Добро с кулаками

Feb 27, 2013 11:18


"Воспитатель сам должен быть воспитан".
(Карл Маркс)

Риторика возврата к «традиционным ценностям» как средство легитимации диктатуры.

Становится модным объяснять едва ли не все беды России нравственным упадком общества, утратой ценностных ориентиров, дефицитом «духовных» скреп и прочими, не менее абстрактными, вещами. Лечение от этого недуга назначается соответствующее - крутой поворот назад к традиции.

Само по себе показательно, что возврат к «традиционным ценностям» пропагандируют те, кто построил свою власть на их разрушении в 90-00-х. Знакомое волшебство: укрепившиеся во власти силы меняют свою былую «прогрессивность» на лихо закрученный консерватизм. От авангардных строителей светлого будущего к реакционным реставраторам тёмного прошлого.


Воспитатели

Наиболее чётко этот курс был обозначен на состоявшемся 18 февраля заседании Общественной палаты, где выдающиеся отечественные общественники не только ставили российскому обществу остроумные диагнозы, но и прописывали характерные профилактику и лечение.

Так, единоросс Сергей Железняк заявил об идущей из «лихих 90-х» глубокой «девиации поведений и ценностей», помочь преодолеть которую должны «энтузиасты» и «представители традиционных конфессий». Выступающий вслед за Железняком представитель традиционной конфессии протоиерей Александр Добродеев, предложил всячески культивировать такую базовую ценность как семья, для чего, по мнению священнослужителя,  кстати, большую часть жизни прослужившего во внутренних войсках МВД, крайне необходимо «прекратить поток нечистот, таких как айпады». А вот по мнению справоросски Татьяны Кахидзе нужно и вовсе бороться с «формированием извращенных позиций лидерства». На заседании звучали и другие блестящие идеи, приводить которые здесь не имеет смысла - направление мысли очерчено ясно: назад к «соборности, почве и традиции».

…И вот на фоне уже знакомых фраз о «тлетворном влиянии Запада» справоросс Денис Хмелевской требует от губернатора Кубани запретить молодежный рок-фестиваль «Кубана» и заменить его казачьим мероприятием…

От проповеди к террору

Нет, я вовсе не хочу ставить под удар такую ценность как семья, да и другие «традиционные ценности», больше того, я готов согласиться с общим диагнозом: за тем, что сегодня либерально настроенная интеллигенция склонна называть культурной революцией скрывается настоящая гуманитарная катастрофа: свободу подменили произволом, мышление рефлексией, творчество креативом, а норму её «вариантами».
Но как бы и за вашими риторическими построениями о «духовности», «нравственности» и «ценностях» не скрывалась обыкновенная резиновая дубинка. Финт в стиле Дюшана. А причины для подобных опасений есть. Ведь как подчеркнула на том же заседании бывший юрист МВД, справоросска Татьяна Москалькова: «Добро должно быть с кулаками!». Видимо, не зря в своё время РПЦ наградила её орденом святой княгини Ольги за «заслуги на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних». Кому как ни Татьяне Москальковой известно, что защитить ближнего от «потока нечистот» может только «добро с кулаками». Вот уж действительно, сюжет для инсталляции в духе постмодернизма. Но вы как хотите, а я постою в сторонке.

Однако шутки в сторону. Ведь история знает немало случаев, когда риторика консервативной реставрации выливалась в обыкновенный террор. И у сегодняшних «представителей традиционных конфессий», защищающих общественную мораль, обнаруживается такой же праведный пыл, с которым в своё время юные гитлеровские «энтузиасты» лупили «безродных космополитов» и крушили выставки авангардного искусства. И ладно, если бы тогда эта борьба за «традиционные ценности» ограничилась несколькими безобидными инцидентами. Но, как известно, нацистскую машину на повороте к «почве, расе и традиции» занесло так, что не все устояли на ногах. Уверены ли наши воспитатели, что смогут удержать равновесие?

Не то, чтобы я провожу параллели между активистами гитлерюгенда и рпцшными молодчиками. Сегодня такие теоретические построения чреваты вполне реальным лишением свободы, ну а православные активисты отучают от сиих вредных мыслей так, что кости хрустят. Просто хочу напомнить, чем бывает чревато «добро с кулаками» и чего можно ожидать, если разворот к «традиционным ценностям» отдать на откуп «энтузиастам». Можно попасть в такой «поток нечистот», по сравнению с которым «айпад» вам покажется окошком в царство божие.

Зёрна от плевел

Мы уже проходили необузданную и маразматическую борьбу с «тлетворным влиянием западной культуры», пагубным индивидуализмом и прочими «опасностями оттуда». Но сегодня нам угрожает что-то посерьёзнее, ибо в дело включилась помимо идеологии ещё и религия, требующая замены разума и чувственности на слепую веру и «целомудрие». И сегодня мы ещё больше рискуем свалиться в социальную демагогию в стиле «всё западное - плохо, всё отечественное - хорошо». Но, позвольте, западная культура дала нам Микеланджело, Шекспира и Канта. Их чувственность и рационализм вы тоже отправите на свалку? И давайте не будем забывать, что всё лучшее в русской культуре XIX века создавалось не без влияния "проклятого Запада". Ах, вы скажете, что это классика! А кто решает, что есть допустимая классика, а что - недопустимый «поток нечистот»?

