Вопрос о детской любви к повторам.

Jul 10, 2013 19:23

Оригинал взят у tehhi_karamir в Вопрос о детской любви к повторам.

Одна из читательниц полюбопытствовала: «У ребенка есть любимые стихи, любимые книжки, песни, сказки, которые он готов слушать - читать, кажется, бесконечно. Это проявляется у все знакомых мне детей. В чем секрет этой страсти к повторению? В какой мере полезно повторять столько раз, сколько просит ребенок? Имеет ли смысл регулярно предлагать что-то новое, или лучше повторять уже пройденное, если ребенок просит?»

Да, такая страсть есть. Вызвано это тем, чтодля того чтобы у ребенка в мозгу установились прочные связи (а любое действие, информация это последовательность нейронных реакций организованных в цепь) нужно многократное повторение. Структура детского мозга такова, что с первого раза он практически ничего не усваивает (за исключением каких-то очень резких травматических или пиково положительных, экстатических реакций). С возрастом возможности ЦНС расширяются, мозг развивается не абстрактно, а вполне конкретно - физиологически, т.е. в прямом смысле слова наращивает себе новые детали и дорабатывает уже имевшиеся, и возникновение таких цепочек происходит всё быстрее и быстрее, в итоге взрослому человеку для того что бы запомнить какую-то не сложную последовательность и повторить её достаточно однократного примера. Но ребенку нужно много-много-много-много раз увидеть, услышать, проделать одно и то же что б вырастить у себя эту цепочку

Обучение ребенка всем навыкам построено на наблюдении за действиями взрослых и многократных попытках повторения. Если у ребенка не будет к этому интереса, то он не будет наблюдать и пытаться повторить и тогда он ничему не научится. Все, кто ничему не научились - вымерли миллионы лет назад, продолжили свой род только те, кто научился, у кого был интерес. Любое необходимое природе действие всегда сопровождается удовлетворением от процесса, а если природе необходимо, что б это действие совершалось часто - то это становится потребностью, что-то изнутри толкает живое существо хотеть делать вот это. Это механизмы выживания. Т.о. ребенок и хочет и получает удовольствие от того, что ему демонстрируют, а он наблюдает\совершает многократные повторы. Одну и ту же пирамидку ребенок может собирать несколько месяцев, одну и ту же мозаику по кругу 5 раз подряд и слушать один и тот же стих.

Если подняться из глубин эволюции на более внешний уровень, то пока не установлены прочные цепочки, связанные с этой информацией, то она каждый раз отчасти новая. То есть ребенок каждый раз получает те приятные эмоции, которые получил впервые прослушав эту сказку. Постепенно когда цепочка установится сказка перестанет так радовать и надоест.
Или перейдёт в разряд «приятных привычек», такие есть и у взрослых - музыка например, любимую композицию можно слушать хоть ежедневно и каждый раз радоваться этому. Это происходит потому что музыка затрагивает не логику, а эмоции, а они живут вне времени, в эмоциональном плане есть только здесь и сейчас. По этому то, что я уже вчера порадовался, послушав эту мелодию, не отменяет того, что я порадуюсь этому и сегодня. А текст взрослый воспринимает в первую очередь логически, смыслово, за счёт словестно-логического мышления, которое преобладает во взрослом возрасте. Поэтому, если он уже один раз усвоил эту информацию (образовались цепочки), то второй раз ему ту же самую информацию получать не интересно - это не даёт ему ничего нового. Давайте не будем занудами, да я конечно знаю, что иногда приятно перечитать книгу или пересмотреть фильм. И догадайтесь почему? Потому что изначально кроме логического болка они очень сильно затронули эмоциональный.
Ребенок же имеет совершенно иной тип мышления и соответственно восприятия. Получаемую информацию он воспринимает иначе, чем взрослый - намного более эмоционально, образно. По этому приятный текст может быть для ребенка тем же, чем для взрослого хорошая музыка.

Ну и кроме того с речемыслительным процессом связан ещё один не маловажный момент. Ребенку очень важно и доставляет большое удовольствие факт того, что он что-то знает. Ребенок понимает, что знание - сила =), т.е. зная что-то у тебя больше возможностей - он видит взрослых которые всё знают и всё могут и тоже хочет стать таким. Так вот прослушивание уже знакомого стиха или сказки это узнавание\вспоминание\предугадывание - ребенок сам себе подтверждает, что он это знает. В других делах вы наверняка замечали, как ребенок радуется, когда он узнал (в смысле "вспомнил") что-то знакомое, часто это выражается в постоянных репликах, требующих подтверждения взрослого - «Мама, бабака!» кричит малыш из коляски и будет твердить это пока мама не скажет «Да, это собака». При прослушивании стиха происходит то же самое. И такая реакция на узнавание - радость от того, что я это знаю и желание показать это другим, что б они знали, что я знаю, т.е. обладаю этой силой - такая реакция может сохраняться довольно долго, до 4-5 лет. Потом она на самом не исчезает, просто знания становятся более сложными и усложняются социальные навыки. У взрослых тоже есть эта радость «я что-то знаю» и желание это демонстрировать, тем самым увеличивая свою значимость, силу - отсюда берется сплетничание, жгучее желание поделиться чужим секретом, «не умение» хранить тайну, не совсем уместная демонстрация каких-то энциклопедических знаний, сасквипеделионизм.
Вот сейчас, например, я вам не совсем уместно продемонстрировала своё энциклопедическое знание =)) Я же понимаю, что подавляющее большинство не знает значение этого слова, это очень редкий термин, его и в словарях то почти нигде нет, в русских точно. По этому уместно было бы вместо «сасквипеделеонизм» написать: «любовь к употреблению в контексте или без оного (просто произнести в пространство) странных, труднопроизносимых слов, значение которых никому не известно». Кстати очень забавно, что для определения этого пристрастия было придумано нуоочень странное и труднопроизносимое слово =)))

психология ребенка

Previous post Next post
Up