Бадний день и Божич в Сербии

Jan 07, 2022 20:21



***
(Продолжение)
Приготовления к празднованию Божича начинаются накануне Сочельника, в так называемый Туцин-дан (туцати - закалывать). В этот день на заре собираются изо всего дома стулья, скамьи и прячутся на чердак или в какое-либо другое место, чтобы на Бадний день их не трогали, иначе скоту угрожает хромота; прячут также железные кочерги, щипцы и треножник, на котором ставят котел, и все заменяют деревянными. В этот же день убивают поросенка, предназначенного для печеницы (жареного), куском соли, - в Сербии употребляют исключительно каменную соль, - на который и собирается кровь от заколотого животного. Соль эту дают потом скоту, чтоб был здоров и плодился. Кто кого-либо на Туцин день или на Бадний день ударит, будет в наступающем году страдать от чирьев: потому в этот день дети шалят беззаботно, зная, что их никто не посмеет тронуть. Не следует также в эти дни поминать о ведьмах, вампирах, чертях и всякой нечистой силе; брань приносит несчастие; надо избегать даже дурных слов, всем должно быть весело и приятно: так в Бадний день не скажут про жареное «окрени» (поверни), не скажут даже «завыл волк», а «завеселился весельчак».
На Бадний день до восхода солнца хозяин идет в лес и выбирает бадняк; найдя молодое дубовое дерево, он намазывает медом или посыпает пшеницею место, где хочет рубить, и, обращаясь к дереву, говорит: «добро ютро, бадняче, наш миле батоле, да си нам жив и здрав, младичу».1) На это кто-либо другой отвечает за бадняк: «сеците на ту и ту с те и те стране. Ту є наша старост и смрт».2) В Черногории, подойдя к выбранному заранее дереву, доматин снимает шапку, крестится на восток и начинает рубить, говоря: «Помози мне Боже и Божичу». По тому, как упал бадняк и как отломился, гадают, счастлив ли будет год или нет: если обрубок выступает клином - счастье, если выемка - дурной год.
Рубят дерево только с одной стороны, потом сваливают одним ударом; упасть бадняк должен непременно на восток, иначе принимаются за другое дерево; домой приносится бадняк хозяином или самым почитаемым в доме человеком и прислоняется к кровле; при этом поют:
Ето нама милог Бога,
Младича Божича,
Младича Божича!
И са ньиме свако добро,
Младича Божича,
Сварожича Божича!
Свако добро, свака сретя,
Сварожича Божича
Сварожича Божича!3)
Вершина от срубленного дерева употребляется иногда вместо кочерги, а потом хозяйка привязывает к ней связку льна и бросает на крышу; в Боснии этой верхнею веткой обмахивают домашний скот на привязи, приговаривая: «пошушкам я тебе, док ниєси мене, и да те пошушка никад шушковац, да нас сачува Бог и Св. роденье Христово и на овай веселяк, да будете вазда здраво и весело. Амин»4)
В Черногории возвращающегося с бадняком хозяина хозяйка встречает у ворот, держа в одной руке пшеничный кóлач (род пирога), а в другой стакан вина; «добро ютро и честит ти Бадний дан!» - говорит он ей, а она отвечает: «добра ти сретя и с тобом за єдно и ови и сваки други!»5) Потом доматин откусывает с трех сторон колача по куску и запивает вином.
В это же время на дворе приступают к жаренью накануне убитого поросенка, получающего название печеницы, божуры, заоблицы или веселицы; в Герцеговине его начиняют печенью, погачею (пресная лепешка), жиром, изюмом и одним померанцем; иногда же петухом, в которого зашито яйцо, и жарят пока яйцо не лопнет - тогда печеница готова. Натыкая поросенка на вертел - длинную деревянную жердь - и снимая, стреляют из ружей и пистолетов. Изжарить хорошо печеницу нелегко; надо, чтобы огонь был сбоку, чтобы дым относило в сторону, чтобы жар был ровный; лучше всего жарить над ямой, наполненной виноградною лозой, которой дают перегореть: она потом долго держит жар. Тот, кто жарил печеницу, не должен в продолжение месяца кормить скотину: в противном случае она будет болеть и беситься. Во время жаренья печеницы поют песни, например:
У Божича три ножича
Ой Божо ле
Ой Божо мой!
Єдан сиече печеницу,
Ой Божо ле и т. д.
Други сиече гибаницу,
Ой Божо ле и т. д.
Трети риєже чиєсницу,
Ой Божо ле
Ой Божо мой!6)
Когда смеркалось, нас позвали смотреть, как внесут бадняк. Наполнив мешок соломою, хозяйка три раза обходила вокруг дома с ребятишками, кудахтая, как наседка; они же пищали, как цыплята: квох, квох, квох; нью, нью, нью, слышались голоса, смолкавшие при нашем приближении; войдя в комнату, где горел очаг, хозяйка и дети разбросали по полу солому, которая должна пролежать три дня и быть сожжена в сливняке, чтобы хорошо уродились сливы; на солому бросали орехи, которые дети спешили подбирать, продолжая подражать писку цыплят.
