Путями Юревича

May 11, 2022 09:11

...и его методами решили действовать нынешние начальники.



Есть у [дорожной] революции начало, нет у революции конца, короче


На западном фронте без узких мест. Знакомимся с грандиозными планами расширения Худякова
Расширенный участок в городском бору, по замыслу, решит проблему доступности пригородных микрорайонов
11 мая 2022, 06:30



В часы пик участок Худякова, проходящий через городской бор, захлебывается от транспорта. Вопрос в том, почему это происходит: из-за недостаточной ширины дороги или по другим причинам?
Фото: Леонид Меньшенин

Пару недель назад в городской повестке робко прозвучала давняя инициатива по расширению улицы Худякова. Мы выяснили, что эта перспектива более чем реальна и проект почти готов, хотя пока не утвержден. Перекроить участок вдоль границ бора планируют уже этим летом. В администрации Челябинска поделились детальным планом расширения Худякова до шести полос на участке к плотине, цель очевидна: ликвидировать пробки, которые возникают из-за так называемой маятниковой миграции жителей западных микрорайонов. И дело не ограничится Худякова: планируется переложить асфальт на самой плотине, ликвидировать круговое движение за ней и построить новую дорогу от западных поселков в сторону Новоградского тракта. Мы нанесли все планы на карту города, побывали на месте и пообщались с инициаторами проекта, чтобы понять, чего в нём больше: плюсов или минусов.



Утренняя пробка на Университетской набережной перед въездом на Худякова
Фото: Леонид Меньшенин

Почему эта проблема наболевшая

Нагрузка на улицу Худякова резко возросла после открытия в 2011 году «кривого моста», соединившего ее с Университетской набережной, по которой двинулись жители Тополиной аллеи и «Академа». Параллельно зарастал домами западный берег Шершней, причем в достаточно авантюрной манере: здесь всегда ощущался дефицит общественного транспорта, магазинов, школ, детских садов. В результате уровень автомобилизации района возрос, а ежедневная миграция создала высокую нагрузку на дорогу по Шершневской плотине и улице Худякова. Сейчас при работающем светофоре каждое утро и вечер на Худякова выводят регулировщиков. Почему просто не изменить фазы светофора? В последние годы для регулирования движения на Худякова стали выводить инспекторов ДПС. На такой шаг, очевидно, власти пошли от безысходности, и в ответ на наши запросы в ГИБДД заявили, что сделано это по просьбам самих горожан, а без ручного управления Худякова встанет совсем. Но решение спорно: в часы пик пробки образуются и на Худякова, и на прилегающих улицах, особенно эпичная - на Лесопарковой. При этом сложно сказать, не провоцирует ли заторы сам принцип ручного регулирования, ведь возможности инспектора куда скромнее, чем, например, умных светофоров.
Вечером Лесопарковая безнадежно стоит

Что предлагается

Решение не ново: увеличить количество полос улицы Худякова на участке от Лесопарковой до Университетской набережной с четырех до шести. Новую схему разработал Челябинский дорожно-транспортный проектный институт. Его директор Виталий Передерий считает, что именно недостаточная ширина проезжей части создает эффект бутылочного горла на Худякова.

Радикальное преображение ждет и круговой перекресток за плотиной: его превратят в Т-образное регулируемое пересечение, при этом поворачивать направо с любого направления можно будет в объезд светофора по специальным рукавам. На самом регулируемом пересечении число полос увеличено до четырех в каждом направлении, чтобы нарастить пропускную способность перекрестка. Автобусную остановку вынесут за границы пересечения.



Кольцо за плотиной превратят в такой перекресток с островками безопасности и рукавами для поворотов. Лиловым цветом обозначены автобусные остановки. Жители Тарасовки смогут выезжать по новому проезду в районе мини-рынка, а затем - поворачивать налево в сторону плотины
Схема: проектная документация

Но это не все идеи. Новую дорогу планируют проложить от поселка Северного к Новоградскому тракту, что, по замыслу, позволит жителям микрорайонов на берегу Шершней выбираться в северную часть города (Калининский и Курчатовские районы), минуя плотину и центр. Но путь получится длиннее: например, до ледовой арены «Трактор» жителю западных ЖК чуть более 8 км, если ехать через кольцо на плотине. По новому объезду путь составит более 20 км. Если ехать из «Вишневой горки» к заводоуправлению ЧМК, обычный путь составит 24 км, по новой дороге - 34 км. Однако предлагаемый маршрут может стать актуальным для жителей «Вавиловца», «Малинки Village» и «Парковых 2 и 3».



