...однако, что творится, друзья мои :) Не думал, что теперь
такое возможно. Каких-то 130 км к юго-востоку от Че...
«Это чисто бизнес»: два южноуральских священника устроили склоку из-за мощей местной святой
Троицкая и Южноуральская епархия в Челябинской области раскололась на две части. Верующие взбунтовались против епископа Пармена. Он предложил перенести из села Чудиново тело Евдокии Маханьковой - умершей в 1948 году жительницы Октябрьского района. Верующие считают её святой и рассказывают о совершаемых Дуняшей чудесах, к её могиле ездят целые автобусы с паломниками. И идея переноса мощей в другой район вызвала у них негодование. Прихожане дежурят на могиле днём и ночью, рядом выставлены посты полиции. Вмешалась в ситуацию и прокуратура. Что сегодня происходит в Чудиново - в репортаже 74.ru.
В Чудиново мы приезжаем рано утром - в 06:30. Село уже не спит, на улочках появляются люди. Церковь находим быстро - колокольню видно издалека. И на развилке спрашиваем у мужчины на велосипеде, как проехать на кладбище. Он без лишних вопросов машет рукой в нужную сторону: «Езжайте прямо». Через пару минут видим вдалеке кладбищенскую оградку, скопление машин перед калиткой на входе и десяток людей. Выясняется, что многие дежурят здесь уже часа полтора, остальные приехали ещё накануне вечером.
- Конечно, мы против переноса мощей, - объясняет нам прихожанка Светлана. - Место само - Чудиново, от слова «чудо» - не зря же оно здесь выбрано. Понятно, что Дуняша его прославляет. Отсюда её ни в коем случае забирать нельзя.
Светлана рассказывает: она стала одной из первых прихожанок храма в селе Чудиново - ездить сюда начали сразу, как только начались работы по восстановлению. Тогда других действующих церквей в Октябрьском районе не было, а разговоры о чудесах Дуняши уже начались.
- Здесь все с личными историями, все до одного, - горячо говорит Светлана. - Нет никого, кто просто так, из праздного любопытства здесь. Кому здоровье вернула, кому... У нас по работе, например, была неприятность. Машину у нас угнали с техникой. По молитве Дуняшиной машину нашли и технику всю. Так что просто даже в таких бытовых вопросах [помощь есть]. Милиция не могла помочь, а Дуняша помогла. Понятно. Господь всё по вере подаёт - исцеление и скорбь.
Рассказывает нам Светлана и историю Дуняши, в жизни Евдокии Маханьковой. Её мама умерла рано, отец женился снова, но мачеха к девочке относилась не слишком по-доброму. Долгие годы Дуняша страдала, уточняет жительница Октябрьского района, а теперь помогает другим страдальцам.
- Мы ехали сейчас по дороге. Её молитвами и район поднимается, и заброшенные земли распахиваются, - продолжает Светлана. - В прошлом году тут рядом засеяли поле льном. Это ведь Дуняша сама в детстве сиротой убирала лён. С тех пор не сеяли льна в районе. В прошлом году первый раз посеяли лён. После неё всё начинает возрождаться.
К могиле Евдокии Маханьковой по кладбищу ведёт протоптанная тропа. Потеряться здесь невозможно - перед местом захоронения верующие поставили деревянные кресты, а прямо над ним - пластиковый купол. Там можно укрыться от дождя или снега в плохую погоду. Внутри и снаружи действительно застаём ещё несколько женщин. Одни читают молитвы, другие наводят внутри купола чистоту. Нам женщины бодро сообщают: дежурили на могилке со вчерашнего вечера, чтобы не допустить переноса мощей.
- Дунюшка помогает нам всем! Я просила для дочери. Зять у меня хороший, двое внуков, - рассказывает нам жительница села Октябрьского Любовь Петрова. - Скоро помощь идёт, судьбы меняются.
Женщина уточняет, что к могиле Евдокии Маханьковой ходят не один десяток лет, причём пешком - прямо из села Октябрьского.
- Тут 36 километров по трассе и 25 - по прямой. С мамой ходили вместе. Маме 80-й год, а она не отставала, - объясняет Любовь Петрова. - В пять утра к Дунюшке выходим и до вечера ползём. Где присядем, поедим, чаю попьём. А как-то автобус остановился и стоит. Мы подходим - там батюшка, с Карталов едут. Он мне на голову руку положил - благословляет - и говорит: «Обратно пешком пойдёте, садитесь». Маме руки отогревает! Уже снег летел.
С удовольствием делится Любовь и историями о чудесах, совершаемых Дуняшей.
