Новые откровения челябинского урбаниста

Sep 16, 2021 21:21


...приходит человек и пишет: "Посмотрите, мир уже меняется к лучшему. Мы живём в преддверии нового общества, где всё будет устроено иначе, гораздо лучше, чем сейчас. И вот как оно будет выглядеть". И почему-то всегда это оказывается очень, очень специфический человек. Его слова в переводе на простой язык всегда звучат как-то так: "Когда мы придём к власти, мы всех вас убьём и будем жить, как нам нравится". Или, в более гуманном варианте: "Вас остаётся всё меньше. Скоро вы все умрёте, и тогда мы придём к власти и будем жить, как нам нравится". А когда он описывает, как им нравится -- получается почему-то всегда куда более страшный и бесчеловечный мир, чем любой апокалипсис. Но это для нас он страшный. Для него это эпоха света, любви и добра -- потому что он их так себе представляет. С ним даже бесполезно спорить, потому что его представления о добре и зле... даже не противоположны человеческим, а перпендикулярны, как у монстров Лавкрафта. Впрочем, для него монстры -- это мы, и он искренне радуется, что уже очень скоро мы все умрём. Какой именно смертью -- уже детали.
(c) Отсюда
Вот стоит ненадолго уехать, так такое публикуется... Нажористо, очень нажористо!! Экий дистиллят!




Лев Владов - о будущем ЧТЗ, высотках на Алом Поле, «Парковом-4» и пробке на Шершнях
14.09.2021 07:02

В День города в Челябинском музее изобразительных искусств прошла публичная дискуссия на тему «Челябинск: вчера, сегодня, завтра». Один из ее участников, лидер движения «Челябинский урбанист» Лев Владов поделился мнением о самых проблемных, на его взгляд, точках и перспективах развития мегаполиса в моменте и будущем:

Про микрорайоны на окраинах:

- Все, что происходит сегодня за пределами центра города, со временем придет в полный упадок. Чурилово уже ничего не спасет - когда-нибудь все, что там настроили, придется сносить. Северо-запад тоже ничего не спасет: там уже сегодня невозможно жить человеку с чувством прекрасного, поскольку огромное количество бесвкусных разноцветных фасадов настроение, на самом деле, не поднимает, а портит. Когда я один раз вез своего знакомого в тех краях и искал какую-нибудь кофейню, чтобы посидеть, он попросил меня поскорее уехать отсюда и пожаловался, что ему «больно глазам». Это изменится только вместе с застройкой - то есть, лет через сто.

На всем огромном северо-западе практически нет нормальных заведений - когда люди собираются вечером отдохнуть, они едут в центр. Там до сих пор в ходу фраза «поехать в город» - сами себя жители северо-запада «городом» не считают.

Очень важно понимать, что комфортный город не разбивается на «микрорайоны» для людей, которые утром едут на завод, а вечером - с завода. Челябинск состоит из таких микрорайонов на 80%. «Плановый» характер этой застройки не приспособлен для комфортной жизни современного горожанина, который сам решает, где он учится, где работает и где отдыхает.

Но город упорно продолжает строиться огромными кварталами 600х600 метров. В то время, как все цивилизованные города с уютными улочками, куда мы все так любим ездить туристами, имеют сетку в три-четыре раза меньше - 100-200 метров сторона. Если брать аналогичные масштабы, то в центре города на квадратном километре может быть 16 перекрестков, а на северо-западе - всего один, превращающий обе его улицы в шумные магистрали, на которых невозможна нормальная спокойная жизнь, каковой она является в центре города.

Что будет на ЧТЗ и в Ленинском:

- Как бы ни сопротивлялись чиновники и архитекторы, но развитие города в будущем пойдет по уже совершенно определенным контрольным точкам. Во-первых, это переосмысление многочисленных огромных гаражных кооперативов, складских комплексов и прочих используемых неэффективно нежилых зон с принудительным выкупом у собственников.

