Летом мы ездили отдыхать в подмосковную деревню Аннино (Рузский район). Там стояла и, думаю, поныне стоит прекрасная Покровская церковь XVII века. В ту пору она была сильно разрушена, и мы, дети, с удовольствием лазили по ней. И нашел я там кирпич - почти целый кирпич XIX века с клеймом готическим шрифтом. Видно, церковь ремонтировали, а кирпич закупали либо у немца-фабриканта, либо в Германии. К неудовольствию родителей я этот кирпич привез в Москву, тщательно обмыл и много-много лет хранил. А потом выкинул. Но вот почитал Ваше сообщение и пожалел. Зачем я его выбросил? Такой красивый кирпич был - большой, с красивым и четким клеймом в рамке, из крупнозернистой глины. И напольную плитку XIX века с клеймами я тоже подобрал в этой церкви. И тоже выкинул…
Не могли они его из Германии везти. Дорого. Это было всегда местное производство. Питерский кирпич, допустим, не попадал в Москву. Только в самом начале XX в. крупнейшие фирмы стали заниматься импортом в другие регионы. Об этом можно судить хотя бы по тому, что во владимирском адрес-календаре появилась московская реклама.
Эээ… Кирпич я подобрал в церкви лет 17 назад, а выкинул его лет 7 назад. Я, к сожалению, самой надписи не помню. Но она была сделана готическим шрифтом и содержала какую-то немецкую фамилию. Размещалась она на самой широкой части кирпича и была сделана в таком замысловатом виде: рамка с уголками закругленными вовнутрь, внутри текст, а рядом с уголками рамки будто бы шляпки винтиков или гвоздей. Будто бы, это табличка с фамилией, привинченная на дверь. Понимаете? Это было даже не клеймо, а оттиск на всю поверхность широчайшей части кирпича. Но этот оттиск был только с одной стороны! Кирпич был золотистого оттенка, не красный. Может быть, это был облицовочный кирпич?
Да. Эта часть кирпича называется "постель". Самый конец XIX или начало XX в, когда клейма стали занимать всю постель - их рекламная функция расширилась. Вероятно, какое-то не очень крупное производство, основанное выходцем из Германии. Встречу такое - сообщу.
Точно, не Покровская, а Знаменская церковь! Ее еще какие-то родственники Петра Великого по материнской линии строили. Если не ошибаюсь, он считается последней шатровой церковью, построенной в России. Ну, значит, кирпич новый. Возможно, немецкий. Вы не поверите, до того как я его на антресоли закинул, он у меня в книжном шкафу стоял, украшал, так сказать, книжную полку. Благо Вас! У Вас интереснейшее хобби!
Ошибся я на счет родственников Петра... Знаменская церковь (1690) была построена в усадьбе Аннино, вотчине бояр Милославских, одних из главных противников молодого Петра I. Усадьба носила также названия Знаменское (по церкви) и Вельяминово (по фамилии одного из владельцев). Шатровый храм построен в то время, когда указом Никона сооружение церквей такого типа было запрещено. В этом - подчеркнуто оппозиционное отношение к Нарышкиным, прямым противникам Милославских. Нарышкинское барокко как раз в это время начинает распространяться по московской земле; в те же годы Милославские строят два шатровых храма в своих имениях Аннино и Петровское, где была построена Никольская церковь.
Reply
А клеймо было где - на тычке или где еще?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Знаменская церковь (1690) была построена в усадьбе Аннино, вотчине бояр Милославских, одних из главных противников молодого Петра I. Усадьба носила также названия Знаменское (по церкви) и Вельяминово (по фамилии одного из владельцев). Шатровый храм построен в то время, когда указом Никона сооружение церквей такого типа было запрещено. В этом - подчеркнуто оппозиционное отношение к Нарышкиным, прямым противникам Милославских. Нарышкинское барокко как раз в это время начинает распространяться по московской земле; в те же годы Милославские строят два шатровых храма в своих имениях Аннино и Петровское, где была построена Никольская церковь.
Reply
Reply
Leave a comment