В Боснии рассыпают солому по всему дому, приговаривая: «Куд год се просипала ечмена слама, развила се Христова слава! Нашем доматину и дому и свему роду хриштянскоме даровао Господ Бог мир, благодет и славу до виека».7) Свясла с этих снопов соломы сохраняются до Рождества, и после обеда, свернув их кругом, рассыпают по ним зерна и кормят домашнюю птицу, приговаривая: «Как вместе кормились, так вместе и неситесь» или «как куры вместе кормились, пусть так и овцы вместе ягнятся».
Когда солома была разбросана по полу, и все домашние собрались, все стихло, и хозяин, надев рукавицы и шапку, вошел, неся бадняк комлем вперед, и сказал: «добро вам вече и честит Божич», а хозяйка с прочелья (красный уголь) отвечала ему: «а ти жив и здрав био»,8) и стала посыпать своего мужа разным зерном и особенно пшеницею, в которой с утра лежала первая щепка от бадняка.
На огонь бадняк кладут так, чтобы комель выступал наружу, и над ним целуются пастухи, чтобы овцы любили своих ягнят; этот же конец бадняка целуют и входящие в дом, и нам говорили, что в старину произносили, обращаясь к бадняку, особую молитву, повторить которую, однако, нам не могли. В Груже, юго-восточной части Шумадии, бадняк мажут медом, который дети облизывают. За горением бадняка следят внимательно и обещают ягненка тому, кто первый заметит, что он перегорел. Между обгоревшими кусками проходят, приговаривая: «Прошел между двух огней и третьего не боюсь». Все, кто это делали, не боятся в течение года горячки; в некоторых домах мальчики прыгают через перегоревший бадняк, чтобы плодились телята, ягнята и пестрые ярки. Когда вносят бадняк, в Боснии говорят: «добра вече, честита бадня вече»; на что отвечают: «дао вам Бог добро! Честите вам душе и честите вам веселяцы (бадняцы) били».9)
Поют также песни, например:
Божич, Божич, бата
Носи киту злата
Да позлати врата,
Обоя поболе
И сву кутю до края.10)
В Герцеговине, положив бадняк на огонь, стреляют из ружей, и хозяин, держась за бадняк, поет:
О-ой! Добро нам вечер умркнула,
А на боле ютро освануло;
Добро ютро, Христово Рожанство,
Сваког нам добра дониело,
А найвише здравля и веселя.11)
Хозяйка мажет бадняк маслом, чтобы сливки густо снимались на скопах и чтобы много выходило масла.
В Шумадии, как и в Черногории, кладут только один бадняк, в Боснии три и пять, а в некоторых местностях по числу живущих в доме; в Подибре три бадняка, из которых один называется бадняк, другой баднячица, а третий их дитя. Виденный нами бадняк был всего вершков в пяти в комле, но в Герцеговине срубают целые деревья, которые на трех или четырех парах волов волокут в самый дом и оставляют у очага, выгоняя волов в противоположные двери. Иногда внесший бадняк доматин «напивает здравицу», то есть пьет здоровье своих домашних; в Черногории же, положив бадняк, он делает на нем засечку ножем и, отрезав кусок подаваемой ему погачи (лепешки), кладет на засеченное место, поливая вином из глиняного сосуда, крчаге, и говоря: «здрав бадняче, вечеляче! Ми теби вина и погаче, а ти нам здравля, мира, мушке деце, рода, плода и сваке добре срете».12) Потом сам доматин, а за ним вся семья по старшинству, отливают понемногу вина; в это время стреляют. Обычаи эти соблюдаются по всей Черногории, и на Цетинье владетельный князь Черногории вносит сам бадняк во дворец свой.
Положив бадняк на огонь, его трижды двигают вперед; когда же он перегорит, то, надев рукавицу, берут верхний кусок, обносят вокруг ульев и кладут на какую-нибудь молодую сливу или яблоню, чтобы хорошо уродились плоды. В Рисне (Risano, в Боке Которской) бадняки украшают лаврами, а в Герцеговине на Бадний день весь дом убирают плющем и зеленью, и даже на нивах втыкают ветки дуба и плюща, чтобы хлеба были зелены, как плющ, и густы, как дубовый лист.
Стадо в этот день гоняют особыми прутьями, называемыми малыми бадняками, и которые должны быть срезаны непременно нечетным числом ударов ножа. Пастухи держат свои стада врозь, не разговаривают друг с другом и домой пригоняют скот поздно, когда уже смеркнется; доматин выходит к воротам и становится по одну сторону, пастух по другую; оба держат в руках зажженные восковые свечи, и скот проходит между ними: пастух считает его своим прутом, малым бадняком, а доматин молится Богу, чтобы стадо не подвергалось дурному глазу; потом пастух берет от хозяина огниво, стискивает зубами и говорит: «сколько я повредил этому огниву зубами, пусть столько же вреда будет нашему дому от злых людей, а нашему скоту от волков». В Боснии пастухи ломают приготовленный для них колач на голове первого вошедшего во двор домашнего животного. Этот колач, называемый тогда навратняк, дается пастуху хозяйкой у самых ворот: она поворачивает колач в руках, и пастух должен зубами выхватить три куска, которые он прячет за пояс, а на другой день, то есть на Рождество, смешав с солью, дает скоту, чтобы и тот разговелся.
Князь А. Церетелев
(Продолжение будет)
Иллюстрация из журнала "Русский Паломник", 1896 г., № 51, с. 817
***
1) То есть: доброе утро, бадняк, наш милый братец (или батюшка), будь нам жив и здоров, молодец!

