Ещё в одном обсуждении всплыла тема мемориалов жертвам. Опять ставится ложный выбор, что важнее - скорбеть или помнить о смысле событий.
Давайте разберёмся. Слово памятник - от слова память, а не от слов покорность или плач. Кроме того, понятие "память" относится к мышлению и общению, а "слёзы" относятся к эмоциям. Память это общественное явление, а эмоции личные. Вызвать слёзы гораздо проще, чем объяснить смысл события. Некоторые истории вообще невозможно понять в детском и раннем возрасте - личность ещё имеет слишком мало опыта жизни в обществе, чтобы сопереживать чужой боли. Советским детским писателям и редакторам нужно было виртуозно владеть словом, чтобы правильно объяснить про Керченские катакомбы, про блокаду и про пионеров-героев, и все эти истории обращались к разуму, они показывали смысл поступков и как эти поступки повлияли на жизнь других людей.
Учитель тем и отличается от манипулятора, что учитель учит думать, учит понимать связь между своими поступками и последствиями, а манипулятор просто жмёт на кнопочки эмоций в голове, вызывает слёзы и требует делать то, что он прикажет. Обращение к эмоциям, а не к разуму - это признак манипуляции.
Если вместо борьбы за ваше будущее вас заставляют плакать, если от вас требуют внеклассовой солидарности "во имя" и "от лица" тех ли иных жертв, значит, вас хотят поставить на колени те же самые силы, которые виновны в этих жертвах.
Именно это было сделано, например, в ходе американской акции БЛМ (black lives matter), когда правящий класс, прикрываясь именем убитого Мартина Лютера Кинга, насильно, под угрозами осуждения, ставил людей в разных странах на колени и приучал к покорности. Когда Мартин Лютер Кинг встал на колени, он перестал быть борцом, это был уже не тот прежний Мартин Лютер Кинг, а чуточку другой. Но именно этот покорный Мартин Лютер Кинг и нужен правящему классу в качестве примера для подражания. Во время БЛМ никто не вспомнил про поднятые кулаки Томми Смита и Джона Карлоса, а ранний лозунг БЛМ - "ешь богатых" - был быстро заменён на культ Флойда-пассивной жертвы.
Абсолютно по той же самой причине русскую культуру в буржуазных странах уже много лет старательно сводят к христианской мистике Достоевского. Молодой Достоевский из кружка петрашевцев ведёт к борьбе за своё будущее, а старый сломленный Достоевский, стоящий на коленях перед религией и правящим классом, ведёт к покорности. Однако даже у этого Достоевского остаётся тот же Мышкин - и именно поэтому у Достоевского в пропаганде выпячивается всё самое реакционное и эмоциональное, а драма, наоборот, высмеивается в идиотских шутках ("десять старушек - уже рубль"), чтобы эта часть отторгалась. Тем самым психику людей тащат обратно в детский возраст, когда человеком легче манипулировать.
Герои и злодеи - это в первую очередь образцы поведения, на которых объясняют, что такое хорошо и что такое плохо. Борцы и мученики - это в первую очередь роли, с поведения которых при жизни люди будет брать пример.
И кого пропаганда выбрала образцами для подражания, показывает, какой образ мыслей и поведения правящий класс хочет привить обществу, какими правящий класс хочет видеть вас и людей вокруг вас.