Музей-квартира Льва Николаевича Гумилёва приглашает

Mar 30, 2017 02:35


Здравствуйте!

Приглашаем Вас принять участие в новых научно-просветительских вечерах
в Музее-квартире Л.Н. Гумилёва:

1 апреля 2017 г., суббота, 18:30 «И будет сладкая тревога расти при имени моем» Николай Гумилёв в воспоминаниях Ольги Арбениной, Нины Берберовой, Ирины Одоецевой (Вечер проводит Наталия Яковлева)
   А я плачу за счастье много,
   Мой дом - из звезд и песен дом,
   И будет сладкая тревога
   Расти при имени твоем.
                 Н. Гумилёв. Предложение
Мемуаров о Николае Гумилёве написано много. Среди них воспоминания Анны Ахматовой, Анны Гумилёвой, Эриха Голлербаха, Алексея Толстого, Сергея Маковского, Георгия Иванова, Николая Оцупа, «Gumileviana» Павла Лукницкого; мемуары женщин, входивших в орбиту взаимоотношений поэта - Елизаветы Дмитриевой (Черубина де Габриак), Веры Алперс, Ольги Мочаловой, Веры Лурье... Всех не перечислить.
Тем не менее для понимания личности и внутреннего мира Н.С. Гумилёва совершенно особый интерес представляют воспоминания, оставленные именно Ириной Одоевцевой, Ниной Берберовой и Ольгой Арбениной. В чем особость их взгляда на Гумилёва? Каким он запечатлелся в их памяти? Какие тайны Гумилёва эти мемуаристки нам приоткрывают? О чём они умалчивают? Как сложились судьбы этих трёх незаурядных женщин, которым однажды посчастливилось встретить на своём пути Николая Гумилёва?

8 апреля 2017 г., суббота, 18:30 «Загадки"Персидской миниатюры"» (Вечер проводит Алексей Бондарев
   Когда я кончу наконец
   Игру в cache-cache со смертью хмурой,
   То сделает меня Творец
   Персидскою миниатюрой.
                     Николай Гумилёв, 1919 г.
…В Музее-квартире Л.Н. Гумилёва на Коломенской улице в Петербурге внимание гостей неизменно привлекает «Персидская миниатюра», украшающая одну из стен кабинета учёного. Впервые об этой миниатюре упоминается в одном из писем А.А. Ахматовой сыну в лагерь: “Мне подарили персидскую миниатюру XVI века невообразимой красы. Вокруг неё стихотворная надпись, кажется, позднейшая. Призванный для этого специалист прочел и перевел её”. Подлинный смысл этой фразы Ахматовой может быть понят лишь если знать о прекрасных строчках стихотворения Н. Гумилёва «Персидская миниатюра». Что же зашифровано «между строк» в этом послании Ахматовой своему сыну?
Ещё более интересна история этой миниатюры. Кому она принадлежала и как попала к А.А. Ахматовой? Что вообще представляет собой эта «Персидская миниатюра», каков её сюжет и кто на ней изображён? Какие скрытые знаки и символы таятся в этой миниатюре? Что значила эта миниатюра для Л.Н. Гумилёва?
Эти и многие другие вопросы будут находиться в центре внимания в ходе обсуждения на данном вечере, посвященном «Персидской миниатюре» - одному из самых малоизученных, интересных и загадочных экспонатов Музея-квартиры Л.Н. Гумилёва.

15 апреля 2017 г., суббота, 11:00 состоитсянаграждение победителей и лауреатов Всероссийского конкурса исследовательских работ к 130-летию со дня рождения Н.С. Гумилёва
Место проведения: Музей Николаевской гимназии
Адрес: г. Пушкин, ул. Набережная, д. 12/66. Тел./факс: (812) 466-25-98

22 апреля 2017 г., суббота, 18:30 «Отец и сын: влияние Н.С. Гумилёва на формирование научных поисков Л.Н. Гумилёва» (Вечер проводит Алексей Бондарев)
   Он будет ходить по дорогам
   И будет читать стихи,
   И он искупит пред Богом
   Многие наши грехи. <…>
   Он будет любимец Бога,
   Он поймет своё торжество,
   Он должен! Мы бились много
   И страдали мы за него.
Эти строки из стихов Николая Гумилёва, написанные в 1914 году, можно рассматривать и как обращенные к собственному сыну, которого отец ласково именовал «Гумильвёнок». Что мы знаем о влиянии Николая Степановича Гумилёва на становление своего сына - Льва Гумилёва? Каким Л.Н. Гумилёв запомнил своего отца? Что значил Н.С. Гумилёв в жизни сына? Что было общего в мировосприятии отца и сына, их мироощущении и мировоззрении? В чем проявлялась общность их творческих устремлений?  Какое влияние оказало творчество отца на формирование научных поисков Льва Гумилёва? И какое влияние на него оказали «лагерные университеты», пройденные Гумилёвым «за папу»?
Н.С. Гумилёв говорил, что не верит в марксизм, но, не будучи историком, он не мог опровергнуть эту концепцию, поэтому он высказывал пожелание, чтобы сын разобрался, став историком. Сын выполнил и этот завет своего отца, разработав собственную концепцию исторического процесса - пассионарную теорию этногенеза, объясняющую причины рождения и смены целых народов. В советское время многие не без оснований усматривали в этой теории альтернативу и вызов марксизму и историческому материализму.
На основе дошедших до нас архивных документов, воспоминаний, дневников и писем будет предпринята попытка реконструировать влияние Н.С. Гумилёва на формирование Льва Гумилёва и его научных поисков.

29 апреля 2017 г., суббота, 18:30 «Культура как кристаллизованная пассионарность» (Вечер проводит Алексей Бондарев)
Любое творение рук человека - это, в известной мере, кристаллизованная пассионарность его создателей. Культура - как творение умов и рук человеческих - существенна для этнологических исследований как внешний индикатор этнического своеобразия и динамики.  Произведения искусства - кристаллы, остывающие после их взрывного возникновения в определенной этнической среде, после всех перемен и злоключений судьбы. По этим кристаллам - произведениям искусства легко судить об эпохе, их создавшей. Своей красотой они способны загипнотизировать зрителя и сообщить ему о том, что некогда это все было живое…
Хронос, неумолимый бог времени греческой мифологии, пожирает все материальное. Истлевают полотна и пергаменты, ветшают здания, крошится камень, гниет дерево, в декоративных произведениях окисляются металлы. Но формы, воспроизводимые из поколения в поколение, при наличии живой традиции противостоят Времени, Хроносу, и заполняют Пространство. В этом - победа Культуры над самим Временем!

Будем рады видеть Вас в Музее Л.Н. Гумилёва!

Previous post
Up