Краеведческий музей в Итум-Кали.

Nov 27, 2018 15:47


Во время экскурсии в Аргунское ущелье мы заезжаем в селение Итум-Кали, что бы посетить краеведческий музей имени Хусейна Исаева, на территории средневекового замкового комплекса Пхакоч.



По легенде, Пхакоч появился благодаря славному герою Итону.Путешествуя в горах, он остановился отдохнуть именно в этом месте, а когда проснулся, увидел, что на его мече ласточка свила гнездо, а паук сплел серебряную паутину. Итон счел это добрым знаком и решил построить на этом месте селение, которое сейчас носит название Итум-Кали.



Жилую и боевую башни, а также небольшой дворик вместе с надворными хозяйственными службами, огражденные невысоким забором из камня или из сланцевых плиток, исследователи условно стали именовать «замковыми комплексами». Большинство построек в Чечне и Ингушетии составляли тип таких «замковых» сооружений, служивших для повседневной хозяйственной жизни большой патриархальной семьи с их имуществом, скотом, хозяйственным инвентарем, запасами продуктов и фуража.

Большинство из подобных «замковых» сооружений были уничтожены в 1830 году ничем не вызванной военной экспедицией генерала Алхазова, а позже - и барона Розена в горную Ингушетию, в Южную и Северную Осетию.

Например, генерал Паскевич разработал обширный план «покорения» горцев всего Кавказа.

Военный поход царских войск в горную Ингушетию и Осетию был одним из звеньев этого коварного плана. Организованные Паскевичем военные карательные экспедиции его биографом квалифицировались так: «Не заботясь более о нахождении среди них (горцев) христианства, одним ударом уничтожил самостоятельность Осетии и обратил ее в простое русское приставство»



Рядом с музеем расположена мечеть. на берегу реки Дере-Ахк. Мечеть была построена в 19 веке. а в 1980 реконструирована с расширением её площади.



Музей создан на территории древнего башенного комплекса Пхач. Отсюда предки нынешних чеченцев следили за вторжениями со стороны Дагестана и Грузии.

Вход на территорию:





Внутри крепости, обнесенной каменной стеной, расположены несколько жилых и одна боевая башня, водяная мельница, каменные строения.





До недавнего времени здесь были лишь руины, но теперь башенный комплекс восстановлен по инициативе нынешнего главы Чеченской Республики - Рамзана Ахматовича Кадырова.



А это сам "средневековый замок":



Здесь, в музее, собраны предметы древности:

медные сосуды для воды, вина и омовений 20 века, оружие и ювелирные украшения.



Мы зашли внутрь, послушали экскурсовода, походили потом по этажам...



В краеведческом музее  несколько разделов. На первом этаже демонстрируются старинное оружие, украшения, орудия труда и предметы быта, которым более ста лет.

1.ОЧАГ.Культ очага был настолько велик, что и по сегодняшний день сохранился ряд религиозных ритуалов, связанных с ним.

Место очага, и надочажная цепь оставались для чеченцев священными. Очагом клялись, прикоснувшийся к надочажной цепи кровник должен был быть помилован. Кража, совершенная возле очага, воспринималась как смертельное оскорбление.



В очаг нельзя было бросать сор. Когда хозяйка дома подметала пол, она должна была мести от очага, а не в его сторону. После окончания трапезы крошки хлеба со стола принято было бросать в горящий очаг.

Женщина, мать семейства, считалась хранительницей очага и пользовалась большим уважением со стороны других членов семьи и гостей. С очагом были связаны многие религиозные праздники.

2.Столов и стульев у чеченцев в современном их понятии не было; ели, пили прямо на полу или на тахте, подстелив кошму; весной и летом, как правило, ели за маленьким столом на трех ножках - шун, сидя на маленьких п-образных дубовых скамеечках.



Семья обычно принимала пищу совместно, недалеко от камина. Если в семье были молодожены, то они ели отдельно. Если в доме находился гость, то в первую очередь угощали его, в трапезе с ним принимал участие лишь хозяин дома. Если в гостях была женщина, то с ней делила пищу хозяйка.

3. Посуда у чеченцев почти вплоть до конца XIX века была деревянная, гончарная и медная. Чеченцы достигают высокого совершенства в изготовлении посуды и домашней утвари, особенно в средние и последующие века. В XIX веке преобладает уже гончарная посуда, покрытая глянцем, а деревянная посуда вытачивается на токарном станке, приводимом в движении силой

горных речек. С появлением более усовершенствованного гончарного круга и токарного станка в Чечне намного улучшилось качество изящных предметов ремесленного производства. Гончарная посуда делалась из лучших сортов глины, а деревянная - из крепких пород дерева (из дуба, клена и карагача).

Чеченская посуда отличается и наличием большого количества сосудов для жидкости, особенно кувшинов.



Взять, к примеру, кувшины для воды, которые обычно делались с довольно узким горлышком, куда едва проходил детский кулачок; этот же кувшин делали с большой ручкой, с выпуклой серединой, на широкой круглой подставке.