- Мы идём, а одна женщина говорит: «Камушки были. Я к Дунюшке пришла, батюшке на исповеди плакала, что меня на операцию готовят, УЗИ [делали]. А он мне сказал, чтобы я причастилась, после причастия идёт помощь. Плакала после причастия, а домой приехала - ничего не болит. Близкие сказали, чтоб платно УЗИ сделала. Я сделала - ничего нет, всё чисто», - рассказывает нам Любовь. - У неё даже медицинские бумажки, справки, что излечение от Дунюшки.
- Мы Дунюшку не отдадим! - бойко заявляет ещё одна паломница, выглянув из шатра над могилкой. - Она сама так хотела. В Чудиново она родилась, детство тут провела.
Прихожане рассказывают: о том, что мощи Дуняши собираются у них забрать, узнали накануне и тут же договорились защищать могилу до последнего. Говорят, что похоронить её в Чудиново просила сама Евдокия Маханькова перед смертью, а ещё сказала, чтобы к ней все приходили со своими бедами.
- Вы меня не будете видеть и слышать, а я буду вас видеть и слышать, - цитируют женщины слова святой.
- Зачем всё это? Я считаю, кому нужно к Дунюшке, он приедет. Хорошо, увезут её в Троицк, как они говорят. Городские смогут туда поехать, а наш околоток останется вообще [ни с чем], - рассуждает прихожанка из Чудиново. - Мы же не претендуем на мощи Ксении Петербургской!
- У нас племянница заболела, и заболела серьёзно - онкология, - добавляет её сестра. - Это был крик души, пошли мы к Дунюшке. Ходили, на коленях просили. Можете считать, что это моё воображение, но стояли мы на коленях, плакали, молились, а когда вышли от Дунюшки, полетела бабочка. Красивая такая, большая! А было время не для бабочек - весна. И у меня в мыслях было: «Оля будет жить». И Господь дал Оле [здоровье].
Среди тех, кто ощутил заступничество святой, есть и мужчины. Владимир Ярин рассказывает - с самого детства о чудесах и Дунюшке ему рассказывала бабушка, а затем и он сам обращался к Евдокии Маханьковой за помощью.
- Я работал директором крупного совхоза и приезжал сюда, к Дунюшке, - рассказывает Владимир Ярин. - Я никакого решения не принимал, прежде чем с ней не посоветуюсь. Приеду, помолюсь - решение приходило очень хорошее. И я всегда приезжал советоваться.
До четырёх утра, рассказывают прихожане, на кладбище с ними был и отец Иоанн - настоятель Свято-Вознесенского храма в селе Чудиновском. Сейчас он ушёл отдохнуть, а женщины остались дежурить. За порядком на кладбище следят полицейские, здесь же дежурит прокурор Октябрьского района.
- На данный момент какие-либо официальные документы, подтверждающие разрешение на эксгумацию, нам не предоставлены, были только телефонные переговоры, - рассказывает Вячеслав Гаврилов. - Со слов епископа Троицкого известно, что сегодня мероприятие [по эксгумации] планировалось. Кроме того, поступило его обращение на имя главы района о том, что будет проводиться изъятие мощей сегодня с территории кладбища села Чудиново и перенос в Увельский район.
Такого обращения, уточняет прокурор, для эксгумации точно недостаточно. Любое вскрытие могилы должно быть санкционированным.
- Определённая процедура существует. Она регламентирована федеральным законодательством. Есть санитарно-эпидемиологические требования, согласие Роспотребнадзора обязательно требуется, разрешение органов местного самоуправления - администрации поселения, - перечисляет Вячеслав Гаврилов. - С нашей точки зрения, законных оснований для этого действия в настоящее время не имеется. Необходимо также учесть, что Дуняша в настоящее время не канонизирована. То есть она - обычное физическое лицо, её тело покоится в земле, и оснований для его изъятия сейчас не имеется. Ситуацию мы будем держать на контроле.
В половине восьмого на площадке перед входом на кладбище начинается суматоха. Подъезжает отец Дмитрий из Верхней Санарки. На могиле Дуняши его видели часто, но в этот раз ситуация непростая - священник стал посланником Троицкой епархии. Именно там, по словам прихожан, и планируют «захват мощей» - хотят перевезти в возрождаемый в Увельском районе монастырь.
Собравшимся прихожанам делегат Троицкой епархии заявляет - повода для волнений у них нет. Выкапывать тело Евдокии Маханьковой никто сегодня не будет. А конфликт возник на ровном месте из-за того, что стороны друг друга недопоняли.