Фото: Полина Авдошина

Хотя идея с расширением Худякова мусолится давно, она требует сноса деревьев, приближает дорогу к линии городского бора и, в перспективе, увеличивает общий поток транспорта вдоль лесного массива. Нет ли других альтернатив?

Почему поставили крест на реверсивке

Представленный в 2018 году план развития дорожной сети Челябинска (КСОДД-2018) предполагал создание на рассматриваемом участке Худякова реверсивного движения. Задумка казалась логичной для дороги, которая лежит на пути маятниковой миграции горожан. Такой вариант оценивался и сейчас, но его сочли нецелесообразным. Почему? Объясняет Виталий Передерий:
- Сделать реверсивное движение, не расширяя проезжую часть, по существующим нормативам невозможно. Минимальная ширина реверсивной полосы составляет 3,75 метра, плюс с каждой стороны необходимы буферные зоны по 0,75 метра, итого - 5,25 метра. Мы изучали вариант с пятью полосами, из которых одна реверсивная, но при этом требовалось расширение проезжей части до 21,25 метра, то есть больше, чем в предлагаемом нами варианте.
Сейчас ширина «лесного» участка улицы Худякова составляет 16,7 метра. Если перейти на вариант с пятью полосами без расширения, то размер крайних полос составит 2,8 метра, что не укладывается в нормативы даже для легкового транспорта, не говоря об автобусах.

А не рассматривался ли вариант с четырьмя полосами, при которых в часы пик три полосы переключаются на работу в одном направлении?
- Нет, предметно такой вариант не анализировался, поскольку не имеет смысла: в этом случае в обратном направлении останется лишь одна полоса, что, в числе прочего, затруднит движение общественного транспорта, - говорит Виталий Передерий. - Кроме того, как я сказал, реверсивные полосы шире обычных, поэтому мы просто не пройдем по нормативам.

Как предлагается расширять Худякова

Для получения шестиполосного движения необходимо добавить порядка 5 метров ширины проезжей части. Рассматривалось три варианта: расширение с южной стороны, с северной или сразу с двух сторон (по 2,4 метра). Наиболее целесообразным сочли третий вариант: он дешевле и снижает потребность в сносе деревьев (к этому вопросу вернемся позже). При этом не затрагиваются земли городского бора (особо охраняемой природной территории), а из минусов - только необходимость переноса коммуникаций (высоковольтных кабелей и кабелей связи). Ширина проезжей части составит 20,5 метра (+4,8 метра), правые полосы будут шириной 3,75 метра под габарит общественного транспорта, а четыре центральные - 3,25 метра. Это меньше, чем сейчас, но соответствует новым нормативам, которые применили, например, при ремонте Комсомольского проспекта.
- Для увеличения пропускной способности крайне важно исключить узкие места, - говорит Виталий Передерий. - Улица Худякова имеет шесть полос на отрезке от стыка с улицей Доватора до Лесопарковой, но затем идет сужение до четырех полос, что и приводит к заторам. Если смотреть в обратном направлении, то там идет слияние двух потоков, с плотины и с улицы Университетской Набережной, и пропускной способности Худякова, очевидно, недостаточно для такого трафика.
На участке Худякова от Лесопарковой до Татьяничева также изменят правую полосу, которая сейчас используется в качестве парковки, а саму парковку перенесут на улицу Витебскую.
Правые полосы Худякова в будущем могут быть целиком отданы общественному транспорту.
По замыслу, расширение участка Худякова позволит гармонизировать движение. Остальная часть улицы шестиполосная уже сейчас

А как же деревья?