2) То есть: рубите нас там и там, с той и с той стороны. Тут наша старость и смерть.

3) То есть: вот нам милый Бог, молодой Божич, молодой Божич! И с ним всякое добро, молодого Божича, Сварожича Божича, Сварожича Божича! всякое добро, всякое счастье, Сварожича Божича, Сварожича Божича! (Милоевич, Песме и обичаи).

4) То есть: обмахну я тебя, пока не ты меня, и да не обмахнет тебя никогда «шушковац» (род растения), да сохранит нас Бог и Св. Рождество Христово и на этот веселяк (бадняк), да будете всегда здоровы и веселы. Аминь.

5) То есть: «доброе утро и счастливый тебе Бадний день». Ответ: «доброе тебе счастье и с тобой вместе и этот и всякий другой (день).

6) То есть: у Божича три ножичка, ой Боже ле и пр. Один режет печеницу, другой гибаницу (род сырников), третий чесницу (сдобная лепешка), ой Боже и пр.

7) То есть: где рассыпалась ячменная солома пусть развивается Христова слава! Нашему доматину и дому и всему роду христианскому даруй Господь Бог мир, благодать и славу на веки.

8) То есть: «добрый вам вечер и счастливый Божич»; ответ: «а ты будь жив и здоров».

9) То есть: «добрый вечер, счастливый Бадний вечер». Ответ: «дай вам Бог добро, да будут счастливы ваши души и ваши бадняки».

10) То есть: Божич, Божич братец несет пучек золота, чтобы позолотить двери, обе получше и весь дом до края.

11) То есть: хорошо нам вечер смеркся, а чтобы лучше утро светало, хорошее утро, Христово Рождество, всякого бы нам добра принесло, а всего больше здоровья и веселья.

12 То есть: будь здрав бадняк веселяк! Мы тебе вина и погачи, а ты нам здоровья, мира, детей мальчиков, урожая, плодов и всякого хорошего счастья.

из старых журналов, Церетелев, Русский Вестник

Previous post Next post
Up