Оригинал взят у
olshananaeva в
Дочь Иаира. Проповедь о. Георгия МитрофановаИ обратите внимание на то, что Он даже в этот момент милосерден, любвеобилен по отношению к людям. Он говорит о том, что девушка не умерла, но спит. Он пытается так или иначе дать этим людям возможность успокоиться, проявить свою веру в то, что дочь Иаира будет здорова.
+++
Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова (архив сайта "Град Петров"):
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В прозвучавшем сегодня евангельском чтении мы имели возможность услышать, а потом даже представить себе удивительную сцену. Этих сцен немало в Евангелии. К Спасителю приходят страждущие, обездоленные, болящие люди, не имеющие никакого утешения в жизни, и Он приходит к ним на помощь, Он исцеляет их.
Но сегодняшнее евангелие, повествовавшее нам об исцелении дочери Иаира, может быть особенно поразительно тем, что мы имеем возможность, как никогда близко подойти к этому великому чуду, чуду исцеления, которое совершает Спаситель.
Евангелие очень ярко, очень реалистично показывает нам, как это было, как происходили эти чудеса, как через чудеса являла себя любовь Божия.
Давайте дорогие братья и сестры, представим себе это событие. Представим себе Спасителя, окруженного толпой людей, толпой людей именно несчастных, именно обездоленных, именно больных. Ибо эти люди первыми откликались на призыв Христа. Они не имели крова, они не имели богатства, они не имели здоровья. Они жили в постоянной опасности, что с ними что-то может случиться. Эти люди, не имевшие ничего, не понимавшие даже часто, кто же такой этот удивительный Учитель, возвещающий евангельское благовестие. Они шли к Нему если не за спасением, если не за исцелением, то хотя бы за утешением.
Наверное, эта толпа была еще более многочисленна, чем те толпы, которые собираются сегодня и чают обрести себе спасение или в храмах, или, увы, у каких-то псевдоцелителей.
Вот через эту толпу бедняков, несчастных больных людей пробирался к Спасителю Иаир. Человек, чужой в этой толпе, который не привык быть среди этих униженных и обездоленных людей. Но он пришел к Спасителю с такой же нуждой, как и они: его дочь была при смерти.
Спаситель знал об этом. Но, обратите внимание, Он как будто не замечал этого обращенного к Нему вопрошания, Он продолжал говорить с другими людьми.
И в это время происходило поразительное чудо. Кровоточивая женщина пробралась сквозь толпу к Спасителю, и, не надеясь на то, что Он обратит на нее Свой взор, прикоснулась к Его одежде. Это очень важный эпизод. Кровоточивая женщина страдала болезнью, которая женщин в иудейском обществе делала изгоями.
Женщина, страдавшая такой болезнью, вообще не должна была находиться среди людей. Она должна была подождать, пока толпа рассеется, и может быть, тогда могла бы подойти к Спасителю, если бы Он счел возможным для Себя с ней заговорить, именно потому, что она была женщиной нечистой. Но идти среди людей с такой болезнью было недопустимо. Эта женщина знала, что если кто-нибудь сейчас огласит ее болезнь, она в соответствии с требованиями Моисеева закона будет наказана. Ибо Моисеев закон на кровоточивую женщину налагал очень серьезные прещения.
И, тем не менее, она устремилась к Спасителю, и, боясь, может быть, даже признаться Спасителю в том, с чем заключалась ее болезнь, решила получить от Него благодать даром. Конечно, Спаситель все это знал. Конечно, Он видел эту женщину и конечно, Он увидел то, с какой верой прикоснулась она к Нему. Он специально решил испытать ее. Он сказал, что кто-то прикоснулся к Нему, и это вынудило женщину признаться в том, что это была она, и признаться в том, что она больна болезнью, которая должна была вызвать такой гнев и возмущение в толпе. И она делает это, рискуя многим.
И Христос исцеляет ее, и вера ее спасает ее. И эта вера потребовала мужества, и она проявила его. Эта вера потребовала от нее поразительного самоотвержения, принятия позора на себя, и она сделала это и получила спасение.
Это был урок, прежде всего для Иаира. Наверное, Иаир, когда Спаситель отвлекся, обратился к женщине, в душе вознегодовал. Как же так, он, знатный человек пришел сквозь толпу этих нищих и больных людей к Учителю, а Учитель не обратил на него Свой взор? Обратил Свой взор на кого-то другого? Тем более что Иаир пришел к Нему с действительно важной просьбой, с великой мольбой своей души? А Спаситель предпочел говорить не с ним, а с кровоточивой презренной женщиной?
...Наверное, эта буря поднялась в душе Иаира, но именно может быть в этот момент Иаир нашел в себе силы преодолеть в себе гнев, преодолеть возмущение и вновь исполниться смиренной надежды. И тогда Спаситель направился в его дом, и тогда по дороге Иаир узнал, что дочь его уже умерла. Это было новое испытание для Иаира.