Во-вторых, в чуть более далекой перспективе ЧТЗ - банкрот. И его территорию тоже придется отдавать под жилую реновацию: зачищать ее, возможно, оставив какие-то цеха, которые являются архитектурными памятниками конструктивизма. Это неизбежный вектор развития города, поскольку ЧТЗ находится на его главной улице - на проспекте Ленина.

И к этому уже есть предпосылки - напротив ЧТЗ «Легион» и КОНАР скоро начнут строить жилой квартал. Думаю, что по такой же логике пройдет реновация и остальной огромной - почти полтора квадратных километра - территории тракторного завода.

Активно будет развиваться Ленинский район: в дополнение к уже опубликованным проектам КРТ, неподалеку от набережной у ДК ЧТПЗ пойдет под снос квартал послевоенных двухэтажек и там тоже появится многоэтажное жилье. А в дальнейшем преобразованию подвергнется вся стремящаяся к центру улица Гагарина, к которой примыкает огромный частный сектор. Земля там будет дорожать, однажды застройщики начнут делать местным жителям определенные предложения. Либо это также будет носить принудительный характер.

Про пробку на Шершневской плотине:

- Проблема, которая уже перетекает в политическую плоскость - это кварталы за Шершнями и дорога через городской бор от плотины на улицу Худякова. Сейчас власти Челябинска не могут влиять на ситуацию в этих поселках - потому что это Сосновский район. Дешевые земли там застраиваются недорогим панельным жильем, население растет, и Сосновский район превращается в «Парковый-3», «Парковый-4» и так далее.

Те, кто там живет, все чаще задают вопросы городским властям - почему мы вечно стоим в пробке на Шершнях? Давайте снесем на этой дороге лес по обеим сторонам, чтобы расширить ее! Лично знаю одного застройщика, который с 2019 года обивает с этим вопросом пороги администрации. Некоторые высокопоставленные чиновники администрации, кстати, тоже там живут.

Мы знаем, что в городском бору уже построен комплекс Gagarin Residence, что там готовятся воткнуть еще четыре «свечки» на месте санаториев еще советского времени. Население будет расти и требовать себе широких проезжих магистралей. Но снос деревьев не поможет - пропускная способность дорог прямо зависит от пропускной способности перекрестков. Уже, кстати, идут разговоры о том, что пора делать улицу Лесопарковую односторонней.

Но челябинцам следует знать, что пробка на Худякова - это нормально, это даже хорошо. Если там будет пробка, это будет сдерживать развитие юго-западной окраины города и переместит внимание застройщиков в центр.

Сегодня местные застройщики не идут сносить старые хрущевки, как в Москве, поскольку это долго и дорого, цена квадратного метра эти усилия не окупает. Они по-прежнему застраивают окраины, поскольку туда еще можно доехать относительно свободно. Но вечно так продолжаться не может.

Что делать с центром?

- Центр города всегда будет самым желанным и интересным для жизни. В самое ближайшее время там должны произойти серьезные изменения. Нужно перестроить автомобильное училище: это огромный квартал размером с Парковый, который выключен из жизни города и люди объезжают его, создавая транспортную напряженность на окружающих улицах. Там могут жить до 30 тыс. человек, которые могли бы ходить пешком до центра города и обратно, нивелируя маятниковую миграцию.

Огромный потенциал хранит территория в самом-самом центре: улицы Энгельса, Володарского, Алое Поле, Елькина. Этим параллелям нужны перпендикуляры - новые улицы с новыми домами, где будут нормальные функциональные первые этажи. Это резко прибавляет бонусов городской среде.

Я был в Нью-Йорке - казалось бы, совершенно античеловеческий город, но там все кварталы нарезаны через 150 метров друг от друга, все первые этажи - стеклянные. И удивительным образом ты чувствуешь простор на этих улицах, тебе интересно там находиться.

Вспомните ощущение, которое вы испытываете, когда идете вдоль «Золотого яблока» по Сони Кривой - вам любопытно заглянуть в окна, понаблюдать за жизнью. Точно такие же тротуары в центре города должны быть повсеместно.