Это самая спорная часть проекта. Авторы заявляют, что для расширения дороги требуется снести порядка 22 деревьев, что компенсируют высадкой 132 деревьев. Кстати, в первоначальной презентации указывалось, что потребуется вырубка 39 деревьев, но с пометкой: «Снос деревьев определен визуально, ориентировочно. Требуется детальное обследование».
Улица Худякова проходит по полосе земли, которая не включена в границы городского бора. С южной стороны (слева на схеме) от края проезжей части до границ бора около 6,5 метра, с северной - более 16 метров. Расширение дороги на 2,4 метра с каждой стороны приведет к тому, что с юга от края проезжей части до границ бора останется 4 метра. Ширина тротуара с южного фланга сократится с 5,5 метра до 3 метров, а северный тротуар делать не будут: такую идею рассматривали, но отказались, чтобы не наносить дополнительного вреда деревьям.

Виталий Передерий считает оптимальным решение с минимальной вырубкой:
- Альтернативные варианты предлагали снос значительно большего числа деревьев, здесь же мы обойдемся вырубкой лишь 22 штук с северной стороны улицы Худякова, причем половина из них фактически являются мертвыми. Границы городского бора проходят в 15 метрах от дороги, и речи о вырубке леса на особо охраняемой природной территории не идет.
По нормам от края проезжей части до зеленых насаждений должно быть не менее метра. В основном места для расширения достаточно, но два десятка деревьев всё же придется срубить

При этом расширение дороги приблизит ее к другим деревьям, которые окажутся в зоне риска. Виталий Передерий настаивает, что при соблюдении нормативов угрозы для них не будет:
- Нужно будет защитить корневую систему и шейки деревьев с помощью габионов, в остальном расстояние более метра считается достаточным по нормам безопасности, - говорит он. - Кроме того, будут компенсационные посадки в шестикратном объеме. Чем иметь мертвые деревья вдоль дороги, лучше высадить новые там, где им будет комфортно.
Но всё же заявленная цифра в 22 дерева - это пока лишь декларация самих властей. Отдельный вопрос связан с выживаемостью деревьев, которые окажутся в непосредственной близости от шестиполосной магистрали после расширения.

Поможет ли увеличение полос?

Пропускная способность определяется не только шириной проезжей части, но и пересечениями с другими магистралями или переходами. Рассматриваемый участок улицы Худякова ограничен двумя регулируемыми перекрестками: один - с Лесопарковой, другой - с Университетской Набережной и плотиной. Кроме того, поток рвется пешеходными светофорами у школы-интерната и особенно сильно - на дороге, ведущей к резиденции губернатора (Обкомовская дорога).
Основные пробки обычно скапливаются перед пересечениями, тогда как перегон вдоль бора как будто справляется с нагрузкой. Так, например, по данным «Яндекс.Пробки», самые сильные утренние заторы возникают в 7:45, но пробка тянется лишь до светофора на пересечении с Обкомовской дорогой. В обратном направлении хуже всего обстановка в 17:45: затор возникает на участке Худякова, предшествующем «лесному перегону», плюс всё очень плохо на прилегающих улицах. На участке же вдоль границ бора движение плотное, но рабочее.



Это час пик в пятницу вечером. Хорошо видно, что до пересечения с Лесопарковой улица Худякова стоит в пробке (со стороны железнодорожного вокзала)
Фото: Леонид Меньшенин



Но трафик на самом «лесном перегоне» отнюдь не критический, то есть сама по себе улица справляется с нагрузкой
Фото: Леонид Меньшенин

Сложным местом являются перекрестки. При этом они и так огромны, то есть увеличить их пропускную способность не так-то просто



Обкомовская дорога пользуется спросом у велосипедистов. Тут так и просится велопешеходный мост с плавными въездами
Фото: Артем Краснов

