Продолжение...
Далее автор знакомит нас с понятием "множественной композиции" или "поликадра". Поликадр - это прием разбиения экрана на несколько кадров параллельно. Выводы, которые делает Соколов:
1. Каждый раз когда ты вставляешь поликадр, ты должен быть уверен что он нужен. Т.е. если его можно заменить на последовательные кадры и не потерять ничего - то скорее всего он не нужен.
2. В поликадре важен маршрут. Нужно заранее продумать маршрут, по которому будет гулять взгляд (а соответственно и восприятие) зрителя.
3. Чтобы не испугать зрителя разбросом кадров, необходимо собрать его концентрацию на кадре. Опыт автора подсказывает, что сходящиеся к мнимой точке линии пространства (как на нижнем рисунке) собирают внимание лучше, чем расходящиеся (как на рисунке сверху)
Чтобы было понятнее, такой поликадр:
лучше, чем такой:
4. Обязательна организация последовательности действия в частях кадра, составляющих композицию.
5. Рамка между кадрами множественной композиции обязательна!
Глава 3.
В которой Соколов расскажет о приемах монтажа.
* Последовательный монтаж
= Действие происходит без видимых разрывов во времени и действии.
* От общего к частному, от частного к общему.
= Понятно из названия...
* Параллельный монтаж.
= Поочередно показывать экранные образы двух или более событий, происходящий одновременно в разных местах , но объединенных единым сюжетом.
* Рефрен в монтаже.
= Это хорошо и полезно.
* Ассоциативный монтаж.
= Показывается не сильно связанные кадры, создающие ассоциации. Например, показать плохо пишущего парня, а потом курицу, которая лапой что-нибудь делает.
* Тематический монтаж.
= какой-то кусок фильма, содержащий более четырех кадров, объединенных одной темой... И в основном только ей.
* Аналитический монтаж.
= последовательность кадров, содержащих детали или элементы какой-то сцены или события, без показа этой сцены общим планом. Вроде как показываешь несколько кусков массовой драки и складывается ощущение, что ты ее посмотрел всю.
* Монтаж по мысли.
= человек за кадром рассказывает, и в зависимости от его слов меняются кадры.
Далее автор рассматривает ход времени на стыке кадров и как его можно смягчить. Рассказывает про "перебивку" - кадр, который не содержит объектов съемки, который помещают между кадрами внутри сцены, чтобы смягчить её. Рассказывает немного про поэтический, клиповый и ритмический монтаж, а также про затемнение, наплыв, вытеснение и стопкадр.
В последней, 4-й главе автор дает несколько советов о том, что нужно делать захлесты при съемки (останавливать съемку не сразу, а через несколько секунд), советует не повторять кадры, делать случайные кадры "в запас", делать длительность кадров согласно драматургии и делать несколько вариантов съемки одного и того же действия/ объекта. Напоследок напоминает, что объективность и творчество не уживаются.
В последнем разделе Соколов предлагает 10 упражнений по монтажу с ответами.
Приятного чтения.