… Пока в apaбских городах и поселках, в Акко и Лоде относительно спокойно. С начала войны израильские apaбы в целом проявляют если не лояльность, то нейтралитет по отношению к действиям Израиля в секторе Газы и на территории Палестинской автономии. О том, какими настроениями живет «apaбская улица», и какие перемены произошли в последнее время в сознании этой части населения страны, мы поговорили с доктором Диной Лиснянской - экспертом по исламу Академического центра Шалем и Университета им. Рейхмана Петр ЛЮКИМСОН
- Госпожа Лиснянская, давайте начнем с того, как apaбская общественность и, в первую очередь, журналисты и политики разного калибра отреагировали на события 7 октября?
- Безусловно, первой реакцией был шок. Многие израильские apaбы попросту не могли поверить, что их соплеменники дошли до такой степени жестокости. Но почти сразу стало ясно, что по отношению к случившемуся между apaбскими политиками, а значит, и внутри того, что принято называть общиной израильских apaбов, единства нет.
Как вы наверняка помните, почти сразу после событий 7 октября лидер партии РААМ Мансур Аббас однозначно осудил действия ХАМАСа, заявил, что это - не путь ислама. И добавил, что после случившегося apaбы Израиля не могут даже выходить на демонстрации в поддержку сектора Газы, так как то, что сотворили террористы, опасно и для их соплеменников, которые должны показать, что ничего общего с этим иметь не желают. При этом обратите внимание: РААМ - это именно исламская, а не просто apaбская партия.
В то же время лидер «Объединенного apaбского списка» Айман Удэ высказался в том духе, что, конечно, то, что сделали боевики ХАМАСа, - это плохо, но мы, дескать, понимаем, почему такое произошло. То есть полностью осудить случившееся он отказался, даже в каком-то смысле оправдал нападение «продолжающейся оккупацией» и призвал к пониманию того, почему ХАМАС «слетел с катушек».
Но вышесказанное отнюдь не означает, что в отношении к ХАМАСу израильские apaбы раскололись на две части. Частей на самом деле гораздо больше. Возьмем для примера такой город, как Тайбе. Здесь уже в октябре проявилось несколько векторов. Первый составили те жители, которые посчитали своим долгом как-то помочь пострадавшим жителям юга страны и стали делать это открыто.
Другой вектор составили те, у кого такая реакция соплеменников вызвала неприятие и озлобление. Это противостояние хорошо иллюстрирует история владельца велосипедного магазина в Тайбе, который подарил велосипеды детям из разгромленных мошавов и кибуцев, после чего ему подожгли магазин и честно предупредили, что еще один такой жест - и запылает его дом вместе с семьей.
Но в том же Тайбе, как выяснилось, очень многие жители тайно жертвовали пострадавшим деньги и одежду, и это уже третий вектор. Нашлись и такие, кто пытался организовать в городе демонстрации и другие массовые акции протеста в поддержку ХАМАСа, но они были пресечены полицией.
Читайте полностью:
На apaбской стороне улицы - Вопрос в том, какова геометрическая сумма этих векторов, то есть куда в итоге направлено общественное сознание. Что по этому поводу говорят опросы?
- Все опросы свидетельствуют о том, что основная часть израильских apaбов осудили то, что произошло. Более того, если раньше абсолютное большинство apaбов идентифицировало себя как палестинцы и израильтяне одновременно, то после случившегося очень отчетливо выявилась группа, определяющая себя именно как израильтяне, поскольку очень многие распростились со своими иллюзиями по поводу ХАМАСа и подобных организаций и уж точно не желают жить под их эгидой или каким-либо образом их поддерживать.
- И все же главный вопрос сводится к тому, какой характер имеет нынешнее относительное спокойствие в apaбском секторе. Означает ли оно, что израильские apaбы будут придерживаться его до конца войны, или это затишье перед бурей, и впереди нас ожидает взрыв, подобный событиям осени 2001-го или весны 2021 года?
- Этим вопросом задаются абсолютно все. Нет сомнений, что нынешнее спокойствие во многом обусловлено запретом на проведение пропалестинских акций и тем, что полиция пока неукоснительно следит за его соблюдением. Но такая правозащитная пропалестинская организация, как «Адалла», уже несколько раз обращалась в БАГАЦ с требованием отменить запрет. При этом ее представители, разумеется, утверждают, что не поддерживают ХАМАС, а выступают против войны и сочувствуют страданиям жителей Газы. Но все понимают, что если такие демонстрации начнутся, они в итоге выльются в беспорядки в apaбском секторе, и это может привести к возгоранию как в Восточном Иерусалиме, так и в других районах Израиля, прежде всего, - в городах со смешанным населением. Так что ответ на заданный вами вопрос зависит о того, насколько БАГАЦ будет сдерживать поползновения радикальной части израильской apaбской общины к эскалации с использованием вполне законных в демократическом обществе инструментов.
Баланс сил, который сложился в apaбской общине, очень зыбок, но пока, как видите, сохраняется. Тут есть еще один важный сдерживающий фактор: многие израильские apaбы испугались реакции евреев и Израиля как государства на случившееся. Испугались не на шутку. Многие откровенно боялись линча, и в октябре тысячи из них по этой причине просто не вышли на работу. Но сейчас идет процесс возвращения к рутине, к обыденной жизни, пусть и в новой реальности. Этот момент уже очень близок, и вот после него могут обозначиться некие новые повороты.
Полностью читайте в журнале «
ИсраГео»
Подписывайтесь на
телеграм-канал журнала «ИсраГео»!