на Фридрихштрассе, пресс-центр Российского Дома Науки и Культуры. Варган, северо-восточный саунд, как тут не процитировать Парщикова: "я слышал восточный звук". Образы другого Востока, а также Вудстока и Керуака возникали среди стеллажей книжного магазина в Кройцберге во время выступления Александра Дельфинова, овиртуаленного до визионерских пределов: Александр был заявлен в анонсе как delphinov.net. Вопреки известной максиме Андрея Битова из автокомментов к роману "Пушкинский дом" - "неизвестно даже где, раз не в России" (читай - в Германии), Берлин дарит сюрприз за сюрпризом. Недаром в этом же магазине Месяц встретил старого друга Илью Китупа, с которым не виделся 26 лет!


                                                                                              Остудин


Отмотаем пленку на пару кадров назад. Пушкинские чтения поэтов 5-го июня несомненно украсили своим участием Даниил Чкония и Ира Рашковская. (Говоря об этом мероприятии, придется несколько раз употребить слово "свой": поэты декламировали не Пушкина, а свои стихи, иногда посвященные Пушкину, насыщенные аллюзиями и т.д, иногда - нет). Чкония не только читал стихи из своей новой книги "Элайя", но и вел эту творческую встречу, а неотразимая Ирина Рашковская познакомила аудиторию со своими стихотворениями, посвященными Глебу Цвелю, Генриху Сапгиру, Алексею Хвостенко. Александр Лайко выступал на "своей территории": он долгие годы вел ЛИТО при клубе "Диалог". Завершал Сергей Бирюков, электризуя публику своим знаменитым: "Пушкин входит, Пушкин выходит". Удобный случай кивнуть Александру Милну в версии Бориса Заходера, или нарисовать образ Пушкина, взволнованного, мечущегося из залы в залу. Продвинутые слушательницы с хорошим воображением могли представить себя на месте Анны "Зерновой", так переведена эта дама в тексте Бирюкова. А я вспомнил мемориальную табличку на Доме Дахерёден в Эрфурте, ее двоякий месседж мы однажды решили проинтерпретировать с Алешей Парщиковым. В буквальном переводе табличка гласила, что Гете и Шиллер входили в дом сей и выходили из него. Входили и сразу выходили? Иными словами, они часто бывали внутри.
Любезный читатель! Коллега! "Бываете" ли вы "внутри" литературных текстов, пытаетесь ли проникнуть в авторский замысел или движетесь по касательной? Отмеченная еще Тыняновым необходимость отучить ухо от "монотонии, под которую дремала мысль" (Шевырев) и стертых ритмо-синтаксических оборотов, актуальна и сегодня. Ибо не следует вменять авторам в вину выпадение из некогда авторитетных канонов, но быть доброжелательнее и благосклоннее, прислушиваться, прозревая новые приемы. Можно до хрипоты попрекать друг друга тем или иным словоупотреблением, как и саму словесность в отсутствии изящества. К примеру, слово "довлеть" устарело еще во времена Федора Гладкова и стало укореняться в своем новом значении, которое Гладков пытался оспорить в жалобных письмах редакторам-составителям словарей. Но откроем роман того же Андрея Георгиевича Битова и мы обнаружим эту новую смыслоформу: "довлеть над ним". Чем не легитимация? А о хитром и расхожем сегодня выражении "как бы" даже говорить не приходится. Уж не с легкой ли руки Битова оно внедрилось в нашу лохматую повседневную речь, в беседы людей, запуганных разоблачениями, симулякрами и виртуальностями, не слишком уверенных в наличии каких-либо общепринятых аксиом. У всех, разумеется, свои приоритеты, свои печали. У кого-то - печаль борьбы за проверенную старину и преемственность, которую вела еще шишковская академия. У других - боль и пафос памфлета на злобу дня. У третьих - некая необязательность самого высказывания, лучащаяся более или менее грустной иронией из уголков глаз. Прочие выдвигают во главу угла эффектный эпатаж, яростный или лукавый акционизм, эксгибиционизм и анархизм балагана, например. Не откажем всем им в парадигматичности и трепетном отношении к своему призванию-предназначению. Сошлемся на нашего общего дорогого и безвременно ушедшего друга Алексея Парщикова. Парщиков очень точно сформулировал задачу. Она состоит в преодолении неполноты восприятия, где "главный конфликт - встреча с энергиями, превосходящими твое понимание, тебя самого в плане игры на повышение". "Игра на повышение" несомненно является тем универсальным свойством, которое отличает поэзию Вадима Месяца.И еще несколько слов о событиях декады. Месяц и Драгилёв, предполагая посетить священное место встреч русских литераторов и мыслителей прошлого, притормозили на тротуаре улицы Курфюрстендамм, дом 75 - в надежде отыскать следы кафе "Ландграф". В новостройке, расположенной здесь нынче, полным ходом идет продажа кухонной мебели. Что еще раз косвенно подтверждает ползучую утилитарную контрреволюцию. Или функциональную общеполезность стихов, о которой мечтал Владим Владимыч Маяковский. Смысловой ряд (и плавный переход) от стихов к кухням возможен! И даже банален. Будем надеяться, что он возможен и в обратном направлении. Впрочем, достославное кафе "Ландграф" находилось в двадцатых годах двадцатого столетия по другому адресу: Курфюрстенштрассе 75. Что ж, даже следопытство в Берлине сродни дифференциальному уравнению: истина все время ускользает. Недаром газета "Русская Германия" в анонсе чтений, посвященных памяти Парщикова, сгоряча назвала Драгилёва Дягилевым. Last but not least нельзя не упомянуть клуб "Авиатор" (филиал клуба "Диалог" в Веддинге), предоставивший сцену для вечера Сергея Бирюкова (с участием того же ДД в качестве джазового пианиста). Вечер прошел с успехом, но оказался "закрытым просмотром для своих": незнакомых лиц в клубе было мало. Что в этой связи можно сказать? Следите за рекламой, дорогие товарищи, судари и сударыни. Хотя реклама иногда тоже подводит. Приведем один пример. В анонсах появилась информация о готовящемся на 16-е число выступлении в "Авиаторе" ансамбля "The Swinging Partysans". Факт застал врасплох самих "свингующих партизан":  такая дата в графике выступлений бэнда не значилась. Однако отнесемся к вопросу философски.
Еще Пруткову принадлежали слова:
"если на клетке льва..."........................................................................

Но от львов вернемся к баранам. (Первым делом, первым дели-тература. Ну, а музыка, а музыка потом). Читайте здесь блестящий по стилю, остроумию и наблюдательности (иначе назвать не могу. Нет могу: утонченный, изысканный. Откройте и судите сами...) отзыв Демьяна Фаншеля. Вот и сам Демьян, кстати.



Фотографии также предоставлены Демьяном. Спасибо ему! А продолжение следует.

Тимофей Саттаров, Ирина Рашковская, Алексей Остудин, Александр Дельфинов, Берлин, Александр Лайко, Вадим Месяц, Демьян Фаншель, Запад наперед, Сергей Штурц, Русский Гулливер, Сергей Бирюков, the swinging partysans, Вадим Фадин, Алексей Парщиков, Даниил Чкония, Илья Китуп

Previous post Next post
Up