Святыни Кавказа

Feb 25, 2015 12:57

I. Мцхетский собор
(Окончание)
Внутри собора, прежде всего, обращает на себя внимание колоссальный лик Спасителя на горнем месте. Мцхетский собор называется грузинами Свети-Цховели, что значит «Животворящий столб». Такое название получилось вследствие того, что существует предание, будто собор построен на том месте, где был погребен хитон Спасителя. Здесь росло дерево, источавшее мvро. Пень этого дерева находится внутри собора с правой стороны и покрыт некоторым подобием часовенки. Еврейский первосвященник Авиафар, потомок первосвященника Элиоза, обращенного св. Ниною в христианство, говорит по этому поводу следующее:
«Я, Авиафар, расскажу вам, братия, повествование, слышанною мною от родителей моих, а также переданное мне в письмах, полученных мною из Иерусалима. Когда царствовал Ирод в Иерусалиме, мы получили известие, будто персы пленили св. город. Эта тяжелая весть повергла в скорбь евреев карталинских, живущих в Мцхете и священников бодбийских, книжников кодис-харойских, ханаанских переводчиков книг закона Моисеева. После долгого обсуждения решились они идти на помощь св. граду. Но через несколько времени пришло другое известие, гласившее, что персы пришли не покорять Иерусалим и вообще не с каким-либо злым умыслом, а принесли дары богатые: золото чистое, целительную смирну и душистый ладан, и что искали они отрока мужеского пола, рожденного от колена Давидова и от одной только жены (не имеющей мужа). Называли персы этого отрока царем иудейским и нашли его в городе Вифлееме в убогом доме и принесли ему там свои дары, а затем мирно возвратились домой. Эта весть возбудила большую радость среди карталинских евреев. Прошло с того времени тридцать лет, как вдруг однажды прадед мой Элиоз получил от иерусалимского первосвященника Анны следующее письмо: “Тот, для которого персы приносили дары свои, вырос, возмужал и называет себя сыном Божиим; теперь, если желаешь, приходи к нам, чтобы видеть смерть его, которой он будет подвергнут согласно закону Моисееву”.
Прадед мой Элиоз, человек уже старый, но имевший еще живую мать и сестру Сидонию, собрался ехать по призыву Анны и, когда прощался с матерью, то она сказала ему: “Тот, кого осудили на смерть - Пророк есть; Он тайна премудрых, скрытая от начала веков, он свет всех людей и жизнь вечная. Исполни повеление царское, иди туда, куда зовут тебя, но не присоединяйся к делам, ищущих смерти Праведника”. Элиоз со вниманием выслушал наставление матери и отправился в Иерусалим в сопровождении многочисленной свиты, а также военачальника Карснийского Лонгина. Им всем пришлось видеть осуждение и распятие Христа и великих знамений природы, сопровождавших смерть Учителя. В то время, когда палачи гвоздями прибивали Иисуса к кресту, мать Элиоза, жившая во Мцхете, услыхала удары молотов и громко воскликнула: “Прощай царство Израиля, предали смерти Учителя и Спасителя мира. Народ иудейский теперь будет повинен в крови его; горе мне, что я не умерла раньше этого дня, я не слыхала бы этих ужасных звуков”. Произнеся эти слова, она моментально умерла. Известно из Писания, что распинатели метали жребий об одежде Христа; могу сообщить вам, что хитон Богочеловека достался карталинским евреям, и Элиоз привез его во Мцхет. Старца встретила Сидония и сообщила ему со слезами о смерти матери. Желая утешить сестру, Элиоз подал ей драгоценную одежду Христа, и Сидония, приняв хитон в свои руки, прижала его к груди, но тут же зашаталась и упала мертвою на месте. Ее сильно поразило то обстоятельство, что Элиоз, несмотря на увещевания матери, принял участие в пролитии крови Праведника. Весь Мцхет был ужасно поражен этим событием. В нем тогда царствовал Адеркий, современник Спасителя, умерший в 60 г. по Р. Х. Его также удивило это происшествие, и он пожелал видеть Сидонию и крепко прижатый руками мертвой хитон. Когда ему показали мертвую, то царь хотел вынуть хитон, однако это желание осталось безуспешным; покойница как будто еще сильнее прижала к груди драгоценную одежду*)
*)Грузинские летописи (князя Баратова, стр. 66 и краткая история грузинской церкви Иосселиана, стр. 4) говорят, что Адеркий в 55 г. по Р. Х. воздвиг гонение на христианскую церковь и приказал убить Симона Кананита и апостола Матфея. См. также исследования М. Сабинина: «Жизнеописание святых грузинской церкви» - А. К.
