ПРОИЗВОЛ ПОЛИЦИИ

Mar 07, 2012 19:04

Дагестан: по факту массовых задержаний и избиений жителей Магарамкентского района расследуется уголовное дело

07.07.2011

Правозащитному центру «Мемориал» стало известно, что по факту массового задержания и избиения жителей Магарамкентского района Республики Дагестан расследуется уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного п.«а» ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Ранее ПЦ «Мемориал» сообщал об избиении полицейскими молящихся мусульман мечети в с.Советское.
Напомним, что 13 мая 2011 года в Республике Дагестан несколько десятков вооруженных сотрудников Магарамкентского РОВД окружили мечеть села Советское, где в этот момент проходила пятничная молитва. Затем они ворвались, не снимая обувь, в мечеть, грубо прервали молитву и, не объясняя причин, начали выводить из мечети и грузить в машины, на которых приехали, верующих. Были задержаны и доставлены в РОВД все люди, находившиеся в тот момент в мечети (около 80 человек). Все люди, доставленные таким образом в РОВД, были подвергнуты оскорблениям и унижениям, некоторым из них угрожали, некоторых избили.
Сотрудники Правозащитного центра «Мемориал» после этих событий несколько раз посещали село, где опрашивали местных жителей, включая и тех, кто подвергся незаконному задержанию 13 мая. 3 июня 2011 года с.Советское посетил Председатель Совета ПЦ «Мемориал» Олег Орлов, который также опросил местных жителей, поговорил с адвокатом, представляющим интересы потерпевших, опросил главу администрации села.
На основании собранной информации сложилась следующая картина произошедшего. Село Советское расположено в равнинной части Магарамкентского района Республики Дагестан (юг республики). В селе проживают около 5 тысяч человек разных национальностей.
В селе имеется одна единственная небольшая мечеть, построенная в 1998 году. Большинство жителей села, формально будучи мусульманами, особой религиозностью не отличаются и крайне редко посещают мечеть. На свадьбах, похоронах и др. важных жизненных событиях они справляют религиозные обряды, согласно принятым в Дагестане суфийским традициям. Практически этим и ограничивается их участие в образе жизни, предписанным Исламом. Лишь небольшая группа стариков (порядка двадцати человек) регулярно посещала мечеть для совершения пятничных намазов. Вёл пятничную молитву для этой группы верующих, а также совершал обряды для остальных жителей села, местный имам, - достаточно пожилой человек, проживающий тоже в Советском.
Так продолжалось вплоть до второй половины 2000-х годов. С этого времени в этом селе появилась новая группа верующих, которые придерживаются салафитского течения в исламе. Их неформальным лидером стал местный житель Саид Гериханов, студент политехнического института в г. Махачкала. В 2008 году он, после завершения учёбы, вернулся на постоянное проживание в село. С этого момента к этой группе начали примыкать новые люди. В результате, общее количество «новых верующих» приблизилось к 80. По возрастному составу абсолютное их большинство составляют молодые люди от 18 до 28 лет, есть школьники старших классов и несколько человек более старшего возраста - от 30 до 55 лет.
Никаких конфликтов с властями у этой группы не было. Верующие, входящие в эту группу, не употребляют алкоголь, наркотики, не курят, не совершали ранее никаких противоправных поступков, правоохранительные органы не предъявляли к ним никаких претензий. 3 июня в ходе беседы сотрудников «Мемориала» и главы администрации села Советское Сергея Хедирова, последний сообщил, что у него нет и не было никаких претензий к этой группе верующих и к её лидеру.
Конфликтная ситуация создалась между двумя группами верующих. «Новая» община, составляющая на конец 2010 года большинство верующих, регулярно посещающих мечеть, избрала, согласно нормам ислама, нового имама мечети. Им стал Саид Гериханов. «Традиционная» община, состоящая преимущественно из пожилых людей, не пожелала этого признавать и по-прежнему считала законным лишь прежнего имама и проявляла недовольство «самовольством молодёжи». Впрочем, ни одного акта насилия или столкновения с применением силы не было. Новый имам вёл пятничные молитвы. (При этом прежний имам также вел пятничную молитву, ему никто не препятствовал. Некоторое время, первоначально молитву совершал старый имам, затем - молодежь) При этом Гериханов не претендовал на право прежнего имама проводить религиозные обряды в селе на свадьбах, похоронах и т.п. Впрочем, «новые» верующие, придерживаясь салафитских взглядов, вообще отрицали такую форму обрядности, которая принята в «традиционном» для Дагестана суфийском течении ислама.
В начале весны 2011 г. в Магарамкентском районе был назначен новый начальник РОВД Ш.Ахмедов. Вскоре после этого заместитель начальника РОВД пригласил к себе на профилактическую беседу Саида Гериханова. По словам Гериханова, беседа прошла конструктивно и мирно. Замначальника РОВД сказал, что у него нет претензий к новому имаму мечети в Советском, он не считает его радикалом, но опасается, как бы экстремисты не использовали его и «новую» общину в своих целях. Имам обещал, что этого не произойдёт.