Да, разумеется, далеко не всё, что рождает современная культура прекрасно и достойно пропаганды и культивирования. И регулирование в области культуры необходимо. Вопрос лишь в том, кто, как и для каких целей это регулирование осуществляет. А слышать проповеди о «традиционных ценностях» и патриотизме от пехтиных и железняков так же странно, как узнавать об ужасах западной культуры из вульгарных ток-шоу, сотканных строго по западным меркам. Поток нечистот о «потоке нечистот». Весьма показательно, что для дискредитации «пагубной западной культуры» используются заимствованные с запада грязные методы.

Кто он - сегодняшний защитник «традиционных ценностей» и воспитатель общественной нравственности? Проворовавшийся депутат? Двоедушный священник? Поддельный доктор наук? Лицемерный журналист? Такой преподавательский состав способен только на сведение глубокого содержания живых истин до уровня плоских лозунгов мертвецкой демагогии.

Нет, такими методами нравственность не прививается. В таких вопросах как формирование нравственного облика нации кнутом и пряником не обойдёшься, и директивами духовность не вобьёшь. Здесь нужно взаимодействие самых различных общественных сил, а не бюрократический нажим некомпетентных чиновников. Здесь нужен живой диалог. Но самое главное - здесь нужен достойный пример.
Готовы ли вы стать образцом нравственности и вступить с общественностью в нелёгкую дискуссию о границах дозволенного и пределах допустимого? А также о том, при каких обстоятельствах традиция из хранителя общественного здоровья превращается в оковы общественного сознания? Ой, я совсем забыл, к чему вам дискуссии и тяготы жизненного примера, у вас же есть «добро с кулаками».

Правда наизнанку

Но давайте будем честными, у добра с кулаками есть другое, более прямое и правдивое название - зло. И хотя властное меньшинство и пытается навязать нам это «добро с кулаками» как норму жизни, мы прекрасно понимаем, что такое добро ненормально. Хотя сейчас доказывать такие очевидные истины не так уж просто. Ведь теперь модно ставить всё с ног на голову и называть абсурдные вещи нормальными. Сегодня это называется «вариант нормы». Ложь - «вариант истины», уродство - «вариант красоты», авторитаризм - «вариант демократии», цензура - «вариант свободы слова»...А почему бы и нет? Если все границы относительны и все нормы условны, если всякое меньшинство имеет право навязывать обществу свой «вариант нормы», то почему мы должны отказывать «властному меньшинству» в праве творить добро силой кулаков или называть беззаконие правосудием? С нашей стороны это было бы не толерантно! Знакомая демагогия, не правда ли?
Как видно, риторика расшатывания норм во имя призрачных свобод и эфемерных прав человека, это универсальное средство выворачивания истины наизнанку, которое уже давно взяли на вооружение всевозможные меньшинства и либералы всех мастей, может успешно служить и другой стороне баррикад. И многие уже на собственной шкуре почувствовали, что эта риторика, доведённая до абсурда, даёт не только радость «освобождения в никуда», но привкус крови во рту.

Да, разумеется, всё это не честно и не по правилам. Но здесь либеральная карта бита: не может требовать соблюдения правил игры тот, кто сам доказывает относительность и условность всех норм и правил. Диктатор бьёт авантюриста его же аргументами.
Мы сами помогли власти выучить этот урок: всё относительно, а цель оправдывает средства. И нечего удивляться, что потоку «культурных нечистот» - как мнимых, так и реальных - власть собирается противопоставить иссушающий бюрократизм вкупе с безудержной активностью «энтузиастов». И можно не сомневаться, что под площадные выкрики о «традиционных ценностях» будет реализована самая бесстыдная политика подавления всех свобод, кроме свободы порабощающего потребления, и бороться будут, к сожалению, не столько за нравственное самочувствие общества, сколько против действительных угроз для авторитарной власти. Ибо сегодня безнравственным объявляется всё, что не укрепляет вертикаль.

Но навязывание моральных ценностей, своеобразно понимаемых в своих властных интересах, искажает их, превращая в свою противоположность - безнравственность и аморальность.
Да, это не ново, под флагом красивых фраз о правах и свободах свою кровавую контрабанду провозили самые ужасные тираны в истории. Не эту ли до боли знакомую аферу хотят провернуть с нами и в этот раз? И будет ли достаточно бдительным сытое общество скучающих мещан?  Вопрос не праздный.

Музейные ценности

Возможен, конечно, и другой вариант. И наши борцы за нравственную чистоту искренне желают исправить «ошибки истории», полагая, что возврат к абстрактно истолкованным «традиционным ценностям» защитит нас от кризисных исторических процессов. Но даже если так, то они совершают другую, не менее опасную ошибку, превращая традиционные ценности в ностальгические утопии, такие же бесполезные, как рыцарские доспехи в музее.
Возможно ли вернуться к соборности тем, кто познал от плода глобализации? «Нельзя вернуться обратно в чрево матери», - сказал Гёте. И нельзя загнать развернувшееся вовне самосознание современного человека обратно в бутылку средневековой ограниченности.

Что ж, вы собираетесь бороться с извращенными позициями лидерства? Я не против, но при условии, что мы начнём с самого главного «молодого и энергичного лидера». Но это будет нелегко, ведь у прожорливого воспитателя, который сам съел все пряники, в руках остался только кнут.

традиционные ценности, политика

Previous post Next post
Up