Боевой путь и история жизни моего прадеда, командира 420 миномётного полка Владимира Кипермана

May 09, 2023 17:01


Сегодня мы отмечаем День Победы в Великой Отечественной войне. Ветеранов с каждым годом становится все меньше, но все больше становится Бессмертный полк. Я хочу рассказать историю моего героического прадеда, которого не стало, когда я еще была в начальной школе. Её я собрала по воспоминаниям близких и архивам Минобороны.



Мой прадед Владимир Киперман был военным с 1931 года. Ему было 32 года, когда началась Великая Отечественная война. Он тогда служил на весьма опасном направлении - на Дальнем Востоке. С семьями военные жили неподалеку от озера Ханка, расположенного на границе с Китаем. Тогда вовсю шла Японо-китайская война. Япония захватила Монголию и Китай, вышла на границу СССР.

Граница тщательно охранялась, но прадед рассказывал, что там японцы нередко воровали офицеров, а потом выбрасывали их головы обратно на контрольную полосу. В одно время там мой прадед тяжело заболел, его долго лечили. А после выздоровления он стал просить отправить его на фронт. Так и произошло, но не сразу. Ведь дальневосточное направление нельзя было оставлять без защиты.

В тот момент у прадеда было две дочери. Семьи отправили в Алтайский край, в город Змеиногорск. Там у моей прабабушки родился мой дедушка Валерий. Еще одного маленького сына она родила во время одного из переездов и потеряла из-за тяжелых условий.



Отца дети и жена видели тогда очень редко - когда его отпускали в отпуск. А сами семьи постоянно переезжали. Так, сестра моего деда вспоминает, что к ним приехал ординарец и забрал в Усть-Лабу. Затем их перевезли в город Чуднов на территорию нынешней Украины. Далее они жили в Константинове, в Новоград-Волынском. Потом опять в Усть-Лабе.

Прадед же за прошедшие годы войны дослужился до звания подполковника. Но вот дальше продвижение по службе затормозили из-за «национального вопроса». Киперман - еврейская фамилия. Маршал Мерецков подавал списки на полковника, но имя прадеда раз за разом перечёркивали. Хотя награды за смелость Владимир Хаимович все-таки получил.

Так, в архивах сохранилась карточка приказа о награждении Владимира Хаимовича Кипермана Орденом Красного Знамени. В ней указано, что прадед был в то время командиром 420 миномётного полка.



«За период с 6 апреля по 5 мая 1945 года показал исключительные боевые качества: умение управлять огнем, постоянство связи с пехотой, мужество и отвагу, - записано в карточке. - Ради дела всегда личная опасность не является препятствием к действию. Твердым, волевым и умелым командованием в боях сколотил полк и укрепил в нем дисциплину и порядок. За период командования полком товарищем Киперманом дивизионами полка проведена следующая огневая работа: в боях за Дольне-Бенешов, Моравскую Остраву и другие населенные пункты уничтожено: ручных пулеметов - 28, станковых пулеметов - 14, минометных батарей - 3, самоходных орудий - 1, зенитно-полевых установок -2, убито и уничтожено 250-300 немецких солдат и офицеров. Подавлено 26 ручных пулеметов, 19 станковых пулеметов, 6 минометных батарей, 3 самоходных орудия, 3 зенитных пулеметных установки, 4 батареи 75 мм».

В документе поясняется, что полк под командованием прадеда приобрел исключительную маневренную способность. Не было случая, чтобы они отстали от пехоты огнем или колесами.

«Имеется много прекрасных отзывов от командиров Стрелковых полков о работе 420 минометного полка и лично боевых качествах самого Владимира Кипермана», - указано в карточке.





У прадеда было два Ордена Красного Знамени, Орден Красной Звезды, Медаль «За освобождение Праги», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За боевые заслуги».

Прадедушка встретил победу в Праге. Он рассказывал своему внуку, что 9 мая они еще воевали, еще продолжались кровопролитные бои и погибали люди.

Когда война закончилась, то Владимир Киперман вез огромный эшелон солдат с фронта. Это было непросто, ведь большие вагоны мужчин после войны, на остановках к поезду подносили алкоголь, а это может довести до беды. Прадед был роста не очень большого, сухопарый, но очень властный и сильный морально человек. Он добивался идеальной дисциплины и довез всех солдат в пункт назначения.

Позже прадедушка на машине «М-ка» ехал впереди колонны через Западную Украину. Там их обстреливали бендеровцы. Он получил пулю в ногу.



Затем вместе с семьей Владимир Киперман командиром оккупационного полка был отправлен в Австрию. Жили они в военном городке в Вене. Сама Австрия тогда была разделена на четыре оккупационные зоны. По Вене ездил на доджике военный патруль, в котором сидели «Сердца четырех»: француз, американец, русский и англичанин.

Там они были больше года, затем их направили в Новоград-Волынский, где он вновь командовал полком. Затем прадеда направили на высшие офицерские краснознаменные курсы «Выстрел». После обучения служил в Мурманской области. Затем был переведен в Петрозаводск в университет на военную кафедру для артиллеристов. Должность у него была такой, которая приравнивалась к генерал-майорской. Но «национальный вопрос» оставил его навсегда в звании подполковника.

Потом прадедушке предложили поехать на Чукотку, но он думал о детях. Старшая дочь в то время поступила в пединститут в Воронеже. Поэтому он принял решение уволиться и переехать всей семьей в Воронеж. Здесь он построил дом на улице Запорожской на левом берегу, где и прожил до конца своей жизни.

Вообще о войне и боях прадед родным старался почти ничего не рассказывать. Но до своих последних дней он кричал во сне «Огонь! Вперед!», просыпался от кошмаров.

«Отец себе всегда во всем отказывал. Он мог долго не есть и от этого не страдать. Его детство прошло на земле, бегал босиком полураздетый, - рассказывает дочь Владимира Кипермана Светлана. - Вырос таким крепким, что почти никогда не болел, даже простудами. А характер у него был очень волевой, властный, очень смелый человек».

Прадед никогда не был равнодушным. Когда ему было около 70 лет на улице неподалеку случилась крупная драка. Один из мужчин в пылу ссоры прибежал с ружьем. Вокруг собралась толпа, но все опасались броситься разнимать вооруженного человека. Лишь пожилой прадед резко вышел вперед, отнял ружье и ловко его разрядил, не побоявшись более молодых и сильных мужчин.

Азы строевой подготовки дедуся, как мы его называли, тоже помнил до конца своих дней. Его дочь вспоминает, что в комнату уже совсем старенького прадедушки зашел его правнук Андрей, который тоже потом пошел в военные. Так дедушка схватил стоящую около его кровати палку и стал показывать выполнение приемов с оружием на месте.

Прадедушка дожил до 90 лет. Его не стало в декабре 1999 года.







#9Мая, #ВеликаяОтечественнаявойна

Previous post
Up