- Сейчас готовится материал для прославления, - рассказывает нам чуть позже отец Дмитрий. - Мы с 2001 года над этим работаем. Сбор материалов подразумевает под собой определённые действия. Сбор жития - жизнеописания человека, максимально достоверного. Сами знаете, всё это зачастую обрастает историями полусказочными. Нужно, чтобы максимально трезво, здраво, взвешенно всё было. Потом собираются живые свидетельства уже наших современников о проявлениях чудесного участия. Плюс в зависимости от ситуации сложно сказать... Необходимо и экспертное участие, судебно-криминалистическая экспертиза в отношении останков. В свидетельство того, что они соответствуют описанию человека. Здесь очень плотно друг к другу находятся могилы, очень легко перепутать одну с другой. Череп берёшь - на костях есть деформации определённые. Почему и важно жизнеописание, были ли переломы, травмы - чтобы сопоставить.
- Хотите сказать, эксгумация останков - это часть процесса канонизации? - переспрашиваем мы.
- Это не обязательный вопрос, но иногда требуемый, - кивает отец Дмитрий. И тут же напоминает - сегодня извлекать останки никто не будет. - Я вот сейчас достану лопату и буду копать? Нет. Я один приехал сюда, чтобы внести ясность как представитель епархии. Можете в уазик заглянуть. Конечно, там у меня лопата есть, потому что это внедорожник, я езжу на нём по полям.
При этом священник не отрицает, что разговоры о переносе мощей Евдокии Маханьковой в монастырь в Троицкой епархии действительно идут.
- Место, конечно, приготовлено. Предварительное решение принято, - заявляет отец Дмитрий. - Но для перезахоронения нужно выполнить правовые нормы. И заниматься этим должна организация, имеющая соответствующую лицензию.
Учесть при этом, уверяет нас священник, епархия собирается и мнение прихожан.
- Церковь - это всё-таки собрание людей. Предварительные решения должны быть приняты, а потом они выносятся на суд людей. А не так, что мы собрали базар какой-то, флагами помахали и разошлись, ничего не сделали. Должен же быть определён какой-то вектор, последовательность действий, - уточняет отец Дмитрий. - Какая у нас цель на сегодня? Подготовить материал для канонизации.
Собравшимся на кладбище прихожанам священник предлагает вместе помолиться и проходит к месту захоронения Евдокии Маханьковой. Но стоит только начать богослужение, как на кладбище появляется отец Иоанн - настоятель чудиновского храма, - и конфликт резко обостряется.
- И не стыдно тебе? Или ты уже совесть потерял? - гневно спрашивает отец Иоанн представителя Троицкой епархии. Но тот продолжает читать молитву.
- Ты посмотри, насколько бесстыдный, насколько наглый! - поворачивается отец Иоанн к своим прихожанам.
- Наглый, наглый! - подтверждает кто-то из толпы. - Пришёл и читает тут.
- Пришёл панихиду служить! - продолжает отец Иоанн. - Кому ты пришёл панихиду служить?! Я тебя спрашиваю. Если ты хочешь её увезти, у тебя это не получится. Она при жизни ещё сказала: «Вот здесь меня похороните». Ты не боишься, что у тебя руки отсохнут? Это ведь было с людьми!
- Уезжайте с богом! Уезжайте с миром! - всё громче и громче начинают требовать прихожане.
Вмешиваться в конфликт приходится прокурору. Он предлагает отцу Дмитрию проехать в администрацию района, чтобы обсудить ситуацию. В итоге через несколько минут посланец Троицкой епархии уходит, а местный священник начинает проводить службу заново.
- Это Господь через журналистов всё разрешил, - благодарно говорит нам одна из прихожанок.
Зачем переносить мощи в другое место, многие верующие искренне не понимают, у других есть своя версия об этом.
- Видите, как. Сюда народ ездит, - объясняет нам источник из окружения священника. - А там, как я понял, Красносёлка от дороги недалеко, строят монастырь, привозят Евдокию - и народ пошёл. Просто сидят и считают деньги. Это чисто бизнес.
Отчасти эту версию подтверждает и сам отец Иоанн.
- Меня уже стали упрекать. Вот, ты здесь не строишь никаких зданий, не строишь никаких помещений, чтобы люди приезжали к Дунюшке и чтобы у них был ночлег, - рассказывает чудиновский священник. - Но я-то взял крест и Евангелие, я-то не строитель. Здесь строить, в деревне, - и средств нету, и народу нету. Как я могу построить здесь эти хоромы? Вот и решили перевезти в другое место, где хоромы, где стройка. А больше-то я не могу понять, для чего. Самое-то главное - что они хотели с игрушкой этой сделать. А ведь она всё-таки святая. Пускай они в это не верят, но тут было много чудес.
Дежурство на кладбище священник и его паства собираются продолжать. Прихожане боятся, что изъять из могилы мощи представители епархии попытаются без оформления необходимых документов и под покровом ночи.
- Спасибо, что помогаете нам. Дайте обниму вас, - заявила одна из женщин и действительно обняла нас на прощание.
PS Однако! Дуняшу еще никто не канонизировал, а турагентства вовсю паломников
отправляют!
klyaksina, вот как надо делать бизнес :)