Элиоз похоронил сестру свою вместе с хитоном, а на ее могиле посадил кедр, но насколько это верно, я не знаю. Отец мой еще сообщил мне, что будто в городе Мцхете сохраняется милоть пророка Илии, которую мы нашими руками положили под камнями алтаря, и милоть должна сохранятся там до времени, определенного Богом. Св. Нина часто просила меня, чтобы я узнал от отца, где находится место могилы Сидонии, и на мои расспросы отец сказал тоже, что утверждают и другие, т. е., что хитон хранится под кедром, где народ воссылает свои молитвы ко Господу. Место это уподобляется тому, где была лестница, виденная Иаковом и касавшаяся небес». Так свидетельствует Авиафар о хитоне Господнем.
В Мцхете существуют несколько измененные варианты этого предания. Так, напр., сестру Элиоза вместо Сидонии называли Мариам; затем передавали, что хитон достался не карталинским евреям, как это утверждает Авиафар, а сотнику, как гласит и Евангелие, но что сотник, пораженный разными чудесами, бывшими во время смерти Спасителя, продал хитон Элиозу, так как боялся держать его у себя. Элиоз же старался приобрести хитон Спасителя потому, что сестра его просила привезти какую-нибудь вещь от знаменитого Учителя на память. Само собой разумеется, что Элиоз, не веривший в божественность Христа (о чем свидетельствует сам Авиафар), приобрел хитон, как редкую рукодельную работу Иудейских женщин. Когда задумали построить мцхетский собор, то избрали для него место, где предполагается могила Мариам или Сидонии, кедр был срезан, и над его пнем предварительно выстроили часовню, а затем уже воздвигли храм.
Недалеко от часовни находится царское место, довольно грубой работы, где восседали грузинские цари во время богослужений, бывавших в храме. Следует отметить, что мцхетский собор с незапамятных времен и до присоединения Грузии к России, служил для грузинских царей постоянною усыпальницей. Здесь в храме, что ни плита, то и могила, ходишь по царственному кладбищу. На некоторых могилах, ближайших к алтарю, лежат громадные каменные плиты с надписями, гласящими, что это простые памятники возложены в 1812 г. наместником России маркизом Паулуччи. Такие плиты лежат на могилах: царя Георгия (род. 1750 г., вступил на престол в 1793 г., уступил Грузию России 1799 г., умер 1800 г.), царицы Марии супруги Георгия (род. 1716 г., + 1798 г.), царевны Тамары (1789 - 1850), царевича Вицко Георгия, убитого в деле с горцами 7 июня 1860 г. на 31 г. жизни и его брата Петра, убитого при штурме Карса 17 сентября 1855 г. на 22 г. жизни.
Одною из главнейших достопримечательностей мцхетского собора являются его фрески. Они относятся еще к V веку и хотя отличаются крайне грубою работою, но краски их до того живы и свежи, что, кажется, будто эти изображения не отделяются от нас четырнадцатью веками, а сделаны недавно. Большинство фресок изображает святых грузинского календаря, а также некоторых исторических лиц, как, напр., фреска царя Мириана, его жены и дочери. Большинство фресок попорчено солдатами Тамерлана, у некоторых выколоты глаза копьями, исцарапаны лица и т. п.
В иконостасе собора находится много ценных икон. Из последних особенно замечательна икона святцев, в которую вложен камень с пучком волос св. Нины. В одной из икон левого предела сохраняются волоса св. Варвары. Алтарь также хранит в себе много драгоценностей; кроме милоти пророка Илии, скрытой под престолом, как гласит предание, за престолом стоит замечательный крест, история которого следующая.
Во времена св. Нины на вершине одной высокой горы, близ Мцхета, росло громадное дерево, отличавшееся замечательной красотой и необыкновенным ароматом своих листьев. По желанию епископа Иоанна из этого дерева были сделаны три креста и по совету св. Нины поставлены: один в городе Уджарма на левом берегу р. Иоры, другой на горе Тхоти, а третий за рекой Арагвой, на высокой горе близ Мцхета. В честь последнего креста, против Мцхета, на вершине высокой горы был выстроен храм, который затем разорен Тамерланом; крест же успели заблаговременно спасти и в 1725 году царь Теймураз II обложил его серебром, а высокопреосвещеннейший Исидор, митрополит С.-Петербургский, Новгородский и Финляндский, в бытность свою экзархом Грузии, повелел поставить его за престолом мцхетского собора, где он и находится поныне.
А. КАЛИНОВСКИЙ.
Было опубликовано в журнале "Русский Паломник", за 1885 год, № 13, с. 98-99.

Русский Паломник, из старых журналов, А. Калиновский

Previous post Next post
Up