Верхотурье - первый день

Jun 13, 2022 21:39

Честно говоря, ехать не собирался, но смогли уговорить - и правильно, что смогли. Был я в этом своеобразном городе давненько, но всё-таки был - есть с чем сравнить. Правда, в первый раз я приезжал, так сказать, "дикарём", а сейчас привезли на автобусе и с ночёвкой, провезли по всем святым местам, которые и составляют, собственно, самую суть и предназначение этого самого Верхотурья.



Ну а что не так? Ладно, когда-то город контролировал Бабиновскую дорогу - одно время вообще единственный нормальный путь за Камень, по которому в Россию переправляли "мягкое золото", тут и таможня стояла. Ну а теперь же это моногород, только градообразующеее предприятие тут не большой завод, как везде на Урале водится, а монастырь, огромный монастырь с мощами Симеона Верхотурского и еще монастыри поменьше


Выехали из Че не очень рано, в семь часов утра. Автобус был приличный вполне "турок", и это сразу порадовало - после ночного трансуральского трипа на китайском чуде я к этому виду транспорта отношусь осторожно. Но нет, турки выбрали правильных учителей - немцев, да и шасси MAN у него.



До Екатеринбурга долетели быстро - там всё отлично, реконструкция дороги идёт полным ходом, скоро-скоро по двухполоске поедем. ЕКАД проскочили по восточной части без пробок, повезло, ну а Серовский тракт давно уж нормальный, да ещё на тагильской развилке светофор поставили - это вообще отлично.

Погода с утра была так себе, да и прогноз не радовал, но к Верхотурью всё чудесным образом устроилось. Мы приехали на место нашего жительства (д/о "Актай", но про это отдельно и потом), пообедали, снова загрузились в наш автобус и поехали куда-то через город.





Миновали монастырь и кремль



по мосту пересекли Туру



Куда же едем? А в Меркушино, говорят - каждому русскому человеку должно быть это место знакомо, потому что русский - значит православный! Хм, ну ладно. Дело в том, что хор, с которым мы приехал, относится к Русскому культурному центру Челябинска, значит, что? Значит, к православию дОлжно относиться минимум с уважением. Вот и я в этом посте постараюсь не допускать явного богохульства, но без критики, пожалуй, не обойдётся - хоть и доброжелательной, да.

Как же так вышло, что в заштатном городе, которых вокруг полно, стоит монастырь с собором столичного масштаба, а на улицах запросто можно встретить лиц обоего пола в чёрных монашеских одеждах? Начнём издалека - процитирую официальную биографию Симеона Верхотурского с сайта епархии:

"Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» - явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», - и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября (25 по новому стилю) 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая - 18 декабря 1694 г., в день прославления).

В 1920 году мощи были опечатаны, а после изъятия в 1929 году из Свято-Николаевского монастыря они долгие годы скитались по краеведческим музеям Свердловской области. На территории монастыря на долгие десятилетия разместилась колония для несовершеннолетних преступников.

В декабре 1989 года Верхотурский Николаевский монастырь был передан Русской Православной Церкви, и в нем начала возрождаться духовная жизнь. Во время празднования 1000-летия Крещения Руси святые мощи праведного Симеона были переданы архиепископу Мелхиседеку, в то время возглавлявшему Екатеринбургскую епархию.

25 мая 1989 года мощи праведного Симеона Верхотурского торжественно при значительном стечении духовенства и верующих были внесены в храм Всемилостивого Спаса в Свердловске (ныне Екатеринбурге). Этот день - 25 мая - стал церковным праздником - днем второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского.

24 сентября 1992 года после Божественной литургии в храме Всемилостивого Спаса честные мощи праведного Симеона Верхотурского величественным крестным ходом пронесли по улицам Екатеринбурга, после чего святыню повезли в Верхотурье. Так после 70-летнего изгнания и мытарств по музейным запасникам опальный святой был возвращен в Николаевский монастырь, в котором почивает и поныне."

Ну то есть непонятно откуда в здешних местах появился некий аноним - человек, впрочем, неопасный и даже блаженный - думаю, в те суровые времена жители верхотурских окрестностей были в массе своей людьми сложной судьбы, так скажем, поэтому поведение анонима вызывало у них вопросы - ну как если б интеллигент попал в рабочую слободку после получки, и это еще слабое такое сравнение. Тем не менее односельчане приняли Симеона и даже, наверное, гордились им - не у всех такой замечательный сосед найдётся. Ну дальше обычная мутноватая история с обретением мощей, а дальше всё, увы, предсказуемо - что за нетленные мощи в каком-то селе? А подать их в Верхотурье! Ну всё как у нас...