Вот, наконец, Учитель направился к нему, а дочь его уже скончалась. А если бы Он сразу пошел в его дом? Если бы сразу откликнулся на его просьбу? Возможно, дочь была бы спасена. Опять буря переживаний, буря страстей, чисто человеческих страстей. Может быть, и гнев и сомнение. Но Спаситель поддержал Иаира: Не бойся, только веруй.
Он пришел в дом Иаира. И что же увидел Иаир, который искренне хотел уверовать, что дочь его спасется?
Он увидел свою семью, своих домашних в ужасе, скорби. Они стенали оттого, что дочь его умерла. И опять вера Иаира подверглась испытанию. В дом, где только что умерла молодая девушка, вошел Спаситель, утверждавший, что она жива. Люди в горе, и когда они услышали эти слова Спасителя, они искренне возмутились и вознегодовали.
Но почему Спаситель говорил, чтобы все оставили Его в комнате с этой умершей девушкой? Опять начиналось новое испытание веры Иаира, и всех, наверное, его домашних. Гнев их отошел, и они вновь начали надеяться. Ибо если бы не было этой надежды, наверное, не было бы и воскресения дочери Иаира. И Христос совершил чудо. В результате которого умершая воскресла.
И обратите внимание на то, что Он даже в этот момент милосерден, любвеобилен по отношению к людям. Он говорит о том, что девушка не умерла, но спит. Он пытается так или иначе дать этим людям возможность успокоиться, проявить свою веру в то, что дочь Иаира будет здорова.
А далее Спаситель пригласил всех в горницу и говорил о том, чтобы дочь Иаира накормили, чтобы вернулись люди в свой обыденный круг вещей. Как это часто бывает и с нами, когда кто-то болеет у нас, а потом мы вдруг слышим, что нужно просто накормить этого человека и уложить его спать. Нам кажется, что болезнь уже ушла от него, что привычная для нас, спокойная жизнь возвращается.
И здесь Христос, как настоящий врач, как настоящий целитель не только тела, но и души, заботится не только о спасении дочери Иаира, но и о мире в ее доме. Как будто возвратил всех домочадцев Иаира к мирной размеренной жизни, когда дочь его была здорова.
А далее Спаситель опять-таки заговорил о том, чтобы никто не говорил о случившемся чуде. Почему Спаситель не единожды в Евангелии предупреждает о том, чтобы о чудесах Его говорили как можно меньше? Да потому что Он очень хорошо знает, что большая часть людей действительно ищет в вере прежде всего чуда, ищет, прежде всего возможности удивиться чуду, что-то получить от этого чуда. Большая часть людей, даже к Нему идущих, не стремится просто уверовать в Него, довериться Ему и пойти вслед за Ним по любому пути, по которому Он поведет, даже по пути страданий.
Он очень хорошо знает, как изменчив, как эгоистичен человек. И, конечно же, если узнают многие люди о том, что Он исцеляет болезни, воскрешает умерших, к Нему устремятся очень многие. Но не для того, чтобы исполнить Его слово, уверовать в Него, как в Спасителя, а только для того, чтобы что-то получить от Него.
Он знает, что такие искусительные мысли входят в сознание даже апостолов. Что же говорить о других?
Его чудеса это не попытка привлечь к Себе людей, увлечь Своей способностью преодолевать законы естества, как нередко бывает в наши времена.
Его чудеса это прежде всего проявление Его любви. А с другой стороны это испытание нашей с вами веры.
Веры не только тех, кто жил тогда, но и веры тех, кто живет сегодня. Кто тоже чает чудес и часто не задумывается о том, откуда исходят эти явления, нарушающие законы природы.
От Бога или от дьявола?
Важно лишь, чтобы было чудо, чтобы мы получили то, чего нам очень хочется.
Будем помнить о том, дорогие братья и сестры. Чтобы в нашей жизни ни случилось, Христос всегда готов прийти к нам на помощь, Будем помнить о том, дорогие братья и сестры. Чтобы в нашей жизни ни случилось, Христос всегда готов прийти к нам на помощь, точно так же, как Он готов был прийти на помощь Иаиру. Но нужно лишь одно. Нужно взять на себя труд нести бремя веры. То самое бремя, которое окажется на самом деле даже очень легким, когда мы уверуем. Но это самое трудное.
Пусть же Иаир, такой же, как мы, немощной и грешный человек, так же, как мы очень часто, эгоистично, наверное, подходивший к Богу, но в какой-то момент безраздельно отдавшийся Его воле, будет для нас с вами подобающим примером, чтобы в нашей жизни ни случилось, будем подобно Иаиру прибегать к помощи Божией. Будем подобно кровоточивой женщине не смущаться своей немощи и скорби, не боясь обречь себя на позор со стороны окружающих людей, на поношение с их стороны, будем исповедовать веру во Христа, и по нашей вере да будет нам. Аминь.
(постинг via ReRe ВКонтакте)