Только что съездил в Город-На-Неве, Колыбель Трех Революций. Хоть и бывал в нем не раз, но нынче получил какие-то новые впечатления. Раньше все было какое-то празднично-воздушное, от детского впечатления от питерского эскимо, через петергофские фонтаны до Царского села: - "Ах, ах... Вы только посмотрите! Ах, ах, Пушкин! Ах, ах, дворцы! Ах, ах, Эрмитаж!"
Сейчас все смотрится и ощущается по-другому. Похоже, что курс к этому новому задал памятник Петру от Шемякина. Мрачный, современный и абсолютно имперский. Бог с ним, что он может кому-то не нравится - он абсолютно подходит к пониманию Санкт-Петербурга, как к центру колоссальной Империи. Глядел я на него вблизи в самую-самую питерскую погоду - в дождь, да с ветерком. Отсюда, наверное, и пошел мой азимут в этой поездке.
Были мы в Питере недолго - всего два дня, первый день в дождь, а во второй - уже в хорошую погоду. Во второй день повел своих коллег в пешую прогулку - от Площади Восстания по Невскому до Исакиевского Собора, потом вдоль Адмиралтейства, Зимнего, через Дворцовую площадь, мимо атлантов, по Миллионной к Марсовому Полю, к Спасу-На-Крови, потом вдоль канала Грибоедова опять на Невский уже к Казанскому Собору. Ну в общем, ничем не примечательный маршрут, стандартный для пешего осмотра Питера.
Так вот... Самые-самые впечатления - от Исакиевского с Казанским Соборов и от атлантов. До этой поездки в обоих соборах был так давно, что слабо уже что и помнил. Во всяком случае, впервые увидел, что там идут церковные службы. И вот что меня поразило - эти два храма я не могу рассматривать как церкви, как то место, где осуществляются церковные обряды. Такое чувство, что священники и верующие занимают там не свое место, хотя, я и понимаю, что в начале своей истории эти два Собора именно так и существовали. Именно для этого они и были построены.
Храм Христа-Спасителя в Москве, несмотря на свою соразмерность с этими двумя сооружениями, как церковь видится, а вот они - ну никак. В общем сидел я в них на скамейке, созерцал внутреннее убранство и понял, что же мешает признать в них храмы...
Мне показалось, что вся эта троица - Исакиевский, Казанский и Портик Нового Эрмитажа с атлантами - есть олицетворение имперской гордыни.
А вот у нынешней РПЦ с имперскостью как-то не задалось, поэтому она (современная РПЦ) более органично смотрится в чем-то более архаичном и древнем - в Суздале, в Сергиевом Посаде и прочих монастырях с пустЫнями.