В типовых хрущевках и брежневках этого добиться не удастся - и поэтому их нужно сносить. Но для этого нужно убедить застройщиков в том, что им будет интересно заниматься этим. И это также политический вопрос: очень многое зависит и от позиции властей, и от мнения жителей.

Про конгресс-холлы и силовиков:

- У нас очень небольшой исторический центр и половина его отдана силовикам. Эта территория - огромное мертвое пространство по улицам Красной, Елькина и Васенко с интересными историческими зданиями - абсолютно выключена из жизни города, из бизнеса, там нет точек притяжения. И это еще одна перспективная точка роста для Челябинска - переезд силовых структур в некий единый многофункциональный центр.

У нас есть целых два конгресс-холла: допустим, что их достроят и всех силовиков туда перевезут. И они будут только рады, я уверен - потому что мало удовольствия жить в старом здании с деревянными полами, старыми трубами, неработающими лифтами.

Одной Кировки для огромного города очень мало - да и к тому же это все равно воплощение всего плохого, что есть в Челябинске. Людям нужна «параллельная Кировка», где не будет всего того бардака, который развели на ней сейчас.

Где сейчас точки развития центра?

- Несмотря на то, что в городе полно пустырей с недостроями, приходит новый губернатор и начинает строить конгресс-холл, где? Посередине реки! Что может быть дороже и сложнее? При том, что рядом с гостиницей «Малахит» стоит огромнейший участок с остовом здания, который уже лесом успел зарасти за 15 лет.

Кстати, я в целом позитивно настроен насчет Челябинска именно благодаря таким вот пустырям, заброшенным зданиям, скверам - поскольку их за последние 20 лет не успели застроить бесвкусным «капиталистическим романтизмом», как это сделали, например, в Казани.

Челябинск - красивый, на самом деле город. В нем огромный потенциал для новых градостроительных решений, которые появились уже в наше время, когда пришло понимание, что нельзя по беспределу строить что угодно где вздумается.

Обратите внимание, что у нас в самом центре города очень много автозаправок в самых неожиданных местах. А это произошло потому что жил прежде в городе один человек, которому если приглянулся какой-либо земельный участок, он пригонял туда экскаватор, начинал строить заправку, а потом просто подсовывал мэру Тарасову документы на подпись задним числом.

Слава Богу, это безумие прошло, и, хотя сохраняется диктат застройщиков, невыгодно низкая стоимость квадрата, у нас все же появился некий осмысленный подход к застройке. Тот уровень дискуссий, которые идут сейчас в городском управлении архитектуры, невозможно было представить десять лет назад.

О будущем «города панелек»:

- К сожалению, логика развития города вынуждает нас констатировать, что мы навсегда потеряли малоэтажный центр. В районе одного только Алого поля строятся одновременно две высотки на 30+ этажей. Не нужно этому сопротивляться, это нормальный процесс - если раньше этажность повышалась к окраинам, то теперь она будет расти и в центре, как и должно быть. Здесь мы повторяем опыт Екатеринбурга - когда рост количества хороших квартир в центральной части города качественно улучшает городскую экономику в целом.

Полагаю, что в следующие 20 лет Челябинск в массиве останется «панельным» городом - но мы уйдем от бесконечных вариаций 121-й серии, у нас будут возводить «финские» панельки серии, по аналогии с тем, как строили первые дома в «Ньютоне».

Так сложилось потому, что у нас работают несколько домостроительных комбинатов, которые делают эти панели и им нужно реализовать продукцию - часто они дают их застройщикам даром: «строй, рассчитаешься потом». И это, на самом деле, не такой уж и минус - практически вся Москва сейчас строится из панелей. Монолитные дома, которые у нас считаются «элитными», для жилья фактически непригодны из-за слышимости, там по этим колоннам распространяются все звуки. Понятно, что лучше кирпича и дерева никто стройматериалов так и не придумал, но низкая стоимость квадратного метра обязывает искать более дешевые решения.

Редкостный чудак :) Впрочем, есть новости иного плана, но тоже прикольные. Но это завтра.

2021, Челябинск, чурбанизм

Previous post Next post
Up