Не получится ли так, что расширение Худякова не даст долговременного эффекта, потому что узкими местами станут пересечения транспортных потоков? Виталий Передерий считает, что подобная логика не совсем верна:
- Да, безусловно, пропускная способность участка определяется и перекрестками, но в данном случае мы видим, что проблемы на них возникают, когда поток тормозится сужением улицы Худякова и не может набрать ход, из-за чего пробка разрастается и по самой улице, и в поперечных направлениях. Посмотрите на перекресток Худякова и Лесопарковой: там при включении разрешающего сигнала по улице Худякова проехать пересечение нельзя, потому что впереди стоит «хвост» пробки. То же самое - в обратном направлении, где идет слияние потоков с Университетской Набережной и плотины: перекресток загромождается, потому что транспорт стоит на улице после него.
Перекрестки на данном участке широки и перегружены, но, по мнению авторов проекта, проблемы возникают из-за пробки на узком участке Худякова

Представители АО «СМЭУ» (отвечают за эксплуатацию светофоров) настаивают, что в случае расширения Худякова можно будет увеличить пропускную способность перекрестков за счет настройки светофоров и переноса стоп-линий ближе к краям пересечений, что сократит холостое время, когда стартующая на зеленый машина подкатывает к перекрестку.
По расчетам, пропускная способность участка возрастет с 3600 до 4200 автомобилей в час (в двух направлениях), то есть на 17%. И это не так уж много: например, в 2021 году на западном берегу Шершней начали строить жилой массив общей площадью 500 тысяч квадратных метров. По нашим прикидкам, это эквивалентно добавлению туда порядка 6-8 тысяч автомобилей, и даже если они не будут стопроцентно ездить в часы пик, то возросшая нагрузка съест изрядную часть профита от расширения дороги.

Комплексное решение

Вице-мэр Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту Андрей Ксензов подчеркивает, что речь идет о комплексном решении, которое подразумевает ряд других мер для ускорения потоков от западных микрорайонов.
- Обстановку разгрузит дорога, идущая от поселка Северный к Новоградскому тракту, а в перспективе планируется продолжение улицы Братьев Кашириных, - говорит он. - Нынешний проект расширения Худякова я считаю грамотным, особенно с учетом тех ограничений, что накладывают расположенные рядом земли городского бора.
Не получится ли так, что разрастание западных микрорайонов рано или поздно остановит и шестиполосную улицу Худякова?
- Нет, это решение позволит забыть о проблеме навсегда, потому что избыточный поток не пройдет по четырехполосной плотине, и люди всё равно будут выбирать альтернативные маршруты, которые мы им предложим, - считает Андрей Ксензов.



Дорогу на плотине планируется отремонтировать, а пробку на ней - убрать за счет расширения Худякова
Фото: Леонид Меньшенин

Глава комитета дорожного хозяйства Ринат Кучитаров объясняет, что расширение Худякова не нужно рассматривать обособленно от других проектов:
- Изначально прорабатывался комплексный подход к решению проблемы, и в администрации губернатора поставлен вопрос и по строительству социальной инфраструктуры на западном берегу: это четыре садика, четыре школы. То есть речи не идет о том, что мы сделаем шестиполосную дорогу и успокоимся. При этом мы пошли не по типовому сценарию, а запланировали полосы меньшей ширины, чем сейчас, чтобы ограничиться минимальным расширением проезжей части.
В 2022 году в микрорайоне «Привилегия» планируется сдача школы на 1100 мест, еще одна такая же школа строится в «Вишневой горке». В этом году введут в эксплуатацию детсады в поселке Западный, микрорайоне «Привилегия» и поселке Кременкуль, к которым в 2023 году добавится детсад в «Вишневой горке». Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области рассматривает строительство еще нескольких школ и садиков в Сосновском районе через механизм инфраструктурных облигаций.

Почему отказались от идеи велопешеходного моста?

