Не надеясь на свою память ощущений, хочу записать то, что осталось после встречи с фотографами Лялей Кузнецовой, Валерием Щеколдиным и Георгием Колосовым. О том, чем это было и зачем можно прочитать
тут.
Поскольку всё, о чём я буду писать здесь, не несёт никакой практической ценности и представляет собой лишь мои ощущения, а также написано несколько сумбурно и валом, убираю всё под кат. И ещё небольшой дисклеймер: я не готова вступать в дискуссии и споры по поводу этой встречи, это лишь мои ощущения, которые хочется запомнить, а не попытка искать истину, поэтому комментарии я на всякий случай отключаю.
Что касается непосредственно фильмов серии "Жизнь будет фотографией", вывести что-то конкретное после одного просмотра для меня оказалось сложным. Поскольку я ярко выраженный визуал, звуковой ряд воспринимать было довольно тяжело. Я по большей части только смотрела. Как они снимают - каждый по-разному, очень похоже на свою фотографию, это так очевидно и в то же время с ума сойти, когда вдруг замечаешь такие вещи. Щеколдин совершенно сливается с окружающим миром, становится невидимкой, хотя вроде бы и вот он, человек с фотоаппаратом. Об этом он кстати потом сам и говорил. Ляля Кузнецова как будто живёт там, в своей фотографии, интегрируется, становится одним из важнейших элементов подсмотренного ею мира. И Колосов, тоже невидимка, но в отличие от Щеколдина, он невидим из-за того, что сам является частью происходящего, снимает свой мир.
Задать вопрос на встрече я, признаюсь, не решилась. Может из-за природной скромности:), а может из тех соображений, что хотелось не просто спрашивать, а вести дискуссию, потому что один вопрос непременно порождает другой, если это конечно не вопрос "ваша любимая фотография", который был, по-моему самым первым, и сразу же выбил меня из колеи.
Мне на самом деле хотелось спросить о том, есть ли для каждого из них "высокая цель" в фотографии (хотя, возможно, ответ вполне очевиден), первична или вторична ли она в их творчестве. И, исходя из этого, - почему сегодняшняя документальная фотография - это по большей части сюжеты, истории, вызывающие в зрителе те самые негативные эмоции: боль, страх, ненависть, то есть фотография по сути укрепляет подобные настроения в обществе, вместо того, чтобы делать его лучше и человечней. Хотя Колосов в некотором смысле затронул эту тему, чрезвычайно важную, я считаю.
Каждого из них я почувствовала по-своему. Ляля Кузнецова, на первый взгляд, показалась достаточно понятным для меня человеком, но это ошибочно. Постепенно в ней открывается столько нитей, столько "её дорог". Это человек как будто со множеством жизней. Валерий Щеколдин для меня остался наиболее закрыт и непонятен. Мне совершенно неблизка его категоричность во многих вопросах. Безумно талантливый и видящий фотограф и абсолютно неясный для меня человек и собеседник (в контексте беседы с залом). Георгий Колосов чрезвычайно чуткий, чувствующий человек. Я даже не знаю, что ещё о нём сказать.
Вообще, несмотря на разность взглядов и мнений, в том числе и в отношении моего представления, необычайно приятно собственной кожей почувствовать, что эти люди живут фотографией, они ей давно и серьёзно больны. Такие встречи выдёргивают из мира, где искусство и фотография - это что-то абстрактное, существующие только для тебя и авторов книг и постов в жж. Живое и настоящее восприятие различных между собой мировоззрений. Очень хотелось унести это чувство с собой.