Добежали мы до финишной черты этого учебного года. Доскакали, доползли. Три года прошло.
И попыталась я тут взглянуть на все с космической высоты, и че-то как-то оно кажется кривенько.
Все-равно не могу понять, какие кнопки надо нажать чтобы облегчить себе и Максу путь наш школьный.
Вот идут дети в первый класс с букетами цветов.
А родители - с букетами иллюзий. С большими и красивыми цветами уверенности и веры... в свое дитя, в хорошую школу, в опытного учителя.
Иллюзии эти не с пустого места взялись, конечно над их рождением шла работа - ребенка готовили, занимались с ним, школу тчательно выбирали... Читали про адаптацию и психологическую готовность. Консультировались может даже с психологом.
Родитель любит своего ребенка и верит в него.
Верит, что к нему будет как минимум хорошо относиться учитель.
Верит, что ребенок будет сидеть не дальше второй парты.
Что у него будут друзья и ему будет хорошо.
Что ребенок будет обязательно учавствовать во всех школьных мероприятиях, и даже наверняка будет брать призовые места. Потому, что он хороший, замечательный, умный, любимый.
Родитель как правило верит, что если учителю дарить значительные подарки, то все вышеперечисленное можено будет возвести в квадрат.
Этот букет иллюзий так красочен и ароматен, что не вызывает сомнений в своей жизнеспособности.
Ну, а дальше, открывается дверь "Школьной жизни", и вас обдает парами "ментола и эвкалипта" вместе с нашими цветущими иллюзиями.
Если ваш ребенок не вундеркинд и не ботаник, а обычный, в чем-то более способный, в чем-то нет, то:
Любить и верить в него ТАМ никто не будет.
Относиться к нему будут в лучшем случае нейтрально, в худшем негативно.
Сидеть ребенок будет гораздо дальше второй парты.
Друзья будут только если у него супер модный гаджет последней модели с играми Майнкрафт.
На школьные мероприятия - или не будут брать, или ребенок сам не захочет, или будет учавствовать, но лучше бы не учавствовал. А места призовые занимают вундеркинды и ботаники.
И дальше будут происходить события, похожие на броуновское движение - то подрался, то выгнали с физкультуры, то прогулял секцию, то грубо ответил...
А успеваемость будет значительно ниже, чем ожидалось.
Букет осыпается на глазах.
Но свойство иллюзий и веры - в их стойкости. Жизнеспособности.
И временами они будут оживать, будет казаться, что вот-вот - и ну, я же была права! Мой ребенок замечатльный!!
Нет.
Если он не вундеркинд и не ботаник.
Таких уважают в школе - они УДОБНЫ - учителям не надо особенно с ними париться, а статистику по успеваемости они повышают.
Кстати, если ребенок забитый тихоня, послушный призрак, то тоже видимо это более удачный вариант, однако мне кажется сейчас таких детей не существет.
К концу третьего класса от моего букета иллюзий даже пепла не осталось. Во всем, в чем можно было разочароваться, я разочаровалась.
Трагизм школьной жизни заключен на мой взгляд в "одной стороне луны".
Учителю всегда видна только одна сторона личности ребенка, а родителям только другая. Поэтому его разрывают напополам, не видя, не понимая что происходит на обратной стороне, чувствуя себя при этом в темной комнате, где приходится наощупь понимать что это и где находится. И принимать соответствующие воспитательные меры тому, что по ощущению имеет место быть.
Но раскрыть вторую сторону нет возможности ни у родителей, ни у учителя. НЕТ видимо, при всем старании.
Школа учит детей выживать психологически в процессе разрывания его на части, а родителей школа учит Как разочаоваться в своем ребенке и разлюбить его.
И заодно осознать, что все 7 лет его жизни вы делали все не так поэтому теперь все так непросто.
Основная задача учителя - успеваемость класса и соответствие того, что происходит в классе требованиям и правилам.
То есть успеваемость и строгое послушание.
Сколько хотите можете говорить про высокие задачи развития личности каждого и т.д. - фигня.
Задача ребенка - быть собой, жить с интересом, но при этом не расстраивать и не злить по возможности родителей. Это 2 разнополюсных пункта, между которыми многим очень трудно соблюдать баланс. Поэтому начинаются "сказки", обманы, грубость...
И они ломаются либо в одну сторону, либо в другую.
В первом случае - это проблемы с дисциплиной и с успеваемостью , но потом довольно счастливая жизнь.
Во втором случае - это спокойное и даже успешное прохождение школы, но на выходе - серая личность, офисный планктон, отличный ИСПОЛНИТЕЛЬ, и, как говорит Макс, серая жизнь без приключений.
Второй вариант точно не для нас. Макс несгибаем. Успеваемость я пока поддерживаю, но натуру и характер не сломит НИКТО.
Ладно, надо идти домой. Пока это все мысли вслух.