Говоря откровенно, слабым звеном улицы Худякова выглядит ее пересечение с Обкомовской дорогой - той, что ведет к резиденции губернатора. Не лучше ли построить здесь двухуровневое пересечение, пустив пешеходов и велосипедистов над землей или под ней?
Летом здесь ощущается конфликт интересов, и пробки зачастую стоят именно до этого рубежа

Андрей Ксензов говорит, что вариант не выглядит реалистичным:
- Подземный переход получится золотым, в том числе потому, что внизу - скальная порода. Обычный пешеходный мост создаст проблемы для велосипедистов, родителей с колясками и маломобильных категорий граждан, а также пенсионеров. А велопешеходный мост - это крупное сооружение, которое не получается вписать в имеющиеся габариты.
В принципе, проект велопешеходного моста по Обкомовской дороге через Худякова был разработан еще в 2019 году и тогда же прошел экспертизу. Проект стоимостью 115 млн рублей предполагал устройство 246-метрового путепровода, перенос коммуникаций и снос 295 деревьев. В мэрии города нам сообщили, что именно из-за последнего обстоятельства его и положили на полку. Также открыт вопрос безопасности роллеров, скейтеров, велосипедистов, самокатчиков и родителей с колясками при спуске с моста.

А что с общественным транспортом?

После активного расширения дорог в 2009-2013 годах Челябинск в последние годы отказался от концепции города для автомобилистов и сделал акцент на развитие общественного транспорта. За это, в частности, выступает областной замминистра транспорта Александр Егоров.
Для западных ЖК проблема излишней зависимости от автомобиля особенно остра: жители уже не первый год жаловались на дефицит автобусных маршрутов, а январскую реформу восприняли в штыки, заявив, что новая схема для них неудобна. Не лучше ли сфокусироваться на этой проблеме и настроить автобусное движение таким образом, чтобы жители западного берега Шершней могли обойтись без автомобиля?
- Безусловно, проблема выходит за рамки только дорожного строительства, - соглашается Андрей Ксензов. - С одной стороны, необходимо развитие общественного транспорта, с другой - внутренней инфраструктуры данных микрорайонов с точки зрения обеспеченности детсадами, школами и другими социальными объектами. И эта работа также будет вестись. Но при этом все подобные проекты носят долгосрочный характер, тогда как дорожная ситуация обострилась уже сейчас. И в этом году у нас есть возможность разгрузить этот участок, заложив фундамент для будущего развития. Так, проект предусматривает создание в будущем выделенных полос для общественного транспорта, который без расширения дороги будет стоять в той же пробке, что и автомобили.

Проект расширения Худякова еще не принят. Из формальностей ему еще требуется государственная экспертиза, кроме того, администрация Челябинска хочет услышать мнение горожан: общественные слушания в данном случае не нужны, но мэрия всё же стремится понять, считают ли сами челябинцы такой проект оправданным (примите участие в голосовании ниже). В теории, расширение Худякова может начаться уже в августе (деньги в бюджет заложены) и завершиться до конца строительного сезона, равно как и перекладка покрытия на плотине. Остальные работы, возможно, разобьют на несколько этапов, захватив следующий год.
Что касается нашего впечатления, то расширение Худякова выглядит попыткой решить системные и застарелые проблемы малой кровью, сославшись на экстренный характер ситуации. При этом альтернативные варианты рассмотрены не в полном объеме, а обещания обеспечить западный берег Шершней садиками и школами пока звучат... именно как обещания.

Западный берег Шершней продолжает активно застраиваться. Очередной проект был анонсирован в начале 2022 года. Для решения транспортной проблемы Западного предлагалось много решений, включая мост через Шершни. При этом урбанист Михаил Попов считает расширение Худякова абсолютно бесполезным.

PS У нас новый урбанист?

Вот такая новость у нас. Странно, в егоровском чатике тишина пока - не врубились? Что я думаю? шесть полос - это неплохо, но ненадолго. Нужен внеуличный транспорт для вывоза людей с Того Берега - и не выделенки, а что-то более обособленное и не зависящее от дорожной обстановки, вот такая штука есть - трамвай, например. Ещё лучше - метро, но это не для нас.

UPD. Отличную фоточку с SSC утащил - потихоньку ковыряют развязку, оставшиеся съезды делают, похоже



Там, кстати, пишут ещё, что за Бейвеля взялись. Ну наконец-то!



дорожная ррреволюция, лес, 2022, Челябинск, проект

Previous post Next post
Up