13 мая Саид Гериханов отсутствовал в селе и пятничную молитву в мечети проводил его заместитель. На молитву собралось около 80-ти человек - большинство жителей Советского (исключительно из «новой» общины) и несколько человек из соседних сёл. Неожиданно молитва была прервана вошедшими вооруженными сотрудниками РОВД. Они не снимая обувь, вошли в мечеть и заявили, что должны доставить всех присутствующих в РОВД. Вместо объяснений заявляли что-то невнятное, вроде: «Ваше время закончилось!». Тех, кто протестовал, брали под руки и выводили насильно.
Около 13:30 людей загрузили в «Газели» и другие автомашины и отвезли в райцентр с. Магарамкент - к зданию РОВД. Там их завели во двор здания. При этом милиционеры (процесс переаттестации на полицейских в Дагестане продолжается) нецензурно ругались, некоторые из задержанных получили удары дубинками.
Во дворе РОВД задержанных верующих продержали около дух часов, при этом жителей других сёл отделили от жителей Советского.
После двух часов стояния во дворе один из верующих Аслан Агабеков спросил находившегося здесь начальника службы участковых по району - можно было бы тут совершить молитву?. После чего Агабекова завели в кабинет, расположенный на втором этаже РОВД, и через открытые окна люди во дворе услышали, как его бьют.
Затем задержанных по 2-3 человека стали заводить в кабинеты. Начали с тех, у кого есть борода. Вначале у большинства снимали отпечатки пальцев, а затем начиналась странная процедура, не укладывающаяся в рамки закона. Сотрудники органов внутренних дел, а так же некие люди в масках не задавали каких-либо конкретных вопросов. Происходящее имело характер откровенного запугивания. «Зачем ходишь в мечеть?», «Почему носишь бороду?», людям более старшего возраста - «Зачем водишься с этой молодёжью?». От всех требовали прекратить посещать мечеть. Школьникам угрожали, что в случае продолжения посещения ими мечети, их родителей лишат родительских прав. Около двадцати человек избили (нескольких сильно) - по-видимому тех, кто позволил себе вести независимо, возражать или задавать вопросы - на каком основании их сюда доставили, жестоко избили. У тех, кто носил большую бороду, её остригали ножницами, некоторым остригали и часть волос на голове.
Людей, прошедших через подобные «допросы», унижения и (или) избиения отпускали.
Вся эта процедура продолжалась с 13:30 до примерно 18 часов.
Протоколом об административном задержании или каких-либо иных документов освобождаемым людям не вручали.
Житель Советского Рудлан Иейланович Ханбутаев был сильно избит в РОВД, в связи с чем после освобождения он был доставлен в районную больницу, где ему оказали первую помощь, а затем в больницу г.Дербент, где ему сделали рентген. У него были засвидетельствованы результаты побоев.
Так же справки, где зафиксированы ушибы и гематомы, получили в ЦРБ г. Дербент Амахан Габибулахович Амаханов, Саман Исабекович Сефербеков, Эльман Дустарханович Сулейманов и Рудлан Канбутаев.
В последующие дни двадцать человек подали жалобы в органы Следственного Комитета. Уголовное дело по факту превышения должностных полномочий расследует следователь районного СУ СО СК РФ по РД. Как удалось выяснить адвокату, представляющему интересы заявителей, в ходе расследования уже выявилось, что проводимое мероприятие полицией никак оформлено не было, доставление задержанных лиц в РОВД не зафиксировано, выезд сотрудников РОВД в село Советское вообще не оформлен. То есть, эта операция изначально была незаконная, даже и без фактов избиений и унижений доставленных в РОВД лиц.
Однако по впечатлениям пострадавших и их адвоката, следователь не стремится объективно расследовать произошедшее. Они выражают опасение, что сотрудники РОВД будут уведены от ответственности. Подобное развитие событий имело бы самые негативные последствия для развития ситуации в Дагестане.
Уже после произошедшего в селе прошли две встречи (схода) жителей села, посвящённые обсуждению конфликта. Несмотря на то, что присутствующие на них представители РОВД пытались отрицать, что они совершили что-либо противоправное, эти «сходы» имели один положительный результат. Было достигнуто соглашение между двумя группами верующих о проведении общих пятничных молитв. (Это соглашение было не во время встреч, а при посредничестве какого-то местного авторитета. И на данный момент пятничные молитвы идут отдельно. Вначале молится старый имам, со своими сторонниками, затем молодежь).

Произошедшее вызвало широкий резонанс в среде верующих в Дагестане. Реакция в среде салафитских общин очевидна - возмущение. Впрочем, имеют место и случаи очевидной дезинформации. Распространяются слухи о том, что члены салафитской общины в Советском, якобы навязывали свой образ жизни, своё отношение к нормам ислама остальным жителям села. Сотрудники «Мемориала», посетившие село Советское, свидетельствуют, что подобные измышления не имеют ничего общего с реальной обстановкой в Советском.
Методы «профилактики экстремизма», продемонстрированные 13 мая 2011 года сотрудниками Магарамкентского РОВД, безусловно ведут лишь к усилению экстремизма. Теперь реальным экстремистам стало гораздо легче вести свою пропаганду среди верующих Дагестана.

См. также: http://www.memo.ru/2011/05/17/1705113.html
Previous post Next post
Up