Тут всплывает фигура еще одного праведника - в городе Верхотурье Пермской губернии около Троицкого собора, в часовне святых Космы и Дамиана, находится весьма чтимая могила блаженного Космы.

"Блаженный Косма был родом из самого города Верхотурья и жил в конце ХVII - начале XVIII столетия. Он был родом из обывателей, носил фамилию Немтчинова (или Немтикова) и проживал в доме родителей. Его отец был переселенцем из Великого Устюга, а в Верхотурье занимался торговлей. Мать блаженного Космы была дочерью священника. С детства Косма страдал болезненностью ног и ходил на костылях. Юродствовать он начал с ранних лет; часто по ночам уходил из дома помолиться. Как и большинство юродивых, подвергался он преследованиям городских мальчишек. Однажды летом его видели убегающим от швырявших в него камнями преследователей. Встретившуюся ему на пути реку он тогда перешел «аки по суху».

Служб в храме Косма не пропускал и особенно сострадал бедным. Скончался блаженный 8 декабря 1680 года и погребен был в ограде Верхотурского собора. Над местом его погребения одна благочестивая вдова соорудила часовню. Блаженный явился ей во сне босой, в одной рубашке, в облике молодого человека лет двадцати пяти-тридцати, среднего роста, приятной наружности. Себя он назвал Космой и просил вдову накрыть могилу от скотины, которая ее попирает.

О времени успения блаженного Космы есть и другие сведения, говорящие о более поздней дате. Считается, что он участвовал в состоявшемся 12 сентября 1704 года перенесении из села Меркушинского в Верхотурский Николаевский монастырь мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Примечательно, что на древних иконах, где изображается перенесение мощей святого Симеона, среди участников торжества запечатлен юродивый на костылях.

Умер блаженный Косма тридцати-тридцати пяти лет от роду."

В общем, когда мощи переносили в Верхотурье, Косьма шёл со всеми, Разумеется, на костылях ему было сложновато это делать - поэтому раза три он просил бога о том, чтоб отдохнуть. И по его слову процессия тормозилась - а на этих местах потом церкви поставили

Вот одна - эта с тех еще времён стоит



Две другие - новодельные



Возле одной из них мы остановились - так совпало, что на этом месте Симеон любил рыбку половить



А теперь церковь





Кто ж эдакую красоту построил? Мда, однако...



И крест от Росселя



А место и вправду красивое - вот и shoorick со мной согласен



Но мы едем дальше - и вот оно, Меркушино!



Красиво тут



admiral_scheer, а?



Конечно, никакой дереянной церкви, в которой Симеон молился, давно уж нет - есть вот такой комплекс из двух храмов



Они соединены крытой галереей, а в том, что поменьше, есть полуподвальчик, в котором пустая могила, Симеона, конечно



Командуют тут монашки - тут подворье Ново-Тихвинского женского монастыря (который в Екб в Зелёной роще)

Ну тут еще пара фоток моих спутниц по путешествию - иначе заклюют, если не выложу :)





Тут нас сопровождающая начала подталкивать к автобусу, иначе, мол, опоздаем. Куда? На спектакль. Какой? А там узнаете :)

В общем, вернулись в Верхотурье - погода совсем разгуялась, хотел поснимать натуру, но пошёл со всеми вместе в театр, котрый прям внутри кремля, и называется просто - "Град".







Идём в кремль



Красота-то какая! Лепота!









Спектакль - в основе та самая история с перенесением мощей, вон костыли лежат



Не сказать, чтоб пиеса и режиссура вот прям шедевральны, потому что концовка натянута, монологи потырены у Островского, Куприна и еще кого-то - но актёры старались



В общем, местные понимают, какое уникальное и могучее оружие в виде этих самых мощей у них в руках - и это дело используют. Молодцы.

Вышел на улицу, а там еще лучше стало. Поснимал - вот стена новодельная, в прошлый раз её только при мне начали



Внутри кремля пустовато - подозреваю, что в начале XVIII века тут было куда оживлёнее



Ворота открыты, вышел за стену



Иду в сторону реки



Вот он - мост, котрый меня поразил в первый приезд!



Чистят русло



Красиво тут! Но нам пора ужинать и на базу.





Завтра продолжение с верхоглядством

Верхотурье, церковь, деревянь, 2022, друзья-товарищи, Свердловская область, автобус, река, театр

Previous post Next post
Up