Все это было связано с тем, что воду приходилось поднимать  со дна ущелья и нести иногда несколько километров. В этом именно заключалось практическое превосходство медного кувшина такой формы - вода из него не выплескивалась, а шарообразная середина кувшина мягко упиралась в плечо.



В данном музее, кстати, посуды было немного. Может это связано с тем, что это дом одной семьи. А вот на озере в ресторане-музее было выставлено много красивых кувшинов.



4. У чеченцев широко использовалась детская люлька. Было несколько видов люлек:

а) Горская люлька была очень удобна. Мать могла, привязав к спине, уносить ее на полевые работы, в огород и т.д. Люлька легко перевозилась на верховой лошади, арбе, что было удобно, особенно в военных условиях.

б) Другим видом люльки, было, висевшее обычно над спящими супругами обыкновенное прямоугольное корыто, схваченное с четырех сторон кожаными ремнями из сыромятины и подвешенное к железному клину, вбитому в потолок.

в) люлька схожая с теми, что мы знаем. Она-то и была представлена:



5. Всем знакома историческая любовь горца к оружию. Они не были уверены и за один день своей жизни, почему не делали без него ни шагу как на работах, так и дома; даже засыпая, осматривали, исправно ли оно.



В чеченских селах производились хорошие металлические изделия: сабли, кинжалы и другое оружие. Лучшими оружейниками среди чеченцев были ауховцы, но славились и другие. В 1856 году майор царской службы Властов писал, что в центре чеченского народонаселения сохранились оружейники, которые по неизменяемому обычаю своих отцов изготовляют шашки, называемые «волчками», с изображением волка.

Восточные сабли из дамасской стали среди чеченцев были редкостью. Рассказывают, что, согнутая кольцом, она помещалась в небольшое сито, без зазубрины перерубала двухмиллиметровый гвоздь. На них было клеймо, изображавшее бегущую обезьяну с раскрытой пастью. При изготовлении подобных сабель чеченские мастера это клеймо заменили рисунком, изображающим бегущего волка, поэтому среди терского казачества за ним закрепилось название «волчки». Обычно эти сабли выделывали из привозной стали или переделывали из других клинков и мечей. Так, одна из найденных в Чечено-Ингушетии шашек-«волчков» - переделанный меч крестоносца ХIII-ХIХ веков.



Часто клинки сабель и кинжалов  украшали надписями из арабской мифологии или Корана примерно следующего содержания: «Нет джигита, только Али, нет меча, только Зульфукара (так назывался меч зятя пророка Мухаммеда Али)», или «Вручаю судьбу Аллаху, ибо Аллах ведущ своих рабов. Помощь от Аллаха и победа близка» и другие.

Кинжалы до Кавказской войны делали с не сильно выступающим острием . Колоть кинжалом считалось у чеченцев большим позором, неумением воевать и владеть оружием, самым легким способом победить врага, поэтому мастера старались делать кинжал с менее заостренным выступающим концом.

6. Очень нарядное женское платье.



При жалкой обстановке в сакле и одежда  не представляет роскоши: женщина одета в ситцевую рубаху и бешмет по преимуществу ярких цветов, ситцевые или бумажные красные штаны, кожаные чувяки, с бумажным платком на голове;

Не считая кожи, шерсть и шерстяная ткань являлись основным материалом, идущим на изготовление одежды и, по-видимому, даже легкой обуви у местных племен Северного Кавказа того времени.

Помимо изделий из местных сортов шерсти, в Чечне уже в XVI-XVIII веках была известна выработка шелка, а позднее - и полотна. Из шелковой нити изготовлялись всевозможные шнурки и шнуры - для пистолетов и часов, галуны, пояса; галунами и те- семками украшались башлыки, одежда, обувь и др.

Второй этаж − мемориальная экспозиция. Она посвящена памяти первого председателя госсовета республики Хусейна Исаева, трагически погибшего в 2004 году во время теракта на стадионе «Динамо» в Грозном. Здесь воспроизведена обстановка рабочего кабинета политика, хранятся его личные вещи и документы с пометками, сделанными рукой Хусейна Абубакаровича, научные труды Исаева.

У меня нет ни одной фотки этого кабинета, поэтому делаю вывод, что там я не была. Не пойму почему...может слишком увлеклась фотографированием, а может никого не водили туда? Ну, мне кажется, не велика беда...





Возвращаемся в Аргун, в отель...Завтра уже домой!







Вот перевёрнута и ещё одна страничка в изучении нашего соседа - Кавказа.

Что сказать о путешествии? Увидела одну из республик, бывшую много лет у всех наслуху, но в события, происходящие в ней, в то, уже довольно-таки далёкое время, я тогда так и не вникла особо. Теперь увидела своими глазами, услышала, почитала, немного поняла про Чечню...

Порадовала погода. Всё же, перед поездкой метеослужбы предсказывали дождь, а его не было, не считая всего один вечер, и то - небольшой.

Надеюсь, с Кавказом ещё не всё закончено.

Чечня, Кавказ

Previous post Next post
Up